Чуваши — старожилы Поволжья

Автор: Maks Июл 21, 2022

Чуваши — пятый по численности народ России. По данным переписи 2010 года, их насчитывалось полтора миллиона. Основная часть проживает в своей республике — Чувашии, а также в Татарстане, Башкирии, Самарской и Ульяновской областях.

ПОТОМКИ ШУМЕРОВ?

Когда-то на территории нынешней России проживали хазары и волжские булгары. Их языки относятся к булгарской группе тюркских языков. В настоящее время единственным живым языком этой группы является чувашский.

Согласно наиболее распространенной научной версии, предки чувашей в первом тысячелетии до нашей эры были западным крылом гуннов и проживали в Центральной Азии. Во II-III веках нашей эры они обосновались на Северном Кавказе. В VII-VIII веках с другими булгарскими племенами переместились в Среднее Поволжье и ассимилировались с уже проживавшими здесь финно-угорскими племенами.

Согласно легенде, чуваши произошли от богатыря Сувара. Действительно, арабский путешественник Ибн Фадлан (X век) упоминает некий народ сувазы, живший в пределах Великой Булгарии. В 922 году сувазы отказались принять ислам и ушли в леса. Это дало начало формированию будущей чувашской народности.

Также есть версия, что чуваши являются прямыми потомками древних шумеров. Эту идею выдвинул филолог Николай Марр. Его поддержал писатель Геннадий Егоров, подчеркивающий схожесть чувашского языка с древне-шумерским и считающий, что Булгарию основали шумеры, пришедшие туда с юга.

Некоторые ученые возможным предком чувашей предполагают народ тоба, которых китайцы считали детьми гуннов.

Множество гипотез о происхождении чувашей лишь доказывают, что это древний народ с таинственной историей.

В русских летописях они впервые упоминаются в 1521 году. Именно тогда, в XVI веке, чуваши вошли в состав России. После Октябрьской революции получили автономию.

ХМЕЛЬ — ВСЕМУ ГОЛОВА

Ведущую роль в традиционном хозяйстве чувашей издавна играло пашенное земледелие. Они сеяли рожь, полбу, овес, ячмень, гречиху, просо, горох, коноплю, лен. Землю пахали тяжелыми плугами, а для повторной обработки использовали более легкие орудия, позднее — соху русского типа. Было развито огородничество, сажали лук, капусту, морковь, брюкву, репу. С середины XIX века стал распространяться картофель.

Чуваши издавна славились умением возделывать хмель, который продавали и соседним народам. Историки отмечают, что еще в XVIII веке у многих крестьян были капитально построенные (с дубовыми столбами) полевые хмельники. В начале XX века у состоятельных хозяев появляются свои сушилки, прессы для получения хмелебрикетов. Вместо традиционных, лишь слегка окультуренных сортов внедряются более урожайные — баварский, богемский, швейцарский.

Издавна чуваши разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Занимались охотой, рыболовством, бортничеством.

Были распространены кустарные промыслы: колесный, бондарный, столярный. Существовали плотничьи и портняжьи артели. Многие плотники в прибрежных селах изготовляли лодки и даже шхуны для каспийских промыслов.

До XVII века было много специалистов по обработке металла. Однако затем власти запретили инородцам заниматься этим ремеслом, так что даже в начале XX века среди чувашей почти не имелось своих кузнецов.

ТУРА ПРОТИВ ШУЙТАНА

ЧувашиСогласно чувашской мифологии, существует три мира: верхний, средний и нижний. Каждый из них имеет несколько слоев: три в верхнем мире, один в среднем и еще три в нижнем.

Земля квадратная, причем чуваши живут в ее центре. Небосвод посередине поддерживается Мировым древом, а с четырех сторон (по краям земного квадрата) небосвод стоит на четырех столбах: золотом, серебряном, медном и каменном. На верхушке столбов располагаются гнезда, в них по три яйца, на яйцах — утки.

В каждом углу Земли находятся богатыри-защитники. Землю омывает океан, причем волны постоянно разрушают берега. Конец света наступит, когда край земли дойдет до чувашей.

Для традиционной чувашской веры свойственен дуализм — наличие доброго и плохого божеств. Верховному доброму богу Тура противостоит злое божество Шуйтан. Кроме того, существует множество богов пониже рангом (добрых и злых). Каждый из них покровительствовал определенному занятию людей.

