Чудо инженерной мысли

Автор: Maks Ноя 29, 2021

Симплонский железнодорожный туннель, находящийся между швейцарским Бригом и итальянской Домодоссолой, строился в два этапа: с 1898-го по 1905 год и с 1912-го по 1921-й. Длина его более 19 800 метров, и на протяжении полувека он считался самым протяженным туннелем в мире.

Под альпийскими пейзажами

Симплон — красивый высокогорный перевал на пути из Швейцарии в Италию. Высота его достигает 2005 метров над уровнем моря. Симплон был известен несколько столетий, но имел только местное значение. Международную известность он приобрел во время наполеоновских войн. Тогда с 1801-го по 1805 год по приказу императора Франции для транспортировки артиллерии через перевал была построена дорога, соединившая долину Роны с Италией. Впоследствии по дороге через Симплон было организовано движение почтовых карет, которые в начале XX века заменили почтовыми автобусами.

В наши дни здесь проходит вполне современное шоссе, по нему круглые сутки движется поток автомобилей. Однако альпийские пейзажи, которые можно видеть с вершины Симплонского перевала, остались столь же впечатляющими, как и во времена Наполеона. Путешественнику, любующемуся этими завораживающими видами, вряд ли придет в голову, что в это же время прямо под ним, на глубине двух километров, во мраке, рассекаемом лишь огнями локомотива, мчится железнодорожный состав.

От идеи — к проекту

С середины XIX века начались разговоры о строительстве под перевалом железнодорожного туннеля. Долгое время это было скорее пустое сотрясение воздуха, но ближе к концу столетия задача стала технически осуществимой. В 1895 году было подписано соглашение, исполнение которого со швейцарской стороны поручили компании «Жюра-Симплон», а с итальянской — немецкой «Брандт, Брандау и С°». Государственная граница между странами должна была пролечь посередине туннеля. Швейцарские инженеры проявили максимум осторожности. Они хотели построить туннель, но опасались браться за заведомо невыполнимую задачу: ведь им предстояло обеспечить вентиляцию штолен, отвод горячей воды, поступающей из водоносных слоев, огромное давление рыхлых горных пород. Поэтому они сначала проконсультировались у серьезных специалистов Австрии, Италии и Великобритании.

Лучшие умы того времени тщательно взвесили все «за» и «против» и вынесли свой вердикт: проект выполним, но строителям придется преодолеть серьезные трудности. К счастью, к тому времени появился динамит. Это заметно облегчало взрывные работы: динамитные заряды были значительно сильнее пороховых, и для их закладки нужно было бурить всего 9 или 12 скважин, что существенно ускоряло проходку. Кроме того, при строительстве решили впервые в мировой практике применить беспылевой гидравлический бур конструкции немецкого инженера-механика Альфреда Брандта.

Грандиозная стройка

Симплонский туннельРуководителем первого этапа строительства стал тот же Альфред Брандт. В 1898 году проводку Симплонского тоннеля одновременно с севера и юга начали две партии рабочих-итальянцев, по 3000 человек каждая. Грузы подвозили на лошадях. Многое зависело от точности расчетов горных инженеров, так как при смычке штольни могли не сойтись в одной точке. Параллельно основному туннелю в 17 метрах от него пробивали еще один, технологический, для подачи воды в гидравлические буры и свежего воздуха на рабочие участки — для этого с северной стороны были размещены мощные вентиляционные установки. При завале или затоплении технологический туннель можно было использовать как запасный выход. Через каждые 200 метров обе штольни соединялись проходами.

Для рабочих организовали души и сушилки для мокрой одежды, развернули полевые госпитали, в штольне даже смонтировали заводик по изготовлению мороженого. Но от всего этого сами условия работы не перестали быть каторжными. Из-за рыхлого грунта и подземных рек неоднократно пришлось менять траекторию прокладки или надолго застревать на одном месте. Так, один из участков длиной в 42 метра преодолевали целых семь месяцев, используя при этом комбинации из деревянных и стальных балок, бетона и мощных гранитных блоков толщиной 2,5 метра. Температура в штольне доходила до 56 °С, а температуры воды, стоя по колено в которой приходилось работать, — 50 °С. Эту горячую воду безуспешно откачивали насосами, смешивали с холодной, но она не убывала, пока не был построен специальный дренаж.

