Духи Алтая
Алтайцы — коренной народ Алтая, включающий в себя несколько малочисленных народов. Всего их насчитывается около 80 тысяч.
МЕСТО ЛЮБВИ И СИЛЫ
Алтайцы называют свой край местом любви и силы. Люди живут здесь с незапамятных пор. Археологи постоянно находят в курганах древние захоронения. Самая знаменитая находка — мумия принцессы Укока, обнаруженная в 1993 году.
Коренное население Алтая верует, что эта принцесса, которую они зовут Ак-Кадын, является хранительницей покоя и стоит на страже врат подземного мира, не допуская проникновения зла из низших миров. Алтайцы считают, что извлечение мумии из кургана стало причиной стихийных бедствий, череда которых обрушилась на Горный Алтай в последние десятилетия. Поэтому Совет старейшин Республики Алтай потребовал захоронить мумию на прежнем месте, но это требование пока не выполнено.
У Алтая интересная история, но на этой территории никогда не было сильного самостоятельного государства. С конца III века до нашей эры и до середины VI века нашей эры народы Алтая находились последовательно под властью гуннов, сяньбийцев, жужаней.
Затем в Центральной Азии возникло новое временное военно-административное объединение — Тюркский каганат — с центром на Алтае. Каганат занимал огромную территорию от Аму-Дарьи, Аральского моря и Кавказа на западе до Большого Хинганского хребта на востоке. Ему подчинялись Согдиана и болгарско-хазарские племена, обитавшие между Волгой и Азовским морем. Политическую мощь Тюркского каганата вынуждены были признать Китай и Византия.
Однако из-за междоусобиц каганат распался на Западный (с центром в Семиречье) и Восточный (с центром в Монголии). В 658 году западные тюрки были порабощены китайцами. Затем владыками территории Алтая стали уйгуры, их сменили енисейские кыргызы и кидани.
К концу XII века алтайские племена были обложены данью найманами. Конец найманскому господству положили монголы. Алтай вошел в империю Чингисхана (в улус Джучи).
В середине XV века население Алтая попало в сферу влияния западных монголов (ойротов). Под их господством оно находилось до 1756 года, то есть до момента вхождения южных алтайцев в состав России.
Северные алтайцы стали поданными Русского государства еще раньше. К концу XVII века свыше ста их волостей, улусов и аилов находились под «высокой рукой белого царя» и платили ясак — налог в казну.
Вхождение алтайцев в состав России обеспечило им защиту от иноземных посягательств, спасло их от физического уничтожения, создало условия для дальнейшего экономического и культурного развития.
С 1922 по 1947 год существовала Ойротская автономная область, с 1948 по 1990 год — Горно-Алтайская автономная область, с мая 1992 года — Республика Алтай.
ПОКЛОН СОЛНЦУ
Издавна поселения алтайцев располагались на берегах рек и озер. Самым старым типом жилья являлось сооружение в виде шатра. Оно называется аланчик (содон айыл, чадыр). Это коническая постройка из наклонных жердей, сомкнутых в центре. Она довольно маленького размера — диаметр составляет 3-3,5 метра. Внутренняя часть покрывалась берестой или корой лиственницы.
Другой вид жилища алтайцев — войлочно-берестяные юрты. Они стали распространятся в более поздний период (к середине XIX века).
По сравнению с аланчиками юрты более теплые и более вместительные. Их строили из палок, стволов тонких деревьев, шестов. У юрты относительно ровные стены, к которым крепятся наклонные жерди, образовывая коническую крышу. Кровля и стены покрывались войлоком, шкурами зверей, берестой.
Вход располагался на востоке, причем человеку, входящему в юрту, приходилось нагибаться. Совершая поклон, он тем самым приветствовал огонь очага в центре жилища. А выходя из юрты, люди кланялись солнцу. Все помещение делилось на две половины: мужскую и женскую.
В настоящее время под влиянием русской культуры на Алтае появились бревенчатые срубные дома. В них есть деревянный пол, окна, печь.
Основными занятиями алтайцев испокон веков были охота, рыболовство, полукочевое скотоводство. На небольших участках земли выращивался ячмень и некоторые другие растения. Почва обрабатывалась мотыгами. Женщины и дети собирали в лесу съедобные корешки, ягоды, орехи. Мужчины выплавляли металл, изготовляли железные изделия.
Традиционным видом декоративного творчества алтайских народов является художественная обработка бересты, дерева, кожи, войлока. Среди алтайцев были мастера-камнерезы, прославившиеся далеко за пределами своего края.
