Экраноплан — летящий над волнами

Автор: Maks Апр 3, 2022

В июне 1966 года на стол директора Управления национальной разведки США легли снимки, сделанные американским спутником-шпионом. На них было отчетливо видно, что над водами Каспийского моря летит стометровый аппарат неизвестной конструкции. Эта новость привела в панику Пентагон. Его эксперты назвали советский самолет «Каспийским монстром».

Яхты и картины

Ценой огромных усилий сотрудникам разведки США удалось установить, что «Каспийский монстр» не что иное, как экраноплан конструкции Ростислава Алексеева. Идея корабля-самолета была основана на так называемом экранном эффекте. Оказалось, что с приближением к экрану (поверхности воды или земли) аэродинамическая сила на крыле летательного аппарата увеличивалась. Первыми обнаружили этот загадочный эффект летчики. При заходе на посадку самолетов в непосредственной близости от земли пилотирование серьезно усложнялось. Сидящему за штурвалом командиру воздушного судна казалось, что машина словно садится на какую-то невидимую подушку, не позволявшую ей коснуться твердой поверхности. Нашлись новаторы, которые сумели рассмотреть в обнаруженном эффекте базу для совершенно нового направления в конструировании воздушных аппаратов. Так и возникла идея создания экраноплана (от французских слов écran — экран и planer — парить, витать).

Одним из таких новаторов был выдающийся советский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916-1980). Еще в 16 лет он построил свою первую яхту и тренировался на ней. На второй построенной им яхте-швертботе Ростислав участвовал в многочисленных регатах, стабильно занимая призовые места, и был удостоен звания мастера спорта. Помимо яхтинга занимался парашютизмом, мотогонками, водными и горными лыжами, дельтапланеризмом, подводным плаванием. Кроме того, он добился высоких результатов в управлении вертолетами и самолетами нескольких видов. Обладая незаурядными способностями к рисованию, посещал художественную студию и писал интересные картины.

Высшее образование Ростислав получил на кораблестроительном факультете Горьковского индустриального института. 1 октября 1941 года защитил дипломную работу на тему «Глиссер на подводных крыльях». Эксперты отмечали высокую техническую подготовку молодого специалиста и предрекали ему большое будущее.

«Ракеты» и «Метеоры»

Рецензент Алексеева профессор М.Я. Алферьев отмечал: «В дипломном проекте Ростислава хорошо продуманы все устройства глиссера и предусмотрены все моменты его эксплуатации. Мореходные качества судна подтверждены гидродинамическими расчетами, в создании которых дипломант проявил инициативу».

Успешно продолжая конструкторскую деятельность, Алексеев разработал проект быстроходного катера на подводных крыльях. В 1943 году он был спущен на воду, прошел ходовые испытания и с высокой оценкой принят государственной комиссией. Впоследствии Алексеев и возглавляемый им коллектив инженеров создали целую линейку военных и гражданских судов на подводных крыльях. В 1951 году Ростислав Алексеев и группа ведущих конструкторов его КБ были удостоены Сталинской премии. Большим успехом Алексеева стал теплоход на подводных крыльях «Ракета», спущенный на воду 8 мая 1957 года. Судно показало отменные ходовые и скоростные качества: максимальную скорость 70 километров в час, дальность плавания до 600 километров.

В июле 1957 года «Ракета» приняла участие в параде судов в честь старта VI Московского фестиваля молодежи и студентов. На борту побывали участники форума, журналисты, руководители партии и правительства. Успех был колоссальный!

Через год была заложена первая серийная «Ракета», а уже в октябре 1959-го вышел на испытания новый теплоход на подводных крыльях «Метеор», имеющий вдвое большую вместимость. Еще через два года появилась «Комета», судно с полупогружными крыльями для прибрежного морского плавания. Таким образом СССР захватил прочное лидерство в создании судов нового типа. Неудивительно, что многие страны закупили быстроходные и надежные «Ракеты» и «Метеоры», которые и в наши дни перевозят пассажиров.

Скорость и маневренность

Каспийский монстрСледующим этапом в конструкторской деятельности Ростислава Алексеева стала работа над созданием экраноплана. Он и его коллеги тщательно изучили мировой опыт, но решили пойти своим оригинальным путем. Летом 1961 года первый экраноплан «СМ-1» был готов к ходовым испытаниям.

22 июля 1961 года Алексеев лично пилотировал машину в первом полете. Конструкция оказалась весьма удачной и развивала скорость до 200 километров в час при хорошей управляемости. На демонстрационных полетах присутствовали члены правительства Б.Е. Бутома, Д.Ф. Устинов и С.Г. Горшков. «СМ-1» сразу заинтересовал руководителей Военно-морского флота своими уникальными тактическими качествами: скоростью, маневренностью, незаметностью для радаров, способностью выходить на пологий берег и базироваться на нем. Он был способен быстро и незаметно для потенциального противника доставлять десантников и военную технику в нужную точку.

