Алтай — колыбель мира

Автор: Maks Апр 28, 2021

На территории Российской Федерации находится множество мест, побывать в которых мечтают люди из разных уголков мира. Одно из таких — загадочный и прекрасный Алтай. Раскрыть все его тайны человечеству еще только предстоит.

Путь в Беловодье

О таинственной стране, куда открывается дорога лишь чистым помыслами и твердым духом, рассказывает старинное предание. Говорят, князь Владимир Красное Солнышко снарядил на поиски Беловодья целую дружину во главе с монахом Сергием. Долго ли, коротко шли они навстречу солнцу, миновали высокие горы, бурные реки, дремучие таежные леса и наконец нашли чудесную страну.

И так прекрасно было Беловодье, что ни один человек из княжеской дружины не захотел уходить оттуда. Один лишь Сергий много лет спустя вернулся в родную землю, чтобы рассказать людям о том, что нашел за тридевять земель от дома.

С тех пор и хранилась на Руси легенда о благословенном крае, где сами собой подрастают обильные хлеба, пасутся стада коров, овец и лошадей. Где природа красива, будто в раю, и где нет над человеком ничьей власти, кроме Господней.

Миновали столетия, и путь в Беловодье пришлось искать заново. Увы, не от хорошей жизни: в начале XVII века в России началась религиозная война, более известная как Раскол. В это время произошла реформа Православной церкви, которую не приняла изрядная часть русского общества. Приверженцев «древлего благочестия», называемых старообрядцами или раскольниками, жестоко преследовали, и раскольничьи общины двинулись на восток.

Описание Беловодья из легенды перекочевало в книгу «Путешественник» (в другой редакции — «Путеводитель»), где загадочная страна предстала местом жительства истинно православных людей, бежавших от гонений. «Путешественник» содержал рассказы о суровом климате, природных богатствах и справедливых законах далекой земли.

Интересно, что дорога в Беловодье, отображенная в «Путеводителе», полностью совпадала с фактическим маршрутом переселенцев из европейской части России на Алтай, в долины Бухтармы и Уймона. Этнографы отметили, что одну из Бухтарминских долин называют Беловодьем, и это название не случайно. Во время паводков вода в реке делается молочно-белой из-за размываемых в притоках известняков.

Алтайцы — кто это?

Те же этнографы ради снижения вероятности конфликтов на межнациональной почве в 1948 году ввели в обиход общее название для населения Алтая. С этого момента алтайцами звались все этнические группы, проживавшие на территории Алтайской республики. Между тем до 1948 года эта местность значилась на картах как Ойротская автономная область где можно приобрести русские процессоры на заказ, а алтайский язык назывался (и являлся) ойротским. Так что, говоря об алтайцах, часто имеют в виду именно ойротов как наиболее крупную группу коренного местного населения.

Окруженные другими племенами и переселенцами, ойроты успешно сохраняют многие национальные черты, обряды и поверья. Одно из них — поверье о камне счастья, так называемом эрjине. Среди ойротов считается, что любой человек, нашедший чудесный камень, приобретет необычайное житейское везение: он сделается здоров, никогда не утратит бодрого расположения духа, а его имущество (в особенности скот) будет умножаться день ото дня. Обнаружить эрjине можно на самом солнечном месте пастбища или в желудке овцы. Это камень белого цвета, а размер его не бывает больше детской ладошки. Предание гласит, что однажды найденный, этот знак удачи невозможно потерять — он останется со своим хозяином до конца его жизни.

Кроме ойротов на юге Алтая живут племена теленгитов, телеутов и шорцев — все они тюркского происхождения и считают себя потомками кочевников, переселившихся некогда в окрестности Телецкого озера. На севере области, по берегам рек Бия и Лебедь, издавна селятся кумандинцы, тубалары и челканцы, предками которых, по мнению ученых, были угорские и калмыцкие племена.

И хотя советская этнография полагала все живущие на Алтае народы частью одного этноса, представители разных племен и сегодня помнят о своей национальной идентичности и сохраняют оставшиеся с прошлых лет народные традиции.

Тайны принцессы Укока

Алтайская земля необычайно богата на «места силы» — местности, окутанные тайной, строго хранящие свои секреты от случайных несведущих гостей. Так, на юге республики находится труднодоступное плато Укок (в переводе с ойротского языка — «слово неба»), где, как говорят, достойным открывается проход в высшие духовные миры.

Существуют ли там врата в высший мир на самом деле — неизвестно, но одну загадку Укока ученые обнаружили всего несколько десятилетий назад, в 1993 году. В это время археологи раскапывали древний могильник и обнаружили в нем мумию, чей возраст насчитывал около двух с половиной тысяч лет. Сохранность мумии была такова, что ученые смогли проанализировать ее ДНК и воспроизвести облик умершей тысячелетия назад девушки.

