Самолётное дело

Автор: Maks Июл 21, 2022

Старшее поколение хорошо помнит железный занавес, отделявший СССР от других стран. Поездки за границу были почти нереальны, а уж об эмиграции полагалось говорить только шепотом на кухне. Поэтому попытка группы диссидентов в июне 1970 года угнать самолет с целью навсегда покинуть страну была сродни грому среди ясного неба.

ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД

Сегодня все попытки угона самолетов расцениваются как террористический акт, а в 70-х годах прошлого века такое событие воспринималось как борьба за свободу.

В 1960-1970-х годах советское руководство столкнулось с новой проблемой — так называемыми отказниками, то есть людьми, пожелавшими уехать на постоянное место жительства в другую страну. Конечно, в этом им было отказано, так как право на свободу эмиграции не признавалось в СССР. Ситуацию усложняли США и Запад, усиленно муссирующие эту тему на различных международных встречах, критикуя обстановку в СССР.

Наиболее остро стоял вопрос о советских евреях, стремившихся уехать на свою историческую родину, в Израиль. Несмотря на то что СССР приложил немало усилий для создания Израиля, слишком лояльное отношение этого государства к США привело к тому, что в конце концов оно стало восприниматься как внешний враг. Следовательно, тех, кто собирался эмигрировать в Израиль, считали перебежчиками.

Израиль же с активной готовностью принимал в свои объятия евреев со всего мира, в том числе и советских. А поскольку для последних эмиграция была почти неосуществимой мечтой, они предпринимали совершенно отчаянные шаги.

В помощь тем, кто хотел покинуть страну, создавались тайные сионистские организации. И конечно же, в них, как в любой другой организации, имелись активисты, довольно радикально настроенные, считавшие, что для достижения цели все средства хороши.

ОПЕРАЦИЯ «СВАДЬБА»

В ноябре 1969 года лидеру ленинградской сионистской организации Гигелю Бутману один из активистов, Марк Дымшиц, летчик по профессии, предложил вариант побега из СССР путем угона самолета. Бугману идея понравилась, так как появлялась возможность не только переправить сразу несколько десятков евреев в Израиль, но и раздуть громкий скандал, который не мог остаться не замеченным мировой общественностью. Поддержал эту идею известный в ту пору своими антисоветскими настроениями и отсидевший за это 7 лет Эдуард Кузнецов.

Оставалось разработать план операции. По замыслу Бутмана для успеха предприятия необходимо было привлечь к нему как можно больше евреев, намеревавшихся покинуть страну. Чтобы присутствие на одном борту такого количества представителей диаспоры не вызвало подозрений, была придумана версия, что все они летят на свадьбу. Отсюда и появилось название — операция «Свадьба».

Предполагалось выкупить все билеты на самолет Ту-124, следовавший по маршруту Ленинград — Мурманск, который мог взять на борт до 50 пассажиров. Посадка угнанного самолета была запланирована в Швеции или Финляндии. На случай, если экипаж окажет состав эипаж окажет сопротивление, управление самолетом должен был взять на себя Дымшиц.

Марк ДымшицНо прежде ему предстояло выяснить состав экипажа, а также наличие у пилотов оружия. Оружие, конечно, предусматривалось, но летчики его чаще всего не брали с собой. Кроме этого, Дымшицу было необходимо изучить внутреннее устройство лайнера. А Бутман незамедлительно начал подбор пассажиров. Кому-то он просто намекал, что есть возможность нелегально перебраться в Израиль, а особо приближенным честно рассказывал о захвате самолета. Понятно, что риск был огромный, поэтому найти столько желающих, чтобы заполнить весь салон, не удалось. В связи с этим возникала еще одна проблема — сопротивление пассажиров, взявших билеты на этот рейс. Кроме того, Дымшиц опасался в одиночку не справиться с таким большим самолетом и решил отказаться от затеи. Да и пилоты могли оказаться не робкого десятка.

И еще. Комитет сионистской организации узнал о готовящейся акции и решил поинтересоваться мнением израильских властей по этому поводу. В ответ те посоветовали забыть об этой идее и уж тем более не впутывать Израиль в сомнительное предприятие. Поэтому операцию, назначенную на 2 мая 1970 года, отменили.

ВОПРЕКИ ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ

После ответа Израиля желающих поддержать план Дымшица поубавилось, отказался и Бутман. Но не все, кто собирался покинуть страну, состояли в организации. Они-то и продолжили подготовку к побегу.

Дымшиц предложил угнать более легкий самолет — Ан-2, следовавший по маршруту Ленинград — Приозерск. Обезвредить экипаж, состоящий из двух человек, казалось несложно. Надо было связать пилотов и вытащить из самолета. Их место должен был занять Дымшиц. Он намеревался на небольшой высоте пересечь советскую границу и посадить самолет в шведском городе Буден, а там сдаться властям. Запланирована была и пресс-конференция, на которой угонщики собирались рассказать о положении евреев в СССР. Таким образом, они надеялись, что западная общественность поможет им убедить советское правительство разрешить выезд в Израиль всем желающим.

Поддержали Дымшица 15 человек, среди которых было двое русских диссидентов — Алексей Мурженко и Юрий Федоров. В состав группы входили супруга и две дочери Дымшица, несколько семей, а также Эдуард Кузнецов: 12 человек должны были сесть в самолет в аэропорту «Смольное», а четверо ждать рейс в Приозерске.

Но уже тогда они все находились под пристальным вниманием КГБ, правда в силу своей неопытности даже не подозревали об этом.

ПРОВАЛ

Конечно, потом заговорщики утверждали, что слежку заметили, но решили не отказываться от своих намерений. Угон самолета был намечен на 15 июня 1970 года. Однако, когда все прибыли в аэропорт, инициатор акции вдруг передумал выходить на летное поле. Его удалось с трудом уговорить, но, как оказалось, опасения Дымшица были небеспочвенны.

Сотрудники КГБ взяли всех прямо у трапа. Оставшихся четверых арестовали в Приозерске. Были задержаны и предполагаемые участники операции «Свадьба», в том числе и Бутман.

Через полгода состоялся суд по «Самолетному делу». Кузнецов публично выказывал свое недовольство сроками следствия. Но оно было затянуто не по нерадивости следователей. Скорее всего, ждали резолюцию Генеральной ассамблеи ООН о борьбе с угонами самолетов, принятую 25 ноября. С момента ее принятия «Самолетное дело» приобретало статус преступления международного значения.

Но даже не это сыграло решающую роль в вынесении сурового приговора, а другое похожее преступление. 15 октября 1970 года в результате угона самолета литовцами Бразинскасами несколько человек получили ранения, а стюардесса Надежда Курченко была убита. Турция, где приземлился угнанный лайнер, преступников не выдала.

Поэтому, хотя в деле отказников никто не пострадал, суд признал их виновными в измене Родине, хищении в особо крупных размерах (самолета) и антисоветской деятельности. Дымшиц и Кузнецов были приговорены к расстрелу, остальные получили от 4 до 15 лет. Семья Дымшица была признана невиновной.

Однако вскоре под давлением международной общественности смертный приговор двум главным фигурантам заменили на 15-летний срок.

Александра БУЗИНОВА

  Рубрика: Назад в СССР 327 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,280 сек. Потребление памяти:9.66 mb