Главный роман Фрейндлих

Автор: Maks Янв 30, 2019

Сегодня картину «Служебный роман» практически целиком разобрали на цитаты. Фильм о любви двух странных, немного несуразных коллег-интеллигентов стал практически частью жизни россиян. Неудивительно: в героях мы иногда узнаем себя, иногда — свою жизнь, а иногда — собственные мечты.

Фильм «Служебный роман» — один из лучших и самых любимых в советском кинематографе — «начался» за шесть лет до своего выхода на экран, в 1971 году. Режиссер Эльдар Рязанов и его соавтор-сценарист Эмиль Брагинский в начале 1970-х оказались на мели. И решили подзаработать. Способ придумали оригинальный — написали пьесу. Справились меньше чем за месяц. И очень успешно: вскоре произведение, названное «Сослуживцы», поставили более чем на сотне театральных сцен СССР. Самой удачной стала постановка на сцене Ленинградского театра комедии. В ней роль Новосельцева исполнил Петр Вельяминов, а Калугину сыграла Ольга Волкова.

Поэт Уильям Блейк

Но были и неудачные постановки. Одну из них как-то увидел Эльдар Рязанов, который загорелся идеей снять фильм по «Сослуживцам». Лично. Рязанов и Брагинский с легкостью переделали пьесу под киносценарий. Эльдар Александрович даже придумал, как чисто «кабинетное» произведение «перевести» в фильм. Режиссер ввел еще одного героя — Москву и ее жителей. Как-то ранней осенью в столице выпал снег.

Рязанов сел в машину с оператором и снял пейзажи города, спешащих горожан и играющих в снежки подростков. Требовалась песня, которая бы сопровождала эти документальные съемки. Постановщик засел за книги. Чьи только стихи он не прочитал! И ничего подходящего не смог найти. Не знал, что и делать. И вдруг в голове Рязанова стала крутиться строчка «У природы нет плохой погоды». Вскоре родилось стихотворение. Эльдар Александрович постеснялся признаться в том, что он его автор. И сообщил Андрею Петрову, который писал для него музыку, что автор — английский поэт Уильям Блейк. Просто перевод новый. Собственно, композитору было все равно, на чьи стихи писать песню.

Стихотворение, правда, не понравилось Мягкову, которому Рязанов его показал практически сразу после написания. За это Эльдар Александрович наказал актера: в картине «Гараж» он получил роль практически немого героя, потерявшего голос из-за простуды.

Многие из ближайшего окружения Рязанова и Брагинского отговаривали их от создания картины, чересчур похожей на их же фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!»: два не самых приспособленных к жизни человека находят свое счастье, главные герои — интеллигенты, поются песни на стихи известных поэтов. И главное — Эльдара Александровича отговаривали от съемки в главной роли Андрея Мягкова. Уж больно по виду и характеру Анатолий Ефремович Новосельцев походил на Женю Лукашина, главного героя «Иронии судьбы».

Но тут Рязанов занял очень жесткую позицию. Он не хотел снимать в главной роли никого, кроме Мягкова. Вообще, со многими своими картинами режиссер прошел все круги ада. Их и критиковали, и меняли сценарий, и даже пытались закрывать. Но тут, как ни странно, всех артистов утвердили без проб.

«Трудные» ленинградцы

Служебный романМягков жил в Москве. Трудности возникли с ленинградцами: Олегом Басилашвили, который исполнил роль Самохвалова, и Алисой Фрейндлих, сыгравшей Калугину. Басилашвили Рязанов знал давно: он как-то приехал в Ленинград, чтобы посмотреть в Большом драматическом театре игру Сергея Юрского. На той же сцене он увидел и Басилашвили. И как будто в шутку спросил его, почему тот не снимается в его фильмах. Олег Валерьянович парировал: он сам не знает, почему его не снимает Рязанов. И тогда кинорежиссер дал артисту расписку в том, что обязуется снимать актера во всех своих картинах. И по возможности это делал.

