Этруски — это русские

Автор: Maks Фев 12, 2020

«Загадочные». С этого слова начинается любой текст об этрусках. Рассказывает ли об исчезнувшем народе убеленный сединами ученый или безусый еще журналист, он неизбежно использует это определение. И то правда: вся история этрусков — одна большая загадка. Неизвестно, ни откуда они появились, ни на каком языке разговаривали, ни куда в итоге исчезли. Будто сквозь землю провалились! Положа руку на сердце, признаем: время поглотило не одну цивилизацию, стерло с лица земли не один народ. Человечество преспокойно забыло о них — и как будто ничего не потеряло.

А вот этруски никогда не были преданы забвению. Что же в них такого, что люди никак не могут выбросить их из головы?

Средство от голода

Еще Геродот в V веке до н. э. раздумывал над тем, откуда этруски пришли и куда потом подевались. На исторической арене этот народ возник столь внезапно, что отец истории заподозрил в нем мигрантов. По его мнению, этруски, или тиррены, как их величали в древности, не принадлежали к коренному населению Апеннинского полуострова. Геродот подозревал, что они приплыли из мало-азийской Лидии: «В царствование Атиса была большая нужда в хлебе по всей Лидии. Вначале лидийцы терпеливо сносили голод; потом они стали измышлять средства против него. Тогда-то и были изобретены игры в кубы, в кости, в мяч и другие. Изобретения эти служили для них средством против голода: один день они играли непрерывно, чтобы не думать о пище, на другой день ели и оставляли игру.

Таким способом они жили 18 лет. Однако голод не только не ослабевал, но все усиливался. Тогда царь разделил весь народ на две части и бросил жребий с тем, чтобы одной из них остаться на родине, а другой выселиться. Царем той части, которая по жребию оставалась на месте, он назначил себя, а над выселившейся поставил сына своего по имени Тиррен. Те, кому выпал жребий выселиться, соорудили суда, положили на них нужные им предметы и отплыли отыскивать себе пропитание и местожительство. Миновав многие народы, они прибыли наконец к омбрикам, где основали города и живут до настоящего времени. Вместо лидийцев они стали называться по имени своего царя. Имя его они приписали себе, и названы были тирренами»,

Геродот — историк, вызывающий доверие: многие его рассказы, поначалу кажущиеся невероятными, позже были подтверждены археологическими открытиями и историческими изысканиями. И все же невозможно представить, чтобы целый народ на протяжении 18 лет спасался от голода играми в кости. Увы, эта версия кажется сомнительной. Впрочем, и Дионисию Галикарнасскому, убежденному, будто этруски — это один из местных италийских народов, исследователи не слишком верят. По общепринятому мнению, писатель, живший в I веке до н. э., уж слишком заботился о «гладкости повествования» и в угоду красоте текста занимался подтасовкой исторических фактов, а то и вовсе выдумками.

Города мёртвых

Этруский некропольВ итоге мы остаемся с тем, с чем и все остальные этрусковеды мира, — с носом! Обидно? Да, но мы можем глянуть по сторонам в поисках альтернативных версий. К примеру, рассмотрим гипотезу, согласно которой этруски прибыли на Апеннинский полуостров аж из Египта.

На эту оригинальную мысль исследователей натолкнули погребальные обряды тирренов. Этруски строили свои дома из необожженного кирпича, а потому ни здания, ни храмы в большинстве своем не выдержали столкновения со временем и стихиями. Зато «города мертвых» — некрополи, законсервированные землей и песком, отлично сохранились. Если сегодня мы хоть что-то и знаем об этрусках, то во многом благодаря их склепам. Строго говоря, они больше похожи на дворцы. Как и их коллеги египтяне, этруски были уверены: смерти нет, есть лишь переход из одной жизни в другую.

