«Большая перемена». Как планировали одно, а сняли совсем другое

Автор: Maks Авг 25, 2020

В 1972 году началась работа над съемками фильма. Правда, картина сначала называлась иначе, играть должны были другие актеры. Да и финал был совсем не таким…

Сценарий четырехсерийного телефильма «Большая перемена» заметно отличается от повести «Иду к людям». Ее тоже написал Георгий Садовников, опираясь на опыт учительства в вечерней школе. Соавтором сценария выступил режиссер картины Алексей Коренев, а несущее двойной смысл название придумал оператор Анатолий Мукасей.

Непризнанный гений

Герой фильма Нестор Петрович Северов мнит себя незаурядным ученым-историком, но, провалившись на экзаменах в аспирантуру «назло всем» идет преподавать в вечернюю школу. И этому странному и замкнутому человеку «по долгу службы» приходится вникать в жизнь своих взрослых учеников.

На роль Северова пробовались Константин Райкин и Евгений Карельских, а режиссер хотел видеть в ней Андрея Мягкова. Однако тот поставил условие: он будет сниматься только в том случае, если его жене, Анастасии Вознесенской, дадут роль учительницы Светланы Афанасьевны. Коренев на это не пошел — в результате главную роль получил Михаил Кононов.

На тот момент за плечами Кононова было около полутора десятков киноролей, среди них работы в фильмах «Начальник Чукотки», «Андрей Рублев», «В огне брода нет», «Начало». Роль Нестора Северова оказалась самой большой по объему и, пожалуй, самой запоминающейся.

В жизни Кононов чем-то походил на своего героя: у него не сложились отношения с режиссером, да и с другими членами съемочной группы тоже. Во время перерывов он демонстративно сидел в сторонке с журналом, ни с кем не разговаривал. Да еще имел привычку ссориться с коллегами перед съемкой. Садовникову он объяснил, что делает это специально, чтобы избавиться от вялости, войти в тонус. Ну и кому такое понравится?..

В конце прошлого века, когда кино «умирало», Михаил Кононов продал московскую квартиру и уехал жить в деревню. Однако, человек сугубо городской, не сумел прокормиться огородом. Ролей почти не предлагали, нищий актер стал сильно выпивать и в 67 лет умер от сердечного приступа. Но все это будет впереди, а тогда молодой талантливый артист был очень востребован.

Яркий дебют

Иногда судьбу актеров определяет случай. Кинооператору Юрию Векслеру предложили попробоваться на роль Ганжи, но сценарий ему не понравился. Выбирая между тремя Александрами: Садальским, Филиппенко и Збруевым, режиссер утвердил последнего. Збруев легко вписался в образ хулиганистого героя.

Отказавшийся от роли Векслер попросил свою будущую жену Светлану Крючкову (на тот момент студентку Школы-студии МХАТ) вернуть рукопись на киностудию. Выполняя просьбу, Крючкова столкнулась в дверях с режиссером и… получила приглашение порепетировать в паре со Збруевым роль его «тайной» жены Светланы Афанасьевны! Правда, утвердили ее на другую роль — влюбленной в Нестора Петровича ученицы Нелли Леднёвой. Кроме того, Светлане досталась полюбившаяся зрителям песня «Мы выбираем, нас выбирают», ставшая ее визитной карточкой.

Почти одни блондинки

«Большая перемена»Ученицу с ребенком сыграла дочь режиссера Мария, позже ставшая художником. Вторая дочь Коренева, Елена, будущая кинозвезда, тоже мелькнула в кадре с книгой в руках. Обе были светловолосыми, как и Крючкова, также как и Ирина Азер, сыгравшая подружку прогульщика Ляпишева (Виктор Проскурин).

Директор школы в исполнении Людмилы Касаткиной — тоже блондинка. К слову, перед тем как согласиться на роль, Касаткина попросила показать ей кинопробы и похвалила Мукасея: «Толечка, я — «Голливуд»! Буду у вас сниматься».

Еще одна блондинка — Наталия Богунова; белокурые волосы ее героини, Светланы Афанасьевны, стянуты в скромную прическу. В детстве Наталия училась хореографии в Вагановском училище, в кино снималась с 11 лет. Ее внешность как нельзя лучше подходила для создания романтичных и светлых женских образов. Однако коллеги по Театру имени Моссовета вспоминают: характер у Наталии был сложный — она могла встать посреди репетиции и уйти. Позже выяснилось, что она страдает психическим расстройством. Это и сломало ее карьеру.

Блондинкой оказалась и Наталья Гвоздикова, которую утвердили на роль невесты Нестора Северова, Полины, но тут режиссер встал на дыбы: хватит блондинок! Гвоздикова решила не перекрашиваться, снималась в черном парике. Любопытно, что Коренев был готов без проб взять на эту роль Наталью Гундареву, но та отказалась.

Еще одной брюнеткой в фильме стала Нина Маслова, сыгравшая тунеядку Коровянскую, которая сидит за одной партой с прижимистым Петей Тимохиным. Дуэт удался, очаровательная актриса отлично «оттеняет» Савелия Крамарова. «А что ты мне глазки строишь?» — кокетливо спрашивает Маслова. — «А что тебе, кооператив строить?» Эта фраза, как и «аттракцион неслыханной щедрости», и другие реплики Крамарова, разошлись на цитаты — а вот фамилию артиста в 1981 году вырезали из титров. Друг Крамарова, Илья Баскин, сыгравший взъерошенного рыжего парня на первой парте, спустя три года после премьеры эмигрировал в Штаты. Практически сразу он стал сниматься и настойчиво звал туда Крамарова. Но Савелия не отпускали даже ради воссоединения с родным дядей в Израиле. Тогда Крамаров совершил отчаянный шаг — написал письмо президенту США Рейгану, что ему не дают уехать из СССР. Конечно, после такого скандала актера выпустили. Народ недоумевал: «Зачем уезжать от такой популярности?» Но у Савелия Викторовича были свои соображения.

Заслуга режиссёра, или…

Коренев позволял актерам импровизировать, и многие сцены придумывались на ходу. К примеру, та, где Леонов (отец Нелли) из-за тяги к знаниям пробирается в школу через окно; или сцена спасения тонущего Нестора Петровича (Кононов на самом деле не умел плавать). Модная тема обучения во сне подтолкнула к эпизоду, где Нелли читает спящему отцу учебник истории. Однако режиссер вовсе не был «душкой», и если ему что-то не нравилось, сцены переснимали по много раз. Некурящая Талызина до сих пор вспоминает, как ей пришлось подряд выкурить целую пачку сигарет. И Гвоздикова в обиде на Коренева: из-за личного конфликта при монтаже он вырезал чуть ли не половину сцен с ее участием.

Ценители кино недоумевали: за что зрители полюбили «Большую перемену»? Михаил Кононов тоже был не в восторге от сюжета, но позже так объяснял успех картины: «Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним».

Помимо талантливой молодежи, в фильме много известных и любимых актеров: Евгений Леонов, Ролан Быков, Лев Дуров, Валентина Талызина, Люсьена Овчинникова, Владимир Басов, Валентина Титова, Валерий Носик, Готлиб Ронинсон… В «Большой перемене» не отказались сняться даже легенды советского театра и кино — Валентина Сперантова и Михаил Яншин. Так стоит ли удивляться, что многие до сих пор смотрят этот фильм с удовольствием?

Татьяна ОСИПЦОВА



Загадки истории » Искусство и телевидение » «Большая перемена». Как планировали одно, а сняли совсем другое

, , ,   Рубрика: Искусство и телевидение

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,122 сек. Потребление памяти:8.11 mb