АЛМЫСЫ И ШУЛМУСЫ
Алтайцы исповедовали культ Тенгри — обожествленного неба. Они верили в то, что на небесном своде обитает Дух-хозяин, и поклонялись ему. В пантеоне также было множество других духов: Ульгень — верховное божество, создавшее весь мир; Эрлик — правитель царства мертвых; Суг ээзи — хозяин воды; Алтай ээзи — покровитель охотников; Таг ээзи — дух горы.
Божествам приносили в жертву лошадей. Их мясо съедали жрецы, а шкуры клали на алтарь.
Существовал обряд кормления огня. В него кидали небольшие куски мяса, орошая молоком. Чтобы не оскорбить дух огня, запрещалось сжигать на костре мусор, перешагивать через него, плевать в огонь.
Очень сильным считался дух воды. Между прочим, источники, находящиеся в горах Алтая, обладают целебными свойствами и магической силой. Народ верит, что вода из таких источников может даровать бессмертие.
У каждого рода имеется собственная гора — священное место, вместилище жизненной энергии, которая отвечает за сохранность семей. У горы есть имя, но его нельзя произносить вслух, чтобы не разгневать духа. Женщины рода, прежде чем приблизиться к этому месту, должны покрыть голову платком, а восходить на гору им запрещено.
Кроме добрых, существуют злые духи, которые могут вредить людям. Это алмысы, которые являются в образе маленьких белых человечков, и шулмусы — существа из подземного мира. Они занимаются мелкими пакостями: путают дорогу, воруют у путника вещи. Алмысы могут принимать обличье красивых женщин и мужчин и заставляют жить с ними.
Иногда демон помогает охотнику, и тогда он приносит много дичи. Но если этот человек, ввернувшись домой, скажет кому-нибудь, что видел духа, пропадет вся его добыча, и удача его покинет.
ПЕСНЯ НА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ
В каждом алтайском селении был шаман — человек, знающий магию и способный связываться с духами. Он мог телепортироваться в разные места, превращаться в животных, деревья и даже камни.
К шаманам обращались, чтобы узнать будущее, спрашивали совета. Шаман мог вернуть больному человеку здоровье. Для этого он переходил в царство мертвых и обращался к его хозяину Эрлику. После этого совершался обряд изгнания из больного злых демонов, и тот становился здоровым.
Существует обряд поклонения хозяину Алтая. Он заключается в том, что к деревьям привязывают светлые ленты длиной около метра. Лента должна быть новой и чистой. Ее прикрепляют на стороне, обращенной к востоку. Для этой цели подходят лиственница, береза, можжевельник. Сосна или ель не годятся.
Повязывая ленту, человек должен в мыслях представить духов природы, попросить у них здоровья, силы, пожелать благополучного существования своим родным.
У алтайцев есть множество легенд и сказаний, передаваемых из поколения в поколение. Эти истории (о героических встречах людей с чудовищами, об общении с духами) не рассказывают, а поют. При этом певец издает низкие протяжные горловые звуки. Такой способ называется «кай», а рассказчик — «кайчи».
Исполнение кай считается обрядом, имеющим магическую силу. При этом исполнять кай могут только мужчины. Кайчи часто присутствуют на народных торжествах и гуляньях. Песня может длиться целые сутки, а то и больше. Сопровождают ее игрой на национальных инструментах: топшуре и ятакане.
А вот комус считается женским инструментом. Он часто звучит на свадьбах. Алтайские свадьбы — это особый ритуал. Молодожены выливают в огонь юрты жир, бросают в него щепотку чая и несколько капель алкоголя.
Праздник длится два дня: первый — день жениха, второй — невестин день. Над юртой вешают ветки березы — культового дерева. Раньше было принято похищать невесту, но сейчас этот обычай утратил актуальность.
Другой обычай сохранился до сих пор: девушка не может выйти замуж за юношу из своего сеока (родовой семьи). При знакомстве они обязательно должны удостовериться, что принадлежат к разным сеокам. Женитьба на «родне» считается позором.
У алтайцев четыре основных праздника: Эл-Ойтын — всенародный фестиваль национальной культуры, который проводится раз в два года; Чага-Байрам, что-то вроде Нового года, проходит в конце февраля; Дьылгаяк — языческий праздник, аналог русской Масленицы; Курултай сказителей — соревнования для кайчи. Алтайцы бережно сохранили свою культуру и чтят свои традиции.
Николай МЕДВЕДЕВ
Предыдущая⇐ ⇐Человек-легенда⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Белая смерть⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru