Когда закончился карнавал

Автор: Maks Фев 3, 2021

Режиссер Татьяна Лиознова за 28 лет — с 1958 по 1986 год — сняла всего девять фильмов. Двухсерийная картина «Карнавал» (1981) была предпоследней — и самой неожиданной в ее фильмографии. От Лиозновой ожидали всего, чего угодно, но только не мюзикла в стиле столь нелюбимой ею Америки.

Путь Лиозновой в режиссуру был нелегким. Дочь швеи и инженера, погибшего на фронте в первый год Великой Отечественной, Татьяна Моисеевна (Михайловна) с детства мечтала о кино. В 1943 году 19-летняя Лиознова поступила на режиссерский факультет ВГИК. По тем далеко не феминистским временам это был, мягко говоря, странный выбор для девушки.

Странный выбор

Потом ее режиссерский курс объединили с актерским, и знаменитые педагоги, супружеская чета Сергей Герасимов — Тамара Макарова, решили: юной девице нечего делать в режиссуре. Но Лиознова умела настаивать на своем: она убедила своих учителей в том, что она может снимать талантливо. Сама же постановщица полагала: ей подвластны любые жанры.

В 1961 году она сняла мелодраму «Евдокия», в 1967-м — «Три тополя на Плющихе» в том же жанре. Пик карьеры режиссера пришелся на 1973 год, когда вышел ее сериал «Семнадцать мгновений весны» о служебных интригах в руководстве Третьего рейха. Такой жесткий, такой неженский, такой блестящий. Потом была социальная драма «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). А потом… «Карнавал».

Тут следует отдельно отметить: Татьяна Лиознова была советским человеком до мозга костей. Уже после крушения СССР она говорила, что потеря государством былой силы и власти — огромная боль ее души. От этого еще более странно выглядит выбор постановщика, павший на сценарий фильма «Карнавал», который написала Анна Родионова. Он был опубликован в журнале «Искусство кино».

Мюзикл, как известно, жанр глубоко американский. Лиознова всегда считала США врагом СССР. Почему такой выбор? И сюжет такой голливудский: о провинциалке, которая мечтает об актерской карьере в столице. Лицедейство, как оно видится Нине Соломатиной, главной героине, — это умение не только играть, а еще и петь и танцевать. И все это — без дублеров. Такой подход к актерской профессии — также очень в американском стиле: в духе требований, которые предъявляют продюсеры к исполнителям ролей в мюзиклах.

Советский Голливуд

Героиня картины катается на роликах — это уже откровенная отсылка к фильму «Смешная девчонка» (1968) с молодой Барброй Стрейзанд в главной роли. Он — тоже о девушке, мечтавшей блистать на сцене. Впрочем, если вдуматься, чрезвычайно самолюбивая Лиознова хотела показать советскому кинематографу, что ей подвластно все. А Западу — что и в СССР умеют снимать кино «на уровне». И не только серьезное… Хотя «Карнавал» в целом серьезнее, чем обычный мюзикл. Ведь в реальной жизни героини — одни неприятности. На сцене она никому не нужна. Жить негде. Любимый бросил. Карьера звезды остается в мечтах. В общем, Голливуд — да не совсем. С оттенком отечественной социальной драмы.

Тут еще надо отметить: Лиознова, коренная москвичка, вспомнила свое детство в старой Москве, которой уже давно нет. Да и путь в кино этого режиссера была непрост: она не снимала с 1950 по 1958 год и с 1973-го по 1981 -й. В начале 1950-х, чтобы прокормиться, будущий постановщик «Семнадцати мгновений весны» шила вместе с матерью одежду на заказ. Вот как она сама об этом рассказала: «…эпизод, в котором Нина пьет в мороз ледяную воду из колонки. У дома, где я когда-то жила, была такая же колонка, и мы с подружками проделывали то же самое. Картина в некоторой степени получилась автобиографичная. Я тоже через многое прошла на пути к режиссуре. Я тоже в свое время работала и костюмером, и уборщицей».

Ирина Муравьева в фильме КарнавалДля такой сложной роли нужна была очень «сложная» актриса. Свой выбор Лиознова остановила на Ирине Муравьевой — ее взяли сниматься в «Карнавале» без проб. (Кстати, без проб в эту картину прошла еще Екатерина Жемчужная, актриса цыганского театра «Ромэн». Ее Лиознова вязла на роль цыганки Кармы.)