И к этому другому, загробному существованию надо основательно подготовиться. В частности, создать комфортные условия проживания и обеспечить себя всем тем, к чему привык за годы, проведенные на земле. Так появились целые «города мертвых» — многокомнатные дома-усыпальницы. Их создание требовало огромных материальных затрат и большого количества времени. Ведь мало было соорудить склеп под ключ: его стены надо было расписать фресками, а комнаты заполнить драгоценной утварью, без которой покойнику никак не обойтись в загробной жизни. А это и посуда, и оружие, и драгоценности, и еда, и питье, и средства передвижения — лошади с повозками… Всего не перечислить! Очень нехарактерный для италийских народов подход: такого пристального внимания к загробной жизни не встретишь ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме. Поневоле вспомнишь Древний Египет, с его эталонным погребальным искусством. Конечно, до пирамид «городам мертвых» далеко. Но аналогия налицо!

Однако правомерно ли, основываясь лишь на близости представлений о загробном мире, записывать египтян в родственники этрусков? Увы, нет: это лишь косвенный довод.

Заковыристая азбука

Разумеется, до наших дней не дошло ни одной этрусской гробницы, которая не была бы разграблена. Когда ученые добираются до какого-нибудь склепа, то, как правило, им приходится довольствоваться лишь фресками, но зато какими! Жизнь этрусков предстает во всем ее многообразии! Вместе с тирренами мы пируем и охотимся, поем песни, кружимся в танце, торгуем рабами, снаряжаем корабли, провожаем близких в последний путь, радуемся появлению новой жизни, с азартом наблюдаем за гладиаторскими боями, участвуем в спортивных состязаниях (да-да, Олимпийские игры тоже придумали этруски), строим дома, занимаемся всевозможными ремеслами, воюем и молимся богам! Кажется, нет ничего, чего бы мы не могли сделать вместе. Ан нет!

Вот перед нами — на саркофагах, урнах, могильных стелах, сосудах или зеркалах — появляются буквы, на первый взгляд очень знакомые — из греческого алфавита, с которыми нас худо-бедно подружила школьная геометрия. И на этом все: можно сколь угодно долго вглядываться в этрусские надписи и не приблизиться к их пониманию ни на йоту.

Первыми сдались еще римляне. Они устали крутить эти тексты слева направо, вверх-вниз, взад-вперед. Почему эти загадочные этруски не могли писать как все нормальные люди?! Они зачем-то использовали бустрофедон. Это когда одна строчка пишется слева направо, а вторая — справа налево, третья — снова слева направо и т. д. При этом слова еще не всегда отделяются друг от друга, а буквы переворачиваются с ног на голову… Если учесть, что ни одного идеально сохранившегося памятника письменности в распоряжении римлян уже не было, то понять, где начало у фрагмента, где середина, а где конец, не представлялось возможным. В итоге римляне заявили: «Etruscum non legitur», что значит: «Этрусское не читается».

Но это как с вечным двигателем: его никогда не перестанут изобретать, невзирая на то что еще в 1775 году Парижская академия наук признала очевидную невозможность его создания. Вот и этрусский язык никогда не перестанут пытаться расшифровывать. Тем более что история знает массу вдохновляющих примеров, ведь удалось же дешифровать прежде «нечитаемые» египетские иероглифы, шумерскую клинопись, письмена хеттов, лидийцев, карийцев и древних персов!

Этрусские надписи, а их в распоряжении исследователей порядка 10 000, пытались прочесть на основе, наверное, уже всех известных языков мира. И всегда вырисовывалась одна и та же картина: читается все легко и просто, но ни-че-гo не понятно! В конце XX века итальянские ученые в сердцах заявили: дескать, этрусский язык недоступен для понимания современников, потому как зашифрован неким древним мистическим способом! Между тем по меньшей мере трое независимых исследователей смогли не только прочесть, но и понять этрусские тексты…

В XIX веке поляк Тадеуш Воланский, итальянец Себастьяно Чампи и русский Александр Дмитриевич Чертков независимо друг от друга смогли прочитать и понять этрусские надписи. Удивительно, но все опирались на славянские языки! Выходит, этруски — это мигрировавшие славяне? Никуда они не исчезали, «это русские» — тайна раскрыта? Но неужели славяне создали всю этрусскую культуру, на которой, собственно, и поднялся, взошел сам Рим?

