«Синяя птица» ЗИЛа

Автор: Maks Окт 26, 2025

Для историков советского автопрома аббревиатура ЗИЛ — не пустое слово. Уникальный завод, имя которого знали не только на просторах Союза, но и в разных уголках мира.

Десятки моделей, выпущенных здесь, вызывают споры: «А какой ЗИЛ был самым лучшим?!» Большинство склоняются к двум моделям — ЗИЛ-130 и ЗИЛ-164А. Но есть мнение, что самой уникальной и достойной машиной был ЗИЛ-49061. Вездеход, прозванный «Синяя птица».

По истечении более 30 лет после распада СССР автомобили, выпущенные в ту эпоху, доживают свой век уже в музеях или ретроколлекциях. А вот большая часть стаи «Синей птицы» до сих пор в строю.

Космонавты в тайге

В полдень 19 марта 1965 года в заснеженной тайге, далеко от населенных пунктов Пермского края совершил посадку спускаемый модуль с двумя космонавтами, Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым. Сигнал из передатчика модуля приняли «то ли в Алма-Ате, то ли на Сахалине». Причем погрешность определения места посадки составляла 50-70 километров. Тем не менее уже спустя три часа место посадки нашли по красному парашюту капсулы с помощью вертолета. Однако приземлиться рядом с космонавтами не удалось, самое пригодное место для посадки оказалось лишь в пяти километрах.

Оттуда к капсуле пешком отправились два человека, но из-за глубокого снега и наступления темноты они вернулись назад. Из-за чего первую ночь космонавты провели одни. Учитывая, что во время спуска в скафандрах космонавты вспотели, а ночью ударил сильный мороз, была вероятность летального исхода. К тому же посмотреть на космонавтов пришел медведь, и только благодаря выстрелу в воздух косолапого удалось прогнать.

Вернуть космонавтов на Землю здоровыми и «потерять» их в тайге — это было бы серьезным ударом по имиджу СССР во всем мире. Тем не менее после двух суток пребывания в тайге космонавтов эвакуировали без серьезных последствий для них. Произошедшее ЧП стало поводом для «разбора полетов».

Справедливости ради надо сказать, что вездеходы в Союзе уже были. Самый известный — это ПЭУ-1 (поисково-эвакуационная установка). Автомобиль повышенной проходимости имел подъемный кран и одно лежачее место для эвакуируемого. Его разработали в Специальном конструкторском бюро (СКБ) завода ЗИЛ в начале 1960-х годов для поиска и транспортировки спускаемых из космоса аппаратов. Но после полета Леонова и Беляева стало очевидно, что необходимо более приспособленное для этих целей средство.

В начале 1970-х столичные автомобилестроители начали работу над следующим поколением спецтехники. Промежуточным итогом стал вездеход ПЭУ-2, который, как и его предшественник, умел проходить болота и плавать, но уже мог брать на борт не только команду спасателей, но и спускаемый аппарат. Правда, появилась другая проблема — из-за возросшей массы и габаритов такую технику доставить самолетом к ближайшему аэропорту от места высадки космонавтов было невозможно.

Детище великого конструктора

В обстоятельствах, изложенных выше, конструкторы пришли к логичному выводу — вместо одного крупного вездехода можно применять два поменьше. Скажем, один — условно «пассажирский», другой — грузовой (с подъемным краном). Решать задачу поручили выдающемуся конструктору ЗИЛа Виталию Андреевичу Грачеву. Именно этот человек создал ЗИЛ-157, ЗИЛ-134, ракетоносец ЗИЛ-135К (единственное в мире серийное шасси с двумя автоматическими коробками передач), бронетранспортеры БТР-152А, БТР-152Б.

Под его руководством был собран вездеход ЗИЛ-9042, который стал тестируемым экземпляром для автомобилестроителей. У машины было шесть приводных колес, равнорасположенных по колесной базе. Причем передняя и задняя оси имели независимую торсионную подвеску. А для плавучести изделия оно получило корпус из алюминиевого каркаса с стеклопластиковой обшивкой.

