Гибель золотого крейсера

Автор: Maks Апр 17, 2023

Самой трагической страницей в истории полярных конвоев считается гибель каравана PQ-17. Конвои, следовавшие в обратном направлении, носили зеркальную аббревиатуру QP. Самой существенной потерей на этом маршруте стал «Эдинбург», прозванный золотым крейсером.

Корабль, носивший имя столицы Шотландии, был одним из девяти служивших в королевском флоте легких крейсеров типа «Таун», имея полного «брата-близнеца» (или, как принято говорить у англичан, — систер-шип) «Белфаст».

Первым был «Дервиш»

Спроектировали и построили «Эдинбург» специалисты базировавшейся на берегах реки Тайн судостроительной верфи «Сван Хантер», построившей такие лайнеры, как «Лузитания», «Мавритания» и «Карпатия».

На воду крейсер «Эдинбург» спустили 31 марта 1938 года, а ввели в строй 6 июня 1939 года. Длина корабля составляла 190 при ширине 19,3 метра. Водоизмещение — 13 175 тонн. Ходовая часть включала четыре турбозубчатых агрегата Парсонса и четыре трехколлекторных котла «адмиралтейского» типа, выдававших в идеале 82 500 л. с.

Это позволяло развить скорость в 32,5 узла при стандартном водоизмещении или на полтора узла меньше, в случае если корабль набит под завязку. Вооружение состояло из четырех башенных MK-XXIII установок с тремя орудиями калибра 152-мм в каждой. От налетов авиации корабль прикрывали шесть спаренных 102-мм зенитных установок Mk-XIX и две 40-мм установки «пом-пом» по восемь стволов в каждой.

На «Эдинбурге» стояли два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата TR-4. На крейсере установили новинку того времени — радиолокатор. Артиллерия «Эдинбурга» могла вести огонь с помощью данных локатора в условиях плохой видимости. Разведку могли осуществлять и три гидросамолета «Вальрус», которые находились на борту крейсера. Штатная численность экипажа определялась в 730 человек. С первых дней войны «Белфаст» оказался в числе наиболее активных единиц Ройал Нави. Он воевал у Нарвика, принимал участие в охране конвоев, следовавших на Мальту, нес патрульную службу в Атлантике.

Первый, так сказать «нулевой», полярный конвой «Дервиш» прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года и отбыл обратно как QP-1 28 сентября.

Немцы до поры до времени особого значения этим караванам не придавали, практически беспрепятственно пропустив шесть из них туда и четыре обратно.

Однако западное оружие стало проявлять себя на советско-германском фронте, и командование кригсмарине решило перебросить на север дополнительные силы.

2 января 1942 года конвои понесли первую потерю — английский транспорт «Вазиристан», потопленный 2 января 1942 года германской субмариной U-134. В том же месяце другая немецкая подлодка отправила на дно английский эсминец «Матабеле».

Несчастливые числа

Мартовский конвой PQ-13 вполне оправдал свой несчастливый номер, потеряв два судна, потопленных самолетами, два — подлодками и один — эсминцами.

Апрельский QP-10 ничего важного не вез, но под ударами субмарин и самолетов лишился четырех транспортов. В британском адмиралтействе выводы из случившегося вроде бы сделали, решив, что обратные конвои тоже заслуживают солидных эскортов. Однако следующему QR-11 пришлось еще хуже.

Из Мурманска он вышел 28 апреля 1942 года и состоял из 13 (опять несчастливое число!) американских и британских транспортов. Их эскортирование обеспечивало практически такое же число военных судов — 12. Легкий крейсер «Эдинбург» был среди них самым мощным, компанию же ему составляли эсминцы «Амазон», «Бигль», «Биверли», «Бульдог», «Форесайт» и «Фореситер», корветы «Кампанула», «Окслип», «Саксифрейдж» и «Сноуфлэйк», а также вооруженный траулер «Лорд Мидлтон».

При этом «Эдинбург», как бы являясь главным в эскорте, выступал одновременно и в качестве транспорта. На его борту находился груз золота массой 5,5 тонны в 465 слитках, упакованных в 93 деревянных ящика. Общая стоимость драгоценного металла тянула в тогдашних ценах на 20 миллионов долларов.

Факт нахождения на борту следующего в Британию судна столь крупной партии драгоценного металла впоследствии вызвал массу толков и споров, тем более что ни советская, ни британская стороны с внятными официальными комментариями по сему поводу практически не выступали.

Дело в том, что американский закон о ленд-лизе предусматривал поставки оружия, военной техники и снаряжения в кредит, причем оплата должна была производиться после войны и только в отношении того оружия и техники, которые не будут уничтожены в ходе боевых действий.