Писатель Максим Горький в своих «Сказках об Италии» воспроизвел, разумеется, в литературной обработке, все, что ему рассказал «черный, как жук» рабочий с медалью за работу в Симплонском туннеле на груди: «Земля там, внутри, встретила нас сурово. Она дышала на нас жарким дыханием, от него замирало сердце, голова становилась тяжелой и болели кости, — это испытано многими! Потом она сбрасывала на людей камни и обливала нас горячей водой; это было очень страшно!.. Чем дальше — тем горячее в туннеле, тем больше хворало и падало в землю людей. И все сильнее текли горячие ключи, осыпалась порода, а двое наших, из Лугано, сошли с ума. Ночами в казарме у нас многие бредили, стонали и вскакивали с постелей в некоем ужасе… Мы, люди, — такие маленькие, и она, эта гора, — до небес, гора, которой мы сверлили чрево… это надо видеть, чтоб понять!.. Надо видеть машины, угрюмое лицо горы, слушать темный гул глубоко в ней и эхо взрывов, точно хохот безумного… Человек — умеет работать!.. Маленький человек, когда он хочет работать, — непобедимая сила! И поверьте: в конце концов этот маленький человек сделает все, чего хочет».

Все получилось по словам рабочего: люди победили. 23 февраля 1905 года штольни сошлись почти идеально: потребовалось выровнять всего 20,2 см по горизонтали и 8,7 см по вертикали, что совсем неплохо даже по современным меркам. Этот момент, правда, омрачился гибелью двух посторонних людей, которые пришли посмотреть на сбойку. Они отравились углекислым газом, прорвавшимся из горных толщ при последнем взрыве, объединившем северную и южную штольни. Затем еще год по туннелю прокладывали рельсы. Наконец, 19 мая 1906 года состоялась торжественная церемония открытия, на которой присутствовали король Италии Виктор Эммануил III и президент Швейцарской конфедерации Людвиг Форрер. Они встретились в самом центре туннеля, на государственной границе. Симплон I стал органической частью маршрута знаменитого Восточного экспресса, следующего по линии Париж — Стамбул. Что же касается второй ветки туннеля, известной как Симплон II, то ее строительство было завершено в 1922 году, уже после Первой мировой войны.

Мины, рельсы, аварии

Грандиозная стройка не обошлась без жертв. При строительстве одной лишь первой ветки погибли 67 рабочих, многие умерли позже от полученных во время строительства тяжелых болезней. Еще 29 мая 1905 года у железнодорожной станции Ди у южного портала был установлен памятник погибшим строителям Симплонского туннеля, а годом позже в честь открытия первой Международной выставки в Милане, посвященной окончанию работ, были отчеканены серебряные и медные медали, которые вручались его строителям. На одной стороне медали на фоне туннеля было изображение рабочего с гидравлическим буром, на другой — выставки Милан EXPO 1906 года.

В конце Второй мировой войны оба портала туннеля были заминированы. Немецкие войска планировали взорвать южный портал, но итальянским партизанам удалось помешать этим планам.

Позже, в самый разгар холодной войны, швейцарские военные озаботились предотвращением вторжения в страну воображаемых советских оккупантов! Они заминировали в своей стране многие стратегические объекты, в том числе северный портал Симплонского туннеля. Два десятилетия поезда в самом прямом смысле слова ходили по минам. Разминировали его только в 2001 году.

В том же 2001 году в тоннеле лоб в лоб столкнулись два товарных состава, но, по счастливому стечению обстоятельств, обошлось без человеческих жертв. В 1995-2003 годах на обеих ветках опустили уровень рельсового полотна, благодаря чему стали возможны так называемые контрейлерные перевозки, то есть комбинированные железнодорожно-автомобильные. Вместо натяжного кабеля был смонтирован подвижной электрический рельс, который позволил увеличить скорость движения поездов со 110 до 160 км/час. А в 2011 году в туннеле случился большой пожар, после чего в нем полностью обновили электропроводку, а также системы вентиляции и освещения. Ныне Симплонский туннель, несмотря на свой более чем вековой возраст, продолжает благополучно работать.

Валдис ПЕЙПИНЬШ

  Рубрика: Гениальные изобретения 397 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,810 сек. Потребление памяти:14.37 mb