ЗИЛ-49061В итоге при длине в девять метров, высоте более двух с половиной и ширине два метра снаряженная масса вездехода не превысила 6,5 тонны. Новой конструкции на ЗИЛе присвоили обозначение ЗИЛ-4906, на базе которой была создана пассажирская машина ЗИЛ-49061. Разница между этими индексами была лишь в том, что первый вездеход был грузовым, а второй — пассажирским. Все остальное у них было идентичным. Неудивительно, что и первый, и второй вездеходы отлично показали себя на бездорожье, в двухметровом снегу и на воде. Специально для нужд экипажа этой «двойки» был создан еще один вездеход — шнекороторный плавающий снегоболотоход ЗИЛ-29061. Он обычно размещался в кузове грузового ЗИЛ-4906 и мог быть спущен подъемным автокраном. Все эти автомобили объединили в состав поисково-эвакуационного комплекса — ПЭК-490, который главный конструктор Грачев любовно прозвал «Синяя птица».

Почему синяя? Да потому, что все машины были окрашены в ярко-синий цвет.

Кстати, несмотря на свою вроде бы медлительность, вездеходы могли неплохо катить по шоссе со скоростью 80 километров в час. А немалая длина вездехода в девять метров, которая якобы создавала трудности при развороте, вполне себе компенсировалась тем, что когда передняя ось поворачивала в соответствии с поворотом руля, то задняя доворачивалась в противоположную сторону. Это техническое решение очень сильно уменьшало радиус поворота, а заодно и проходимость по снегу, так как у всех колес в повороте была общая утоптанная колея.

Незаменимый помощник спасателей

Разработчики «Синей птйцы» прекрасно понимали, в каких условиях будет «летать» их детище. А потому по регламенту у комплекса было предусмотрен запас продовольствия, позволяющий экипажу автономно существовать несколько суток. Кроме того, на борту можно было оказывать серьезную медицинскую помощь, вплоть до полостных операций. А кондиционер и продуманная отопительная система обеспечивали комфорт и в мороз, и в жару. Разумеется, «Синяя птица» комплектовалась самыми передовыми системами радиосвязи.

Отдельного упоминания стоит третий участник комплекса — шнекоротный вездеход ЗИЛ-29061. Благодаря этим шнекам он мог ездить не только прямо и назад, но и по диагонали и боком. Облегченная масса позволяла этой машинке отлично плавать и проходить пески, снега и болота. Разумеется, с невысокой скоростью, но там, где работал этот «малыш», скорость была не важна. Выгружаемый краном из кузова собрата, он лез в самые непроходимые топи и неизменно выходил победителем.

В 1975 году комплекс ПЭК-490 был полностью готов. Но ему еще предстояли пусковые испытания и дорожные тесты. Кроме того, учитывая специальное назначение комплекса, было необходимо подготовить команды для управления им. В итоге «путевку в жизнь» «Синяя птица» обрела только в 1981 году. Именно тогда она была принята на «вооружение» Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР. После чего для нужд этой службы начался мелкосерийный выпуск этой техники.

Увы, последующее десятилетие стало последним в жизни великой страны. Тем не менее, ЗИЛ сумел создать еще 30 вездеходов из состава комплекса «490»: 12 грузовых вездеходов с подъемными кранами, 14 «пассажирских» машин и 5 шнекоходов. Во времена существования СССР все машины регулярно проходили техосмотры и модернизацию. Постоянно шло дополнение систем связи, навигации, отопления, ходовой части. «Синяя птица» летала не только за приземлившимися космонавтами, но и за другими людьми, оказавшимися в тяжелых природных условиях, между жизнью и смертью. И даже после распада СССР ЗИЛ умудрился выпустить еще несколько вездеходов, которые пошли в автопарк уже МЧС России. Увы, в 2013 году легендарный завод прекратил свое существование, но его «птицы» до сих пор «летают» по бескрайним просторам необъятной России.

Алексей МАРТОВ

  Рубрика: Гениальные изобретения 30 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,259 сек. Потребление памяти:6.79 mb