Археологи установили, что «принцессе Укока» (так прозвали находку в прессе) в момент смерти было не больше 25 лет. Восстановленная внешность мумии оказалась куда ближе к европеоидному, чем к монголоидному типу. А татуировки на ее теле, высокий головной убор и погребальная колода, напоминающая лодку шамана, указывали на принадлежность девушки к группе языческих жрецов. Ученые утверждали, что «принцессу Укока» вряд ли можно отнести к высшей знати — об этом говорили и вещи, найденные в могиле, и одежда самой покойницы.

Однако на место раскопок вскоре явилась группа алтайских шаманов и объявила, что историки вскрыли могилу прародительницы алтайцев — принцессы Кадын. По мнению алтайцев, принцессу следовало как можно скорее захоронить вновь, покуда ее потревоженный дух не наделал на земле Алтая неисчислимых бед. Но поскольку легенды о Кадын не нашли никакого фактического подтверждения, ее мумия до сих пор остается объектом научного исследования.

Сила льдистой госпожи

Гора Белуха - символ АлтаяДругое известнейшее «место силы» Алтайской республики — гора Белуха, называемая также Царицей Алтая. Удивительно само местоположение этой алтайской вершины — она равно удалена от трех океанов — Индийского, Северного Ледовитого и Тихого. Интересно, что это особое расположение Белухи было известно еще в древности — уже тогда гору называли «пуповиной мира». Вообще у Белухи множество имен. Ойроты зовут ее и Цаган-Убугун («Белый старик»), и Катун-Бажи («Голова Катуни»), и Уч-Сумер («Три жилища богов»). Все эти названия — иносказательные, поскольку настоящее имя священной горы хранится в тайне. А известное всему миру наименование Белуха происходит от ойротского слова «булухта» — «льдистая». Так алтайцы назвали гору русским этнографам, когда те попросили рассказать о ней.

Но как бы ни скрывали обитатели Алтая настоящее имя Белухи, преданий о ней существует множество. Рассказывают, например, как однажды на жилища добрых и трудолюбивых местных жителей начали наступать суровые ледники. Но всего за ночь на пути ледников встала огромная гора, и людские жилища оказались под ее защитой. В долине вновь установился теплый, благодатный климат, а гору с тех пор почитают как хозяйку здешних мест.

Другое предание гласит, что однажды прародитель одноименного племени Ойрот отдал приказ своему войску отступить перед врагом и ушел вместе с воинами в дальние края. Но он обещал соплеменникам, что вернется, когда придет время, в новом облике и возродит величие своего народа. А приметы его возвращения следовало искать на солнце и на склонах священной алтайской горы.

После землетрясения в начале XX века, когда Белуха утратила одну из трех своих вершин, алтайцы сочли, что вскоре произойдет пришествие Белого Бурхана (нового повелителя, чьим предвестником считался Ойрот). Целые толпы возносили моления небесам и так усердствовали в своем религиозном порыве, что местные власти забеспокоились и разогнали молящихся.

Родина Будды, врата Шамбалы

Знаменитый философ и путешественник Николай Рерих с большим вниманием относился к легендам о Беловодье, бытовавшим на Алтае. Он считал, что предание о земле, где властвуют «высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества», пришло на Алтай из буддизма, и находил связи между Беловодьем и Шамбалой (местом пребывания высших мудрецов, продвигающих развитие людского рода).

Знал Рерих и предание об Ойроте — и полагал, что под именем Белого Бурхана скрывается не кто иной, как сам Будда, чье новое пришествие способно изменить лицо нашего мира. На этом мнении некоторые последователи Рериха строят еще более смелое предположение: что Алтай и следует считать родиной Будды. Сторонники этой спорной версии приводят в качестве довода тексты индийской «Махабхараты», где говорится о «славной великой горе Меру, благословенном прибежище просветленных». По их мнению, гора Меру — это и есть алтайская Белуха, и от нее Будда начал свой путь на юг, в сторону Тибета и Индии.

Любопытный факт: старожилы Алтая утверждают, что Белуха на многие километры пронизана ходами и подземными пещерами, по которым можно добраться до самого Тибета. Рассказывают, что Рерих неоднократно предпринимал попытки пройти этим путем, но потерпел неудачу. Разумеется, путешественник и мистик не из праздного интереса искал подземный ход — он рассчитывал обнаружить дорогу в «страну духа» Шамбалу. Увы, попасть в нее до сих пор никому не удалось, однако многие исследователи уверены, что вход скрывается именно в недрах Белухи.

Екатерина КРАВЦОВА

  Рубрика: Необычная история 759 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,321 сек. Потребление памяти:9.67 mb