Чуваши поклонялись деревенским святыням — киреметь. Это были святые места на возвышенности, рядом с чистым питьевым источником. Символом жизни в таких местах считались дуб, ясень или другие крепкие и высокие живые деревья.

Верховный бог Тура, по чувашским поверьям, находится в верхнем мире, вместе с душами святых и неродившихся детей. После смерти душа праведника переходит по узкому мосту на радугу, а затем в верхний мир. Душа грешника падает с узкого моста в нижний мир, где в девяти котлах варятся души грешных людей. Слуги Шуйтана непрестанно поддерживают под котлами огонь.

Праздники чувашей неразрывно связаны с циклом земледельческих работ и с культом предков. Цикл аграрно-магических обрядов начинался с зимнего праздника Сурхури, потом наступал праздник почитания Солнца — Саварни (Масленица), затем — весенний многодневный праздник жертвоприношений Солнцу, богу и умершим предкам -Манкун.

Цикл продолжал Акатуй — праздник весенней пахоты и сохи, Симек — праздник цветения природы, общественные поминки. После сева хлебов чуваши праздновали Уяв.

В честь нового урожая было принято устраивать моления — благодарений духу-хранителю овина. Осенью отмечали Автан-Сыры (петушиный праздник).

Всех предков поминали на третий день Пасхи и в Симек. В ноябре-декабре месяц поминовения и жертвоприношений совпадал с началом года по чувашскому лунно-солнечному календарю. Чуваши так часто поминали умерших родственников, поскольку все неприятности и болезни они приписывали гневу покойников.

СВАДЬБА НА НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ

До сегодняшнего дня сохранился у чувашей обряд взаимопомощи — ниме. Когда предстоит большая и трудная работа, с которой хозяева не могут справиться сами, они просят помощи у односельчан и родственников. Рано утром глава семьи или специально выбранный человек обходит деревню, приглашая на работу. Как правило, все, кто слышит приглашение, идут на помощь с орудиями труда. Работа кипит целый день, а вечером хозяева устраивают праздничное застолье.

У верховых чувашей (проживают на северо-западе Чувашии) еще в прошлом веке существовал такой обычай: если в семье умирал ребенок, то последующего (невзирая на имя, данное при крещении) называли именем птицы или дикого животного — Чекес (Ласточка), Кашкар (Волк). Старались, чтобы в обиходе закрепилось именно ложное имя.

Полагали, что таким образом они обманут злых духов, ребенок не умрет и род сохранится.

Свадьбы у чувашей праздновались в основном весной перед Симеком или летом от Петрова до Ильина дня. Свадебные обряды отличались большой сложностью и разнообразием. Полный ритуал занимал несколько недель, состоял из сватовства, предсвадебных обрядов, самой свадьбы (причем проходила она и в доме невесты, и в доме жениха), послесвадебных обрядов. За порядком следил специально выбранный мужчина из родственников жениха.

Сейчас свадьба несколько упростилась, но основные традиционные элементы сохранила. Такие, например, как «выкуп ворот» при въезде во двор невесты, плач-причитание невесты, смена головного убора девушки на головной убор замужней женщины, хождение новобрачной за водой. Исполняются и специальные свадебные песни.

Для чувашей очень много значат родственные связи. Чуваш и сегодня старается соблюдать давно сложившийся обычай, по которому раз-два в году он должен звать к себе на пир всех родственников и соседей.

В чувашских семьях к отцу и матери относятся с любовью и уважением. Слово «амаш» переводится как «мать», но для своей родной матери у чувашей есть особые слова: «анне», «апи». Произнося их, чуваш говорит только о своей маме. Эти слова никогда не используют в бранной речи или в насмешках.

О чувстве долга перед матерью чуваши говорят: «Ежедневно угощай мать блинами, испеченными на своей ладони, — и то не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».

У чувашей всегда большую роль играло общественное мнение. «Что на деревне скажут?» — об этом задумывался каждый чуваш. Люди с особым почтением относились к умению достойно вести себя в обществе. Осуждали нескромное поведение, сквернословие, пьянство, воровство. Особое требование в этих вопросах предъявлялось молодежи. Из поколения в поколение наставляли: «Не срами имени чуваша». И в самом деле — старались не срамить.

Николай МЕДВЕДЕВ

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 107 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,235 сек. Потребление памяти:9.35 mb