
Легенды пасхального огня
Каждый год в Великую субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме проводят богослужение священнослужители Иерусалимской, Армянской, Сирийской и Коптской церквей. И каждый год накануне Пасхи в Кувукпии, то есть гробнице, где по легенде лежало тело Христа после распятия, происходит чудо — сошествие Благодатного огня.
Легенда о Благодатном огне впервые была записана христианским историком Евсевием Кесарийским в первой трети IV века. Иерусалим в ту пору едва оправился от разрушения римлянами. И назывался он не Иерусалимом, а Элией Капитолиной, на месте Второго храма на Храмовой горе стоял храм Юпитера, над гробницей в скале — храм Афродиты, христианство считалось полуподпольной верой, церковь была бедна, а праздники отмечались скромно и тайно. Епископом Иерусалимским был тогда весьма ветхий летами Нарцисс.
Небесная благодать
Уж каким образом старик Нарцисс вместе с Феофиктом и Феоктистом проник в римский храм, чтобы все подготовить к празднованию воскресения Христа в гробнице, где три дня пролежало тело Человеческого Сына, одному Богу известно. Римляне одинаково плохо относились и к иудеям, и к христианам, Элия Капитолина была римским городом, порядки в ней были тоже римские.
Единственное, чем можно объяснить такое попустительство властей: Нарцисс, Феофикт и Феоктист были греками. И вот три церковных иерарха отправились в полночь на Пасхальное бдение и хотели зажечь в почитаемой гробнице лампады. Только оказалось, что в лампадах совсем не осталось масла. Нарцисс помолился и, надеясь на вмешательство Всевышнего, наполнил лампады простой водой. А потом велел их поджечь. Удивительно, но лампады вспыхнули, будто были наполнены чистым маслом. Так совершилось чудо и впервые сошел на землю Благодатный огонь.
Религии, которая становилась государственной, очень требовались чудеса. Евсевий, вспомнив скандального епископа Нарцисса, которого не раз обвиняли в мошенническом совершении чудес, обеспечил христианству хорошую легенду. Но, тем не менее, чудо с лампадами, очень уж сильно напоминавшее чудо самого Иисуса с превращением воды в вино, в официальной вере не прижилось. Хотя, вероятно, попытки делались.
Два ритуала
Пасхальные бдения проводились в Кувуклии храма Гроба Господня с IV века, но ритуал сошествия Благодатного огня был другим, гораздо более простым. По рассказам паломников, «в девятый час все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть внутри преграды». И речи нет ни о каких чудесах.
Чудеса появляются много позже, когда Иерусалим со всеми его христианскими святынями оказывается в бедственном положении: в VII веке его захватили арабы, на Храмовой горе поднялся Купол Скалы и деревянная мечеть Аль-Акса, храм Гроба Господня пребывал в запустении и жаждал получить паломников из Европы. Вот тогда-то, в IX веке, и сложился ритуал с сошествием Благодатного огня. Очевидно, это так возмутило халифа Аль-Хаким Биамриллаха, что в 1009 году он сровнял христианский храм с землей. Только через полвека, при сыне халифа, христианам удалось на месте руин возвести небольшую ротонду Воскресения.
Часовня над пещерой, где находилась Кувуклия, стояла частично без крыши, но для сошествия Благодатного огня крыша не требовалась: искусство зажигать свечи и лампады без использования кресала священники Иерусалимской церкви уже отработали до мелочей. Это мы знаем точно, поскольку после завоевания Иерусалима крестоносцами византийских священников сменил латинский клир, и вот на Пасху 1101 года латинские монахи вошли в Кувуклию и напрасно ожидали, когда их свечи и лампады загорятся сами собой. Никакого божественного огня не сошло. Пришлось возвращать византийцев. Следующая Пасха прошла без разочарований. Огонь сошел.
