Чёрная суббота

Автор: Maks Авг 2, 2020

В середине 1950-х годов Америка переживала настоящий бум авиаперевозок. Появились десятки самолетов новых конструкций, самолетный парк рос, но радарное сопровождение велось лишь вблизи аэропортов. Наблюдение за лайнерами шло по докладам с «бортов».

В субботу, 30 июня 1956 года, в 9:00 из Международного аэропорта Лос-Анджелеса вылетел поршневой «локхид». На борту самолета находилось 64 пассажира и 6 членов экипажа, они летели в Канзас-Сити. Через три минуты с той же взлетной площадки поднялся в воздух поршневой «Дуглас». Самолет совершал рейс по маршруту Лос-Анджелес — Чикаго. На борту было 53 пассажира и 5 членов экипажа.

Роковые облака

Маршрут лайнеров проходил над Большим каньоном, одним из красивейших ландшафтных заповедников планеты. Пилоты специально выбирали маршрут таким образом, чтобы пассажиры наслаждались видами каньона. Самолеты летели в одном направлении, но в разных эшелонах высоты. Благодаря разнице по высотам 600-650 метров полет был вполне безопасным. Даже в отсутствие радарного сопровождения лайнеры спокойно расходились в воздухе.


Но командир «локхида» Джек Ганди беспокоился, что его самолет регулярно попадает в грозовые облака. Поэтому он уже через 20 минут после взлета отправил запрос с просьбой занять другой эшелон высоты, чтобы наверняка уйти от образующихся по курсу грозовых облаков. Но получил отказ, потому что вслед за ним уже шел «Дуглас», который занял эшелон 6400 метров.

Последствия катастрофы над Большим каньономВскоре Джек Ганди вновь вышел на связь и попросил разрешение продолжить путь без обязательного контроля со стороны службы управления воздушным движением. Центр в Солт-Лейк-Сити, с которым работали оба лайнера, не имел обзорного локатора, и о местоположении «бортов» в воздухе диспетчеры судили по докладам пилотов и информации от своих коллег из других центров. В этом случае диспетчер решил, что самолеты уже миновали критическую точку минимального сближения, и дал добро. С аналогичной просьбой обратился к диспетчеру и командир «Дугласа», 48-летний Роберт Ширли. Центр дал разрешение и ему. А это было роковой ошибкой.

В точке сближения

В тот день над Большим каньоном облака были даже больше, чем над тихоокеанским побережьем. Пилоты пытались маневрировать, чтобы избежать попадания в облака, но у них из-за конструкции кабин обзор получался ограниченным.

Диспетчер в Солт-Лейк-Сити знал о пересечении траекторий обоих рейсов. Но нормы ПВП не обязывали диспетчеров предупреждать об этом пилотов. Они надеялись, что в воздухе они сами увидят друг друга. Только в 10:31 диспетчеры УВД Солт-Лейк Сити услышали слабый голос пилота. Через пять минут после этого рейс № TWA002 (Локхид) и № UA-718 (Дуглас) должны были доложить о прохождении ими критический точки. Но летчики на связь не вышли. В 11:51 оба рейса объявили пропавшими. Что же произошло в воздухе?

«Локхид» находился немного впереди, на 200-250 метров ниже «Дугласа», и летел на 30 км/ч быстрее. И когда капитан «локхида» потянул штурвал на себя, самолеты сблизились. Но ни один из экипажей не знал об этом и просто не видел второго самолета. И уже через 10-15 секунд пилоты «Дугласа» неожиданно увидели слева от себя приближающийся «локхид». Они резко направили свой самолет вправо и вниз. Но высокая скорость и малое расстояние не позволили уйти от столкновения.

Рейс UA-718 со скоростью 515 км/ч под углом 25° концом левого крыла врезался в центральную часть, трехкилевого хвостового оперения рейса TWA002, а через доли секунды его левый двигатель угодил еще и в фюзеляж последнего. «Локхид» из-за потери оперения перешел в вертикальное пикирование и врезался в северо-восточный склон останца Храм (массив Горной породы). «Дуглас», потерявший часть левого крыла и тягу одного двигателя, перешел в штопор, понесся вниз, врезался в склон южной части останца Чуар.

Два громких взрыва поставили точку в этой страшной катастрофе, унесшей жизни 128 человек.

Авиаперевозчики получили жестокий урок: служба организации и управления воздушным сообщением нуждалась в коренной перестройке.

Виктор ПРИХОДЬКО

, ,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:45. Время генерации:0,645 сек. Потребление памяти:9.98 mb