Однако на СССР в полной мере закон еще не заработал, так что приходилось прибегать к более сложным схемам льготного кредитования. В данном же случае золото вообще шло британцам, которые и сами сидели на американском ленд-лизе. Так что золото «Эдинбурга» предназначалось для оплаты товаров, которых у американцев в наличии не имелось. Кроме того, незначительная часть груза представляла собой «обратный ленд-лиз» и должна была использоваться как сырье для производства предназначенных Красной армии средств связи.

Поскольку по факту «Эдинбург» являлся флагманом конвоя, именно на его борту находился командующий 18-й эскадрой крейсеров контр-адмирал Стюарт Бонэм-Картер.

В воспоминаниях участников событий проскальзывает, что у него была репутация капитана, приносящего несчастье, и делалась ссылка на историю со злополучным PQ-13. 24 марта в условиях шторма суда этого конвоя оказались раскиданы, затем снова собрались и 29-го вступили в бой с тремя германскими эсминцами, выдвинувшимися с базы в норвежском Киркенесе.

Одному транспортнику немцы нанесли смертельные повреждения, но затем к месту событий подоспели крейсер «Тринидад» и эсминец «Фьюри». «Тринидад» Бонэм-Картера сумел потопить вражеский эсминец Z-26, но при этом и сам получил тяжелое повреждение. Самое забавное, что получил он его от собственной торпеды, которая, по причине неисправности, описала циркуляцию и попала в левый борт крейсера. Вины Бонэм-Картера в случившемся, разумеется, не было. Британские эсминцы дотащили поврежденный «Тринидад» до Мурманска вместе с телами 32 погибших моряков.

В состав QP-11 вошло пять судов из следовавшего обратно PQ-13, и, конечно, фигурирование во всей этой коллизии «чертовой дюжины» могло смутить суеверные души, но вообще складывается впечатление, что все упоминания о дурных предзнаменованиях возникли задним числом, под впечатлением от случившегося с «Эдинбургом».

«Съешь меня!»

QP-11 вышел из Мурманска 28 апреля, а утром 30-го «Эдинбург» был атакован подводной лодкой U-88. Торпеда прошла мимо, но Бонэм-Картер, естественно, занервничал, решив, что атака может повториться. При этом он предполагал, что противник может знать о золотом грузе «Эдинбурга» и атаковать будет именно этот крейсер. Крейсер вышел из ордера и двигался на значительном расстоянии от конвоя противолодочным зигзагом. Получалось, что, отдалившись от конвоя, «Эдинбург» своим одиноким положением как бы призывал противника в духе пирожка из кэрролловских сказок про Алису «Съешь меня!» («Атакуй меня!»). И немцы на этот призыв отреагировали.

В район местонахождения крейсера начали направлять подводные лодки, включая и U-456 Макса Тайхерта, которая обнаружила свою цель еще до полудня. Субмарина повисла на хвосте «Эдинбурга» и, не обнаруженная, преследовала его в надводном положении около трех часов.

В начале третьего пополудни вахтенные доложили Тайхерту, что крейсер движется в их сторону, и он скомандовал погружение. В 16:18 капитан решил, что находится в удачном положении для атаки, и выпустил две торпеды. Обе попали в цель: одна сделала пробоину в левом борту, вторая вывела из строя руль с двумя винтами.

Сама субмарина после выстрела начала «брыкаться», так что ее нос на короткое время показался из воды. Тайхерт приказал опуститься на перископную глубину, но волны захлестывали перископ так, что противника не было видно. Пришлось снова подняться на поверхность, что позволило оценить результат атаки — получив крен, английский крейсер описывал циркуляцию на скорости 5-6 узлов.

Субмарина снова опустилась под воду, где ее экипаж убедился в запотевании перископа, устранить которое в текущих условиях было невозможно. Однако и подниматься наверх желание у немцев пропало, поскольку акустик доложил о приближении кораблей противника.

Действительно, эсминцы бросились на помощь «Эдинбургу» и взяли его на буксир, рассчитывая доставить обратно в Мурманск.

U-456 между тем вслепую крутилась под водой в течение четырех часов, пока, убедившись, что никто ее не ищет, снова не поднялась на поверхность в надежде найти и добить крейсер.

Добитый своими

Крейсер Эдинбург в составе конвояПолучив рапорт Тайхерта, германское командование выслало к месту событий флотилию эсминцев: «Герман Шеманн», Z-24 и Z-25, под общим командованием капитана цур зее Шульце-Хинрикса. По дороге они атаковали ослабленный уходом британских эсминцев конвой QP-11 и даже потопили советский пароход «Циолковский», после чего занялись поисками поврежденного «Эдинбурга».

Крейсер и буксировавшие его британские эсминцы немцы обнаружили утром 2 мая.

В 6:17 начался бой, в ходе которого британцы серьезно повредили «Герман Шеманн». Немцы отплатили противнику с лихвой, нанеся тяжелые повреждения эсминцам «Форестер» и «Форсайт», а также попав еще одной торпедой в «Эдинбург», который, однако, продолжал держаться на поверхности.