Себастьяно Чампи — ученый, священник, филолог и этрусколог, руководивший кафедрой «Старинных этрусских памятников» в Пизанском университете, был финансово независим. Он отправился в Варшаву, дабы преподавать там греческую и римскую литературу исключительно интереса ради. И по той же причине выучил польский язык. И вдруг — о чудо — он осознал, что теперь понимает этрусские тексты. Чампи поспешил поделиться открытием с коллегами в Пизе. И вновь услышал, что славянские племена появились только в VI веке…

Александр Дмитриевич Чертков — «добрейший, но крайне рассеянный старик» — вовсе не обратил на критику своей «славянофильской идеи» никакого внимания. Весьма состоятельный человек, историк, археолог, членкор Петербургской академии наук, а по совместительству предводитель московского дворянства, предпочитал все свое время посвящать научным изысканиям, а редкие свободные часы проводить в библиотеке.

Польский археолог и коллекционер Тадеуш Воланский разделил судьбу своих единомышленников. Его оппоненты заявили: «Автор слишком доверчив и чрезвычайно одарен пышной фантазией». Однако именно этого фантазера инквизиция едва не отправила на костер как опасного еретика! К счастью, благодаря высокому покровительству российского императора Николая I ограничились только сожжением его книг. Заметим: дело происходило в уже «просвещенном» 1847 году! На тот момент Польша входила в состав Российской империи, а потому католическое руководство вынуждено было через Святейший синод запрашивать императорского согласия на подобную расправу. Но наш Николай I, даром что прозванный Палкиным, решил как следует разобраться в истории вопроса. Он ознакомился с книгой Воланского и, будучи русским, остался удовлетворен ее содержанием, но, будучи императором, приказал: «Взять потребное количество оной книги под крепкое хранение, остальные же, дабы не наносить вред духовенству, сжечь…»

Только благодаря русскому императору Николаю I мы сегодня имеем несколько экземпляров книги, которая в 1853 году угодила в папский «Индекс запрещенных книг» и была отправлена на костер…

Влад РОГОВ

Гнев Ватикана

Увы, участь польского ученого Тадеуша Воланского незавидна. Да, он избежал кары инквизиции и воздействия «очищающего пламени» за свое недопустимое вольнодумство, но на его научной деятельности был поставлен большой жирный крест. Правда, он и сам хорошо понимал, что современники не поддержат его точку зрения. В письме к археологу Каролю Рогавскому он писал: «Ученые напрасно трудились до нашего времени разбором их (этрусков) надписей по алфавитам греческому и латинскому, и видя неприложимость таковых, напрасно искали ключа в еврейском языке, потому что таинственный этот ключ ко всем неразгаданным надписям находится только в славянском первобытном языке. Как далеко простиралось в древние времена жительство славян в Африке, доказывают славянские надписи на камнях Нумидии, Карфагена и Египта. Разве в Италии, Индии и Персии — даже в Египте — нет славянских памятников? Разве древние книги Зороастры, разве развалины Вавилона, памятники Дария, остатки Парсаграда (Персеполис), покрытые клинописью, не содержат надписей, понятных славянам? Англичане, французы и немцы смотрят на это, jak koziol nа wode. Мы, славяне, сможем довести эти исследования до конца только в том случае, если дети и внуки наши захотят пойти по нашим следам!»

Увы, прошло 1,5 века, но даже праправнуки упорно отказываются идти по следам своего опального пращура. Лишь профессор Валерий Чудинов отважился признать, что русские населили Италию еще до возникновения Рима. Но его изыскания тоже проходят по разряду «альтернативных». А потому этруски еще долго будут оставаться загадочными, ведь непреложен факт: «Etruscum non legitur» («Этрусское не читается»).

Строго говоря, отнюдь не гипотеза о славянском происхождении этрусков так разъярила католиков. Тадеуш Воланский замахнулся на святая святых: в своей книге «Памятники славянской письменности до Рождества Христова» он осмелился доказать, что «письменность у славян существовала задолго до Рождества Христова и появилась гораздо раньше, чем у финикийцев, иудеев и греков, да и египтян».

, ,   Рубрика: Историческое расследование

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:45. Время генерации:0,665 сек. Потребление памяти:9.99 mb