Крейсер против теплохода

Автор: Maks Янв 27, 2021

До вступления во Вторую мировую войну Японии служба британских моряков на Тихом океане была не слишком опасной и даже приятной. Самой серьезной проблемой считались германские рейдеры, которые в полноценном бою вряд ли могли тягаться с крейсерами королевского флота.

Совершенно неожиданным оказался результат боя, произошедшего вблизи территориальных вод Австралии между германским вспомогательным крейсером «Корморан» и австралийским легким крейсером «Сидней».

Перед последним рейдом

Спущенный на воду в Киле в сентябре 1938 года «Корморан» строился как торговое судно и в мирной жизни назывался «Штейермарк». Свое новое имя он получил в честь первого легкого крейсера «Корморан», уничтоженного японцами в 1914 году при осаде Циндао, и в честь второго «Корморана» — бывшего русского судна «Рязань», которое было захвачено немцами, переоборудовано во вспомогательный крейсер и затоплено в 1917 году экипажем, чтобы он не достался американцам.

Переименование «Штейермарка» в третьего «Корморана» предварялось переоборудованием его во вспомогательный крейсер, предназначенный вместе с восемью схожими по типу судами для действий на вражеских коммуникациях.

Такая операция не представляла особой проблемы, поскольку, стремясь обойти ограничения, накладываемые Версальским миром, немцы изначально проектировали этот якобы мирный корабль для использования в военных целях.

Установленное на нем вооружение включало шесть 150-мм и одно 75-мм орудие, одиннадцать зенитных пушек и пулеметов и шесть торпедных аппаратов. Имелось на нем и 390 мин, которые рейдер должен был выставить на подходе к австралийскому порту Фримантл. Водоизмещение 19 900 тонн и длина 157 метров позволяли разместить на его палубе моторный катер и два одномоторных разведывательных самолета «Арадо».

Выйдя в плавание в декабре 1940 года, рейдер под командованием капитана 2-го ранга Теодора Детмерса потопил десять торговых судов (предварительно обеспечив эвакуацию их экипажей), а также захватил и отправил в качестве приза в оккупированную Францию канадский танкер. К слову, на одном из кораблей немцы позаимствовали четырех китайцев, которых отправили работать в корабельной прачечной, положив им приличное жалованье. Общая же численность экипажа составляла 36 офицеров и 359 матросов.

В середине ноября 1941 года Детмерс решил выставить мины в прибрежных водах Австралии, но при подходе к Фримантлу немцы запеленговали радиосигналы военного корабля, каковым оказался австралийский тяжелый крейсер «Канберра». В любом случае навстречу опасным приключениям Детмерс не рвался и решил поискать какой-нибудь легкой добычи в заливе Шарк, на побережье которого находился Карнарвон — крупнейший порт Западной Австралии. На пути туда и произошла его встреча с «Сиднеем», который являлся собственностью правительства Австралии, участвовавшей в войне в качестве британского доминиона.

Это был легкий крейсер, введенный в эксплуатацию в 1935 году и отметившийся в нескольких боях с итальянцами на Средиземном море. Особенно он отличился 19 июля 1940 года в бою у мыса Спада, где вместе с пятью эсминцами выиграл схватку с двумя легкими крейсерами дуче, один из которых был потоплен.

При меньшем, чем у «Корморана», водоизмещении (9 тысяч тонн) «Сидней» имел большую длину корпуса — 171,4 метра и превосходил его по вооружению, располагая восемью 152-мм орудиями. Зенитная артиллерия была представлена четырьмя 102-мм орудиями и девятью 7,7-мм пулеметами. Торпедных аппаратов было восемь. Авиаразведку он мог вести с помощью гидросамолета, запускавшегося с катапульты. Экипаж крейсера состоял из 41 офицера и 594 матросов, к которым следует приплюсовать шесть австралийских летчиков и четырех работников столовой.

Капитан «Сиднея» Джозеф Барнет выполнял свои обязанности пять месяцев, сменив пошедшего на повышение более опытного Джона Коллинза.