Возможно, немцы добились бы и большего, но «Шеманн» начал тонуть, и Шульце-Хинрикс приказал двум другим эсминцам переключиться на спасение его экипажа. Британцы, со своей стороны, получили возможность спокойно заниматься «Эдинбургом» и быстро определили, что после очередного торпедного попадания довести до Мурманска его точно не удастся. Корабль должен был вот-вот переломиться надвое. К спасательной операции подключились британские тральщики и советский сторожевик. Финальную точку в 8:52 поставил эсминец «Форестер», добивший «Эдинбург» двумя торпедами в левый борт.

Капитан крутившейся неподалеку U-456 записал в судовом журнале: «6:29 ч. На поверхности начался артиллерийский бой. Постоянно слышны артиллерийские залпы — адский концерт, который продолжается до 8:25 ч. В 8:52 ч. внезапно слышны очень сильные шумы. Зловеще! Крейсер затонул».

Потопление «Эдинбурга» записали именно на U-456, что и было мимоходом отмечено в германской прессе. Даже Рыцарским крестом Тайхерта не удостоили, хотя, учитывая ценность ушедшего на дно груза, на такую награду он мог бы рассчитывать.

Косвенно это свидетельствует, что немцы не знали о содержании груза и специально за крейсером не охотились. Об этом же свидетельствует и судовой журнал германской субмарины.

Хотя нельзя, конечно, и полностью исключить версию, что противник сознательно охотился именно за «Эдинбургом», а пиарить одержанную победу не стал, стремясь не поставить под подозрение свои источники информации.

Время собирать слитки

Корабль затонул на глубине 260 метров, причем спасены были все 750 членов экипажа.

Последняя цифра показывает, что эвакуация проводилась в образцовом порядке, в связи с чем невольно возникает вопрос — неужели спасти золото было невозможно? Судя по всему, боясь вражеских эсминцев и субмарин, британцы только и думали, как бы поскорее продолжить дорогу к спасительным берегам Альбиона. На ящики же махнули рукой, поскольку не знали об их содержании, а те, кто знал, в критической обстановке предпочитали думать лишь о собственном спасении.

Не исключено, что драгоценного груза было больше чем 5,5 тонны, и что-то удалось спасти. При этом стороны воздерживались от ясных прояснений того, кто именно понес основные убытки. С одной стороны, золото транспортировалось на британских кораблях и вроде бы находилось в британской юрисдикции. Да и места как первой, так и финальной атаки входили в зону ответственности британского флота. Однако из общего контекста официальных заявлений следует, что убытки оказались отнесены именно на счет Советского Союза.

Золото было застраховано в Госстрахе СССР, что само по себе понесенные советским правительством убытки никак не снижало. А вот за треть груза, застрахованную в британском Комитете по страхованию военных рисков, Москва, надо полагать, деньги получила.

В 1981 году министерство торговли Великобритании, министерство финансов СССР и компания «Джессоп Марин Рикавериз» подписали соглашение, по которому британская фирма бралась поднять золото с потопленного «Эдинбурга».

Технологии работ отрабатывались на «близнеце» погибшего «Эдинбурга» крейсере «Белфаст», стоявшем в Лондоне на Темзе, прямо напротив Тауэра.

Начальный этап самой операции проводило спасательное судно «Дамматор», которое обнаружило «Эдинбург» на дне моря, лежащим на левом боку.

В сентябре 1981 года судно «Стефанитурм» приступило ко второй стадии, уже по подъему самого золота. Поскольку большинство ящиков в воде развалились, водолазы искали слитки в иле с использованием грунтонасоса или даже на ощупь. Находки грузили в сетку и поднимали на борт, где их фиксировали представители Ингосстраха.

Всего подняли 431 слиток золота общей массой 5129,3 кг. Из-за ухудшения погоды работы свернули и отплыли в Мурманск. К работам вернулись только в 1986 году, подняв еще 29 слитков. 5 слитков так и остались ненайденными.

На долю проводившей работы фирмы досталось 45% спасенного золота. Остальное было поделено в пропорции один к трем между Великобританией и Советским Союзом.

Олег ПОКРОВСКИЙ

НАГРАДА НАШЛА ГЕРОЯ

Субмарина U-456 в январе-мае 1943 года участвовала в битве за Атлантику, действуя в составе «волчьих стай» «Ландскнехт» и «Дроссель».

Подводная лодка затонула 12 мая 1943 года в Северной Атлантике после попадания авиационной торпеды и последующей схватки с британским эсминцем «Оппортьюн». Погиб весь экипаж в составе 49 человек. Капитан субмарины был наконец награжден Рыцарским крестом, но посмертно.

  Рубрика: Главное сражение 640 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,332 сек. Потребление памяти:9.72 mb