Король бездорожья

Автор: Maks Окт 4, 2021

Колесный снегоход повышенной проходимости был разработан на Заводе имени Лихачева в рекордно короткие сроки. На ходовых испытаниях ЗИЛ-Э167 показал великолепные характеристики проходимости, грузоподъемности и надежности, но в серию не пошел. Почему до сих пор остается загадкой.

Обычно машинами высокой и сверхвысокой проходимости занималось Министерство обороны, но постепенно интерес к вездеходам возник и в гражданских отраслях народного хозяйства. Осенью 1961 года Совмин СССР утвердил задание от Мосгорсовнархоза и поручил заводу ЗИЛ разработку машины для Крайнего Севера. Заказанный вездеход предназначался для перевозки людей и грузов в условиях полного бездорожья, обильного снежного покрова и суровых климатических условий.

Чудо с буржуйкой

Заявка легла на стол к главному конструктору завода Анатолию Кригеру и затерялась в груде текущих дел. О ней вспомнили в октябре 1961 года, после запроса из управления автопрома, за два месяца до срока сдачи. Руководство ЗИЛа схватилось за голову и кинулось решать проблему.

В кратчайший срок была собрана команда конструкторов и сформулированы технические требования. В качестве базы для снегохода использовали уже разработанные узлы и агрегаты вездехода ЗИЛ-135Л. Это помогло ускорить работы. К 1 января 1963 года на заводе был изготовлен опытный образец будущей машины.

Его собрали на усиленной и модернизированной раме ЗИЛ-135. Получившийся трехосный вездеход имел шесть колес, причем все ведущие. В кормовой части машины установили два V-образных восьмицилиндровых двигателя ЗИЛ-375 мощностью по 180 лошадиных сил. Силовая передача осуществлялась двумя потоками, раздельно от каждого двигателя, на правый и левый ряды колес. Передачи могли переключаться по желанию водителя как в механическом, так и в автоматическом режиме. Рулевой привод управлял одновременно передними и задними колесами, что повышало маневренность. Дорожный просвет в 850 миллиметров обеспечивался за счет применения шин большого диаметра. Просто к ЗИЛ-Э167 приспособили скаты от МАЗ-529Е с уменьшенным числом слоев корда. Это повышало эластичность покрышек и позволяло автоматически регулировать давление воздуха в шинах. Диски колес автомобиля решили делать из стеклопластика. Из этого же материала были изготовлены четырехместная кабина и закрытый пассажирский кузов на 14 человек, обогреваемый двумя бензиновыми отопителями. Кроме того, в комплектацию машины входила дровяная буржуйка.

Снегоболотоход ЗИЛ-Э167Топливная система снегохода состояла из шести баков, вмещавших 900 литров горючего. Грузоподъемность внедорожника удалось увеличить с планируемых трех тонн до пяти.

Никому не нужен?

Представленный ЗИЛом вездеход считался прототипом, но был готов к испытаниям.

Уже в январе 1963 года снегоход прошел обкатку на дорогах Московской области, а в феврале отправился в пробег Москва — Пермь. Во время испытаний были проверены скоростные и тяговые возможности машины. Все они превзошли показатели, которые выдавал главный конкурент ЗИЛа — гусеничный снегоболотоход ГАЗ-47.

За время первых зимних испытаний ЗИЛ-Э167 прошел 2500 километров, причем треть из них по бездорожью, при глубине снежного покрова в метр и более.

Летом того же года испытания продолжились на песчаной, болотистой и пересеченной местности, где ЗИЛ проявил себя с лучшей стороны, успешно преодолевая овраги и суглинистые холмы крутизной в 42°. Он свободно передвигался по болоту, имея на буксире пятитонный транспортер с полностью заблокированными гусеницами.

В январе-марте 1965 года экспериментальный снегоход участвовал в строительстве нефтепровода Шаим — Тюмень, снова показав себя во всей красе.

Единственным ощутимым недостатком машины была излишняя ширина базы и поперечных габаритов, поломки же и застревания можно перечесть по пальцам.

И все-таки в серию ЗИЛ-Э167 так и не пошел, даже несмотря на то, что Министерство газовой промышленности было готово заказать партию из 10 машин, а Министерство обороны договаривалось о приобретении двух. О причинах такого решения трудно говорить однозначно. Есть мнения, что зиловский снегоход сочли слишком дорогим и сложным в производстве, что Министерство обороны, влиявшее на окончательное решение, предпочло гусеничный вездеход ГТ-Т или что новое руководство ЗИЛ, сменившее старую команду, просто не захотело заниматься спецтехникой, пусть даже и перспективной.

В результате ни второй, ни третий экземпляр ЗИЛ-Э167 так и не были собраны, а первый и единственный сегодня выставлен в Военно-техническом музее в Черноголовке, в 40 километрах от Москвы.

Виктор ШТЕРН

Загадки истории » Люди и вещи » Король бездорожья

, ,   Рубрика: Люди и вещи 63 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,794 сек. Потребление памяти:10.94 mb