День и ночь великого Шивы

Автор: Maks Июл 10, 2022

Шива — один из самых почитаемых богов индуистского пантеона, и потому посвященные ему праздники — важное событие для жителей Индии. Один из таких праздников, Махашиваратри — священная ночь небожителя, которую принято отмечать в 14-й день новолуния темного месяца пхалгун, что обычно выпадает на вторую половину февраля или начало марта. В этом году долгожданный праздник Шивы его поклонники будут отмечать в первый день весны.

Яд, свадьба и спор богов

Махашиваратри, чье название можно дословно перевести как «Великая ночь Шивы», — один из самых грандиозных праздников в Индии. Ведь не случайно о его происхождении рассказывают сразу несколько легенд этой страны.

Первая из них гласит, что много веков назад два верховных бога, Брахма и Вишну, поспорили о том, кто из них будет править миром. Их перепалка уже была готова перерасти в нешуточную ссору, которая могла повлечь за собой очень серьезные последствия. Однако разрешить этот конфликт взялся Шива. Он предстал перед богами в виде огромного сияющего лингама (священного столба, по форме напоминающего фаллос) без начала и конца.

Увидев такое великолепное, небожители даже сначала не поверили в бесконечность чудесной колонны света и решили сами в этом убедиться. Так, Брахма обернулся лебедем, а Вишну — вепрем, после чего они отправились на поиски концов лингама. Вот только усилия их оказались тщетными, а потому им пришлось забыть о своем споре. С тех пор все три бога почитаются как верховные небожители в индийском пантеоне, а день, когда Шива помирил спорщиков, стал его главным праздником — Махашиваратри.

Согласно второй легенде, однажды из недр океана появился горшок с ядом, и эта отрава была настолько сильна, что могла уничтожить всю Вселенную. Перепуганные боги обратились за помощью к Шиве, и тот, недолго думая… выпил содержимое рокового сосуда. Правда глотать яд небожитель не стал, а задержал его в своем горле, отчего его шея приобрела синий цвет. И потому в память об этом смелом поступке бога, спасшего мир, люди ежегодно прославляют Шиву, приносят дары в его храмы и благодарят за избавление от страшной гибели.

Третья же версия происхождения Махашиваратри утверждает, что праздник появился как память о свадьбе прославленного небожителя с богиней Парвати.

Заблудившийся охотник

Традиции праздника тоже появились на свет не случайно, о чем сегодня рассказывает такое предание. Однажды некий охотник отправился в джунгли на промысел. Вот только в тот день бедолаге не удалось подстрелить добычу, а под вечер он вообще заблудился в глухой чаще. Страдая от голода и жажды, несчастный решил переночевать в лесу. Вот только спать на земле охотник не решился, опасаясь нападения хищников, а потому забрался на ветви бильвы (разновидность дикой яблони) — любимого дерева Шивы.

Расположившись на ветвях, охотник очень боялся уснуть и упасть во сне на землю, и, чтобы взбодриться, он всю ночь срывал цветки растения и бросал их вниз, молясь при этом верховному богу и умоляя его о спасении. Утром же спустившись, охотник увидел под деревом священный лингам, усыпанный его «подношениями». Ну а Шива не остался глух к молитвам охотника и помог ему выбраться из джунглей! Ведь несчастный не ел и не пил целый день, а затем всю ночь бодрствовал и молился, принося ему незатейливые дары. Так злоключения неведомого охотника заложили традиции Махашиваратри, о которых речь пойдет ниже.

Ранголи и пост

Праздник МахашиваратриВ этом году заветный праздник в Индии начнется с восходом солнца 28 февраля и будет продолжаться целые сутки. Верующие люди готовятся к нему очень скрупулезно. В некоторых городах страны на рассвете женщины тщательно моют и подметают площадку перед главным входом в свой дом. А затем, прямо на сыром покрытии, начинают рисовать цветным порошком замысловатый рисунок.

Такие узоры называются ранголи, и считается, что если нанести их на землю в день праздника, это принесет под родной кров богатство и благополучие. В начале на площадку хозяйка дома наносит «заготовку» из множества точек, а затем ее дочери раскрашивают подготовленную картинку. После чего вся семья совершает ритуальное омовение, надевает новые одежды и отправляется к ближайшему храму Шивы, прихватив с собой заранее приготовленные дары небожителю.

Весь этот день и ночь до следующего рассвета индусы, по традиции, заложенной бедолагой-охотником, соблюдают праздничный пост. Некоторые поклонники Шивы вообще не прикасаются к еде и воде на протяжении суток, другие позволяют себе выпить утром несколько глотков воды и съесть немного риса и фруктов. А вот есть мясо, пить чай, кофе и алкоголь в этот день строго запрещено, так как считается, что употребляющий «нехорошую» пищу и напитки человек непременно навлечет на себя гнев строгого небожителя.

«Ом Намах Шивая!»

Как мы уже говорили, Махашиваратри в Индии великий праздник. Не случайно же в священную ночь в храмах великого бога ему свершается сразу несколько пуджи (служб), которых терпеливо ждут верующие. Подойдя к святилищу Шивы, люди встают в очередь, ведущую к заветному лингаму, дабы возложить возле него дары небожителю. Чаще всего верующие преподносят ему молоко, листья бильвы, фрукты и благовония. Оставив в храме свои подношения, верующие рассаживаются на земле возле святилища и начинают петь мантры и молитвы великому богу. Самая древняя мантра — «Ом Намах Шивая!», и на Махашиваратри она звучит повсюду.

Однако не все верующие в ожидании великой ночи предаются молитве. В священном городке Гокарна, куда на праздник съезжается множество паломников со всей страны, совершив ритуальное омовение, люди идут на берег океана, где лепят из песка небольшие лингамы. К этому занятию они относятся очень серьезно. Так, если увлекшись работой, паломник случайно задевает лингам, сооруженный его товарищем, он тут же бросается поправлять невольно нанесенный вред изваянию. Восстановив же «скульптуру», провинившийся падает перед ней на колени и вымаливает прощение у Шивы, произнося знаменитую мантру: «Ом Намах Шивая!»

Когда же начинается первая пуджа, люди, собравшись у храма, начинают медитировать. Причем во время этого обряда у бога нельзя ничего просить для себя, опасаясь навлечь его гнев на свою голову. В это время надо молиться за бедных и больных во всем мире или же за процветание своего родного города.

Вторая пуджа — самое главное богослужение в священную ночь, во время которого уже можно попросить у Шивы богатства и личного счастья.

Во время третьей службы верующие молят верховного бога помочь им разобраться с врагами, которыми могут быть как конкретные люди, так и личные недостатки: гордость, лень или страх.

Четвертая пуджа свершается уже перед восходом солнца, и во время нее в храмах стоит удивительная тишина. В этот час молящиеся стараются ощутить в себе Шиву и прикоснуться к нему душой.

А вот «проспать» ночь Шивы решаются немногие. Считается, что тем, кто бодрствует в заветный праздник, верховный бог непременно пошлет благоденствие и достаток, простит многие грехи и, может быть, освободит от последующих перерождений. Ну а женщины и девушки Индии на Махашиваратри спешат принести свои подношения жене «виновника торжества» Парвати. Возложив дары, юные барышни просят богиню послать им хорошего жениха, а дамы в возрасте — богатства и процветания своему мужу.

Елена ЛЯКИНА

 

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 123 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,246 сек. Потребление памяти:9.36 mb