Даёшь красную Арктику!

Автор: Maks Июн 24, 2020

Арктический регион всегда был чрезвычайно важен для государства, владеющего половиной Ледовитого океана. Война и послевоенное восстановление на какое-то время затормозили освоение Заполярья, но уже в 1950-е научные институты СССР начали на-гора выдавать предложения, одно фантастичнее другого.

Задумки и на самом деле отличались необыкновенной смелостью, особенно для тех лет. Это и перенос русла Оби, и получение электричества из холода, и летающие ветроэнергетические станции.

Теплограды на курьих ножках

Арктикой принято называть все, что находится севернее Полярного круга: миллионы квадратных километров побережья и арктического шельфа. По оценкам специалистов, именно здесь залегают примерно 20% мирового запаса углеводородов, богатейшие месторождения руд и редкоземельных металлов. Ледовитый океан — крупнейшее хранилище биоресурсов планеты. Вот только получение всех этих богатств осложняется непростыми климатическими условиями: температуры достигают экстремально низких значений, порывы ветра сбивают с ног, снежные заносы полностью накрывают здания. Советские проектировщики были просто вынуждены подойти к вопросу жизнеустройства арктических жителей с позиции творческих инноваций.

В конце 1950-х — начале 1960-х архитекторы приступили к созданию совершенно авангардных проектов. Более всего это напоминало города из космических романов. Допустим, в проекте архитектора Агафонова всех жителей поселка предлагалось разместить в четырех пятиэтажных зданиях цилиндрической формы, поднятых над грунтом на колоннах-сваях. Форма домов и сваи позволяли ослабить влияние снежных заносов и предотвратить таяние грунтов в основании строений.

Кроме жилых домов, предусматривался общественный центр — отдельное здание с магазинами, кинотеатрами, спортивными залами, лечебными и культурными учреждениями. Все башни связывались между собой крытыми отапливаемыми галереями, настоящими остекленными улицами с пешеходной и проезжей частью. Они не просто выполняли коммуникативную роль, в галереях могли располагаться кафе, торговые киоски, зоны зеленых насаждений.

Поселок представлял собой совершенно замкнутую комфортную систему для жизни и досуга. Снаружи бушевали метели, температура опускалась ниже 60 градусов, а житель такого теплограда вполне мог выйти из дома в сандалиях на босу ногу.

Любопытно, что сегодня многие идеи архитекторов СССР нашли реализацию в современных проектах. Так, военная база на острове Земля Александры, архипелаг Земля Франца-Иосифа, выглядит прямым воплощением эскизов 60-летней давности.

Танки и торпеды

Другой головной болью для ученых был вопрос арктического транспорта. Еще в 1937 году профессор Покровский представил в журнале «Техника — молодежи» футуристический проект северного танка-амфибии, способного пробивать ледяные торосы и переплывать через полыньи и трещины.

Еще более оригинальная идея посетила инженеров Теплицына и Хиценко. Чтоб не зависеть от просадок мерзлых грунтов, они предложили вместо железных дорог прокладывать прямо по мерзлоте теплоизолированные ледяные туннели и запускать по ним грузовые вагоны в форме торпед. Паровая турбина была способна разгонять такой снаряд до 500 километров в час. К сожалению, проект был слишком утопичным.

А вот проект передвижных атомных станций на гусеничном ходу остановился в шаге от широкой реализации. Конечно, ПАЭС были средством энергетики, а не транспорта, но они могли решить множество проблем Севера. В середине 1960-х опытные образцы мобильных атомных станций даже прошли полевые испытания, но в конце концов программа была свернута.

Подледное плавание

СССР в АрктикеЕще одна совершенно неисчерпаемая «золотая жила» Арктики — Северный морской путь. Используя эту транспортную артерию как альтернативу трассе через Индийский океан, можно сократить затраты на морские перевозки из Азии в Европу едва не вполовину. Главную помеху для организации постоянного сообщения по Севморпути создают арктические льды, которые существенно сокращают сезон навигации или вынуждают перевозчиков прибегать к дорогостоящим услугам ледоколов. Нивелировав фактор паковых льдов, СССР получил бы невероятные экономические преимущества.

Конечно, атомная бомбардировка — это слишком, но существовали и другие замыслы. В тех же 1960-х советские ученые активно разрабатывали проекты атомных грузовых субмарин для перевозки наливных и сыпучих грузов прямо под арктическими льдами. Такие подледные танкеры могли перевозить миллионы тонн разнообразных грузов без всякой зависимости от времени года и температуры.

К сожалению, грузовые подлодки так и остались на бумаге, возможно, их просто признали нерентабельными.

Еще один удивительный проект очистки Севморпути предложил в 1966 году житель Латвии Евгений Пасторе. Прожектер на полном серьезе предлагал откалывать от ледового щита айсберги, ставить на них огромные брезентовые паруса и ждать, пока льдины уплывут своим ходом. Всего полгода утопист-выдумщик отводил на расчистку прямоугольника 200 на 3000 километров и наладку круглогодичной навигации.

Плотина до Аляски

Но самым амбициозным проектом советской инженерной мысли была идея сооружения титанической плотины, перегораживающей Берингов пролив.

Все заключалось в аккуратной переброске поверхностных арктических вод из Ледовитого океана в Тихий. В результате теплый Гольфстрим смог бы гораздо глубже проникать из Атлантики в Северное полушарие. Льды Арктики начали бы активно таять, а климат в Якутии сделался пригодным для выращивания апельсинов.

Автором невероятного проекта, к которому, кроме СССР, собирались подключать США и Канаду, был талантливый советский инженер Петр Михайлович Борисов. Огромная дамба длиной 89 километров, уходящая в глубину более чем на 50 метров, должна была соединить Евразию с Америкой. В теле дамбы устраивались специальные отверстия, по которым мощные насосы, питающиеся от двух АЭС, перекачивали бы холодные воды Чукотского моря в более теплое море — Берингово. По верху плотины предполагалось запустить железную дорогу, соединяющую Чукотку с Аляской.

Неизвестно, что поставило крест на этой титанической задумке: кардинальное ухудшение отношений с США, запредельная стоимость предприятия или сомнительность теоретических обоснований ученого. Современные исследователи считают, что, если бы столь кардинальное вмешательство в природу все же осуществилось, все могло закончиться экологической катастрофой.

При этом сама идея Борисова оказалась столь привлекательной, что в 1970-х архитектор Казимир Луческий доработал фантастическую задумку, превратив плотину в настоящий город с жилыми кварталами, автомагистралями, площадями и проспектами.

50 лет как ушли в прошлое времена инженеров-мечтателей. Глобальное потепление без всяких плотин изменило мир. Сами собой тают льды Арктики. В XXI веке Северный морской путь становится все более и более доступным, но вместе с тем нас всех беспокоят и новые проблемы: слишком уж быстро вновь возникающие условия меняют экологическую систему Арктики. Угроза исчезновения нависла над целыми видами животных, и очень может быть, что уже завтра нынешним ученым придется опять искать фантастические идеи для спасения гренландских китов и белых медведей.

Виктор ШТЕРН

«МИРНЫЙ» ATOM

10 июня  член Географического общества СССР Пекарский составил записку на имя Сталина, где предлагал использовать атомные бомбы для пробития судоходных каналов в арктическом ледовом щите. К счастью, радикальный план не приняли к исполнению, бомбы у Советского Союза тогда еще не было.



Загадки истории » Назад в СССР » Даёшь красную Арктику!

, ,   Рубрика: Назад в СССР

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,140 сек. Потребление памяти:8.1 mb