С «Кормораном» он пересекся, когда крейсер возвращался из Зондского пролива, где выполнял миссию по конвоированию голландского транспорта «Зеландия».

Игра с паролями

Роковая для обоих кораблей встреча произошла 19 ноября в 280 километрах от Карнарвона.

В 15:55 наблюдатели рейдера увидели на горизонте мачты военного корабля, который вскоре был опознан как крейсер «Сидней». Шансов уйти при скорости 19 узлов против 32,5 у немцев не было, и вдобавок ко всему один дизель вышел из строя. Зато имелся шанс запутать британцев.

На «Корморане» орудия были укрыты за фальшивыми надстройками, которые в поднятом виде делали рейдер похожим на ходившее в здешних водах голландское судно «Страат Малакка». Голландия входила в антигитлеровскую коалицию, так что была надежда, что слишком докучать с вопросами британцы не будут.

Вопросы задавались посредством сигнального прожектора, причем британское командование выдавало капитанам торговых судов пароли, которые они должны были назвать, чтобы их не приняли за вражеское судно.

Иногда немцы узнавали такие пароли у капитанов захваченных ими судов, но пользоваться ими, разумеется, могли недолго. С «Сиднея» же поступил сигнал «Приготовьтесь назвать пароли», который немцы просто не поняли. Австралийцы семафорили полчаса, пока не озвучили более конкретное и понятное требование: «Назовите пароль».

Немцы выдали правильный пароль PKQI и подняли флаг Голландии, однако сразу пароль австралийцы не разглядели и запросили повторно. Тогда немцы просигналили флагами. Все эти объяснения заняли 40 минут, за которые удалось починить сломанный дизель «Корморана».

Австралийцы же продолжали приставать с вопросами о порте назначения и грузе. Немцы сообщили, что идут в Батавию, потом во Фримантл и везут груз — ткани. Одновременно Детмерс приказал послать в эфир сигнал, что «Страат Малакка» задержан подозрительным военным судном. Расчет делался на то, что на «Сиднее» этот сигнал перехватят и, может быть, придут к выводу, что имеют дело с мирным голландцем.

Впрочем, скорее всего, капитан «Корморана» понимал, что боя не избежать, и тянул время, медленно сближаясь с «Сиднеем» и рассчитывая накрыть его первым внезапным залпом. С малого расстояния рейдер мог попытаться хотя бы частично компенсировать превосходство противника в дальнобойности и броневой защите.

Когда корабли шли на параллельных курсах на расстоянии 1300 метров, австралийцы послали сигнал «Вам следует быть готовыми к циклону, урагану или тайфуну». Немцы на него не ответили, на чем и прокололись. Дело в том, что у настоящего «Страат Малакке» это выражение было старым паролем, и голландцы, если это были действительно они, должны были на этот сигнал как-то отреагировать.

Но реакции не последовало, и в 17:30 «Сидней» потребовал назвать старый пароль, которого немцы не знали. Детмерс понял, что далее прикидываться мирным голландцем бессмысленно. Он приказал сбросить маскировку, поднять вместо голландского флаг германского флота, открыть огонь из всех орудий и дать залп из торпедных аппаратов.

Смертельная дуэль

Бой крейсера «Сидней» с рейдером «Корморан»Поскольку никого из австралийских участников боя в живых не осталось, приходится отталкиваться от немецких свидетельств. Правда, здравый смысл мешает принимать на веру все их заявления.

Трудно поверить, что первый залп дал именно «Сидней». Однако Детмерс настаивал на своих показаниях: якобы противник имел фору по времени благодаря сбрасыванию фальшивых стенок и джентльменскому поведению немецких моряков, не открывавших огня, пока флаг кригсмарине не поднимется на мачте. Гораздо логичней предположить, что немцы открыли огонь первыми в самый выгодный для них момент.

С другой стороны, слова Детмерса подтверждаются и другими членами немецкого экипажа, чего в случае их лживости добиться было бы не так-то просто. Поэтому дальше будем пользоваться его версией.