В следующей модели «СМ-2» Алексеев кардинально улучшил взлетные качества за счет поддува реактивной струи под крыло. Полет «СМ-2» на Истринском водохранилище наблюдал тогдашний лидер СССР Никита Хрущев, который пришел в восторг от увиденного.

Конфликт и опала

Успешная демонстрация «СМ-2» послужила импульсом для принятия летом 1962 года масштабной правительственной программы по экранопланостроению. Она предусматривала создание большого экспериментального экраноплана и разработку проектов перспективных боевых экранопланов для разных родов вооруженных сил.

В конце июня 1966 года очередной экраноплан «КМ» (что означало «Корабль-макет») конструкции Алексеева совершил испытательный полет над Каспийским морем. При массе 500 тонн и длине около 100 метров «КМ» на тот момент стал самым крупным и тяжелым летательным аппаратом в мире. Он развивал скорость до 500 километров в час. Его-то и сумел заснять американский спутник-шпион. Специалисты Пентагона были поражены достижениями советского экранопланостроения и не случайно назвали «КМ» «Каспийским монстром». Они признали, что СССР является обладателем уникальных технологий, недоступных в то время для других стран.

В 70-е годы прошлого века началась работа над проектированием и строительством экраноплана «Орленок». В 1972 году 140-тонный аппарат спущен на воду, а 3 ноября 1979 года первый в мире десантный экраноплан принят как боевая единица в состав ВМФ и получил штатный номер МДЭ-160 (малый десантный экраноплан). После отстранения Н.С. Хрущева и прихода к власти в СССР Л.И. Брежнева положение ЦКБ Ростислава Алексеева постепенно стало ухудшаться. Во многом это было следствием конфликта конструктора, обладавшего независимым и весьма непростым характером, с некоторыми чиновниками высокого ранга в Министерстве судостроения. К тому же ушел из жизни Сергей Королев, который поддерживал Алексеева.

Чиновники пытались засекретить конструктора и его деятельность. В то же время Алексеев стремился всячески вывести работы по экранопланам в гражданский сектор. Он упрямо доказывал, что из-за бессмысленного засекречивания теряется время и упускаются возможности развития экранопланостроения.

Программа строительства скоростных транспортных средств, представленная Алексеевым в правительство, осталась без ответа. В 1976 году тогдашний министр судостроительной промышленности СССР Б.Е. Бутома своим приказом отстранил Ростислава Алексеева от должности начальника и главного конструктора ЦКБ. Поводом послужила авария экраноплана «Орленок» во время испытаний на Каспийском море. Для Алексеева началась полоса опалы. Чиновничье лобби сделало все, чтобы отлучить его от плодотворной конструкторской деятельности.

Ревизия и возрождение

Его понизили до должности руководителя отдела и запретили пользоваться испытательным треком для экранопланов.

В 1976-1977 годах Алексеева ждал новый удар. По распоряжению министерства была проведена «ревизия» моделей экранопланов, хранившихся в ангаре на Чкаловской испытательной станции. Решением комиссии почти все они были сожжены. Все это повлияло на состояние здоровья Ростислава Евгеньевича. К тому же в январе на испытаниях очередной модели экраноплана он получил травму, был госпитализирован, перенес несколько операций. Попытки медиков сохранить жизнь великого конструктора оказались тщетными. 9 февраля 1980 года он скончался и похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.

При его жизни на вооружение были приняты экранопланы «Орленок» и «Лунь», но после развала СССР проекты прикрыли.

На сегодня единственный сохранившийся «Орленок» стоит в музее ВМФ в Тушине. А «Лунь» долгое время базировался на территории завода «Дагдизель» в Каспийске. Существуют планы разместить «Лунь» в парке «Патриот».

В последние годы делаются попытки возродить строительство экранопланов. По оценкам экспертов, полноправным наследником «Каспийского монстра» является экраноплан А-0450 «Чайка». Он способен нести 15 тонн груза, перевозить 100 человек на расстояние 5000 километров со скоростью 450 километров в час. Может быть оснащен гиперзвуковыми ракетами. У этого проекта неплохие экспортные перспективы. Им уже заинтересовалось военное ведомство Индии. Создатели «Чайки» утверждают, что эта модель может использоваться не только для военных целей, но и в качестве эффективного спасательного средства. Также в планах создание экранопланов океанской зоны с взлетной массой более 500 тонн.

Можно сделать вывод, что идет активный этап перезагрузки советского периода экранопланостроения, ведется поиск заказчиков, продолжаются научно-исследовательские проработки новых моделей аппарата. Это означает, что идеи Ростислава Алексеева и его коллег не умерли вместе с СССР, они могут воплотиться в новые модели экранопланов — уникальных морских судов, летящих над водой.

Владимир ПЕТРОВ

  Рубрика: Гениальные изобретения 713 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,577 сек. Потребление памяти:11.59 mb