К началу 1980-х Ирина Муравьева была отечественной кинозвездой первой величины. Ее знали не только в СССР: Муравьева исполнила роль Людмилы в картине «Москва слезам не верит» (1979). Эта картина в 1981 году получила премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Муравьевой в 1981 году исполнилось 32 года. Но Лиознова все равно никого другого в роли Нины не видела. Во-первых, режиссеру очень понравилась то, как она исполнила роль жены главного героя в социальной драме «Мы, нижеподписавшиеся». Во-вторых, уже в картине «Москва слезам не верит» Ирина играла героиню, которой в первой половине фильма 20 лет, а во второй — 40. Ей же было 30 — это ровно середина между 20 и 40 годами. Критики отмечали: исполнительница роли Людмилы в первой серии выглядит старовато. Но Муравьева так уверенно держалась в кадре. Да и призывала зрительниц к уверенному поведению в любой ситуации.

Муравьевой не понравилось

Видимо, из-за этого Лиознова и взяла ее на роль. Ирине Вадимовне дали указание: срочно похудеть и научиться кататься на роликах. Актриса выполнила указания постановщика с точностью! Но чего это ей стоило! В течение трех месяцев артистка буквально не вылезала из спортзала. Ее тело было покрыто синяками: те, кто учится кататься на роликах, знают — падать приходится часто. И это очень больно. В начале «Карнавала» Муравьева не умеет кататься на проклятых дощечках с четырьмя колесиками. Но это неумение актриса в кадре изображала: к моменту начала съемок он уже укротила этого «дикого зверя»!

«Послужной список» актрисы Муравьевой велик: в нем — съемки почти в полусотне фильмов и десятки ролей в спектаклях. Предложений было много — Ирина Вадимовна нечасто отказывалась от работы. При этом она — в интервью человек достаточно откровенный — не скрывает отношения к той или иной своей работе. К примеру, о своей героине «Карнавале» она отозвалась прямо: «В жизни я абсолютно не похожа на Нину. Я коренная москвичка, абсолютно домашняя девочка. Хорошо училась и столицу покорять не стремилась. Более того, в жизни никуда из дому не уезжала. Мне никогда не хотелось чего-то добиваться. Я не лидер, а, скорее, ведомая».

Своей работой в фильме Муравьева осталась недовольна.

Она также считала: Лиознова ее обидела, не дав самой исполнить песню «Позвони мне, позвони» Максима Дунаевского на стихи Роберта Рождественского. Артистка неплохо поет. Но режиссер настояла: вокал в «Карнавале» должен быть профессиональным. В итоге песню, ставшую хитом на все времена, исполнила Жанна Рождественская. Но Муравьева, взяла реванш: в 1983 году фирма «Мелодия» выпустила виниловый диск «Позвони мне, позвони» — здесь знаменитая песня прозвучала в исполнении самой Ирины.

Согласно сценарию, «Карнавал» должен был закончиться на грустной ноте: встречей с цыганкой Кармой, которая сообщает Нине о смерти своего ребенка.

Но Лиознова — редкая оптимистка — не приняла такой концовки. Финал остался открытым, хоть героиня и вернулась в Оханск к больной маме. Но режиссер отмечала: она все же видит свою героиню состоявшейся актрисой.

«Карнавал» в первый год проката посмотрели 30 миллионов зрителей. Картину тепло оценил другой классик советского кино, Эльдар Рязанов: «Снять комедию, где публика иногда смеется так, что не слышно музыки, — это надо суметь!»

Мария КОНЮКОВА

ГОРОДОК ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ

Город Оханск — по фильму, родину Нины Соломатиной, главной героини фильма «Карнавал» — снимали в Калуге. Но на карте России есть самый настоящий Оханск. Этот населенный пункт, с населением около семи тысяч человек, находится в Пермском крае.

Загадки истории » Искусство и телевидение » Когда закончился карнавал

, , , , ,   Рубрика: Искусство и телевидение 618 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:30. Время генерации:0,226 сек. Потребление памяти:7.32 mb