С трудом удалось уговорить Игоря Владимирова, режиссера Театра имени Ленсовета, где служила Фрейндлих, и Георгия Товстоногова, возглавлявшего Большой драматический театр, отпустить актеров на съемки в Москву. Особенно тяжелый график был у Алисы Бруновны. Иногда она утром снималась в столице, садилась в поезд, приезжала в родной город, играла спектакль там, утром репетировала другой, а после репетиции — обратно в Москву. И так — в течение почти полугода: картину снимали с сентября 1976-го по январь 1977 года.

И участники съемочной группы, и позже зрители оценили не только актерский талант, но и выдающуюся смелость Фрейндлих. Она, очень миловидная женщина, позволила себя изуродовать, превратив в форменное чудовище. Ради образа Калугиной в костюмерных «Мосфильма» отыскали монструозный мешковатый костюм на два размера больше. Алиса Бруновна дала сделать себе кошмарную гладкую прическу. Но в ее внешнем виде чего-то не хватало. И тогда озарение пришло к оператору Владимиру Нахабцеву: он принес актрисе очки своего престарелого отца — те самые, в массивной черной оправе.

Вырезанные кадры

Лию Ахеджакову тоже легко утвердили на роль секретарши Верочки. Вообще, в пьесе «Сослуживцы», согласно изначальному замыслу авторов, Верочка была длинноногой красавицей-блондинкой. Сцена, в которой она учит Калугину одеваться и следить за собой, была не так смешна, как саркастична.

После того как в Верочку «превратилась» далеко не фотомодель Ахеджакова, момент начала преображения Людмилы Прокофьевны стал более мягким и человечным.

Атмосфера на съемочной площадке была теплой и доброй, и актеры (с благословения режиссера, конечно) много импровизировали на ходу. В итоге материала отсняли не на две серии, а на три. Пришлось почти полностью исключить, к примеру, очень забавную линию отношений Верочки с ее мужем. Сначала в его роли начали снимать Михаила Светина. Он ездил по Москве на мотоцикле. Режиссеру это казалось комичным. Но потом Рязанов понял, что это «пустой» номер. И отказал Светину в роли. Мужа Верочки сыграл Александр Фатюшин. Но позже Эльдар Александрович отказался от этой «истории любви второго плана». Фатюшин появился на экране в толпе сотрудников статистического учреждения. Многих зрителей удивило то, что известный актер исполняет такую мелкую роль.

Важные детали

Рязанов всегда уделял большое внимание достоверности. Например, Ольгу Аросеву, которая играла водителя троллейбуса в фильме «Берегись автомобиля», он заставил окончить курсы вождения. Олег Басилашвили до «Служебного романа» никогда за рулем не сидел. Курсы вождения он до начала съемок окончить не успел. Но постановщик все равно посадил его за руль. В итоге актер как-то раз даже врезался в киоск «Союзпечати». Дело удалось замять…

Страсть к точности сказалась на том, где Рязанов поселил героев картины. Состоятельные персонажи — Калугина и Самохвалов — жили в элитных домах на Большой Никитской и Тверской. Скромный советский служащий Новосельцев обитал в переулке Чернышевского, Ольгу Рыжову, роль которой исполнила Светлана Немоляева, поселили где-то на станции Ярославского направления.

Светлане Немоляевой именно Рязанов открыл дорогу в большое кино. Роль Оли Рыжовой сделала ее известной и востребованной киноактрисой.

Картина прибавила популярности поэту Белле Ахмадуллиной, которую тогда мало печатали. Немоляева за кадром читает ее стихотворение «О, мой застенчивый герой…».

Мария КОНЮКОВА

Цифры и факты

В первые месяцы проката «Служебный роман» посмотрели 58 миллионов зрителей. — В 1978 году съемочную группу картины удостоили Государственной премии. Ею обошли только Алису Фрейндлих: она уже получила эту награду за участие в спектакле. А дважды эту премию в СССР не давали никому.



, , ,   Рубрика: Легенды прошлых лет

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,209 сек. Потребление памяти:8.42 mb