Секретная технология
Византийцы были большие мастера творить рукотворные чудеса. Взять хотя бы знаменитый греческий огонь, который нельзя было погасить водой. У них был огромный опыт в применении нефти, масел и разных алхимических смесей. Крестоносцы смогли в рекордные сроки возвести новый и величественный храм Гроба Господня, но проникнуть в секреты производства Благодатного огня им не удалось. Арабы в этом плане были намного проницательнее и предлагали различные разгадки греческих секретов.
Между прочим, Муджир ад-Дин, арабский историк XV века, объяснял причину, по которой Аль-Хаким приказал уничтожить храм Гроба Господня, так: «Это было вызвано полученным им донесением о проделках христиан в день Пасхи с тем огнем, который они добывают хитростью, причем люди невежественные полагали, что этот огонь спускается с неба. Его делают, пропитывая маслом бальзамового дерева тонкие шелковые нити, намазанные серой и другими снадобьями, устроенные с таким искусством, что это сходит за чистую монету в глазах и выдающихся личностей, и простого народа». Халиф мошенничество не любил.
Хитростью объясняли сошествие Благодатного огня и другие арабские историки, наблюдавшие «чудо» собственными глазами: «А дело в том, что эта лампада — величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха.
На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу наподобие «санбусека», а под ней огонь, рассчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева, и когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовым маслом, и зажигает его».
Впрочем, и православные священнослужители в моменты откровенности признавались, что огонь в Кувуклии зажигают «от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня». Такие вот чудеса!
Синим пламенем
Благодатный огонь сходит с небес только в Кувуклии и больше нигде в мире. Все права на этот огонь принадлежат православным церквям, которые участвуют в ритуале. Для того чтобы у паломников не возникало сомнений в божественном происхождении Благодатного огня, перед началом богослужения вход к Гробу Господню опечатывают. Огонь нисходит, по традиции, когда Кувуклия пуста, от него зажигаются лампады.
Этапы проведения ритуала строго расписаны: сначала греческое православное духовенство трижды обходит крестным ходом Кувуклию, потом греческий патриарх разоблачается до белого подрясника, показывая, что ничего не прячет под одеждами, и вместе с армянским епископом или архимандритом проходит к Гробу Господню, где оба встают на колени и молятся. После молитвы они зажигают Пасхальные свечи от лампад, стоящих на мраморной плите Гроба, и передают их верующим: греческий патриарх — через северное окно, армянский — через южное.
Пасхальные свечи, вынесенные из Кувуклии, состоят из 33 свечей (по числу лет Иисуса). От них поджигают все Пасхальные свечи в храме. Верующие считают, что поначалу они горят синеватым пламенем и не обжигают, поэтому люди хватают огонь пальцами и даже умываются огнем. Правда, с «умыванием» нередко происходят казусы, когда вдруг загораются бороды или брови. Увы, Благодатный огонь обладает теми же качествами, что и всякий другой огонь.
Нередко очевидцы рассказывают о необъяснимых столпах света, всполохах, молниях, озаряющих храм Гроба Господня, о синем свете или огне на мраморной плите, прикрывающей ложе, где лежал Иисус. Или о вспышках, пробегающих по разлому каменной колонны. Некоторые убеждены, что видели, как сошел Благодатный огонь. На самом деле, конечно, сошествие Благодатного огня имеет чисто символическое значение.
Так считают и католики, и протестанты. Так считают и в армянской церкви. Армяне не признают сверхъестественного происхождения Благодатного огня, хотя не отрицают, что чудеса на Гробе Господнем когда-то происходили и могут происходить, но они не могут происходить по расписанию, из года в год. Даже в Иерусалимском патриархате с 2018 года перестали употреблять слово «чудо». Теперь и в греческой церкви признают, что Благодатный огонь загорается вполне естественным способом — то есть от спичек или зажигалки, значение имеет не то, как он зажжен, а что он благословлен Патриархом.
Николай КОТОМКИН
https://zagadki-istorii.ru