Снаряды из всех восьми башенных орудий «Сиднея» прошли над немецким рейдером то ли с перелетом, то ли попали в трубу и радиорубку, но не разорвались.

Не исключено, что капитан Барнет приказал дать предупредительный залп, рассчитывая вынудить немцев к сдаче. Еще один возможный вариант — австралийские артиллеристы промахнулись, потому что целили в мостик. Гибель капитана и офицеров рейдера действительно могла бы отбить у немцев желание продолжить бой.

У «Корморана» первыми выстрелили носовое и кормовое орудия, поскольку перед двумя орудиями в центре еще не успели убрать маскировочные щиты. Немцы тоже целили в мостик и тоже взяли с перелетом. И в этот же момент у «Корморана» из торпедных аппаратов правого борта ушли к цели две торпеды. Рванув к зенитным пулеметам, немцы начали поливать очередями палубу крейсера, что как минимум отразилось на организованности и слаженности действий британцев, которые по темпу огня катастрофически отставали от германских артиллеристов.

Второй залп рейдер дал уже из трех 152-мм орудий, повредив надстройки с системой управления огнем и радиорубкой. Четвертое орудие присоединилось к прочим во время третьего и четвертого залпов, которые вывели из строя две носовые из четырех орудийных башен крейсера.

Пятый залп пробил борт у ватерлинии в районе машинного отделения и уничтожил гидросамолет. И только после шестого залпа австралийцы смогли ответить из двух кормовых башен Y и X.

Четыре залпа башни Y особого ущерба немцам не нанесли, но орудия башни X били более прицельно, накрыли прислугу вражеского орудия и повредили машинное отделение, вызвав пожар в одном из нефтяных танков.

Немцы дали уже восьмой залп, когда одна из двух выпущенных ими торпед ударила в борт «Сиднея» в районе носовой башни, в наименее защищенный участок корпуса. «Сидней» начал заваливаться на нос, и немцы решили, что крейсер пошел на таран. Отвернуть они уже не успевали, но, к их облегчению, утративший управление корабль прошел у них за кормой, успев еще схлопотать десятый залп артиллерии «Корморана».

Замедляя ход, австралиец двигался на юг, причем две еще способные вести огонь кормовые башни оказались заклинены, так что их орудия физически не могли попасть в рейдер. «Корморан» двигался параллельным курсом перед ним и продолжал вести одиночный огонь по окутанному дымом противнику.

Впрочем, у «Сиднея» еще оставались торпеды, в 17:45 две из них он выпустил по рейдеру. И здесь немцам повезло: несколькими секундами ранее Дитмар приказал развернуть рейдер так, чтобы можно было стрелять всеми четырьмя 150-мм орудиями.

Благодаря этому повороту торпеды прошли мимо цели, но и поврежденные машины рейдера в этот момент встали. «Сидней» прошел мимо, причем, по немецким свидетельствам, в него во время боя было выпущено около 450 снарядов. Последний выстрел был сделан, когда крейсер находился на расстоянии 6 километров. Выпустили в австралийца и последнюю торпеду, которая прошла мимо.

И никого не стало..

Бой продолжался всего полчаса, и к его концу обоим кораблям оставалось только бороться за свою жизнь. Немцы рассказывали, что видели зарево удаляющегося «Сиднея» до 10 часов вечера.

Как именно погиб крейсер, не совсем ясно. По одной версии, он взорвался, когда огонь добрался до орудийных погребов. По другой — судно перевернулось из-за того, что вода проникла через пробоины в корпус и заполнила внутренние отсеки.

Позже, после изучения покоившихся на дне останков «Сиднея», было установлено, что корабль двигался в течение четырех часов со скоростью всего 2,8 км/ч, пока у него не отломился нос из-за сильного волнения. Основная часть корабля ушла на дно через полкилометра после потери носовой части.

«Корморан» лег в дрейф. Вода постепенно заполняла его трюмы через пробоины, затушить огонь в нефтяном танке не удавалось из-за вышедшей из строя системы пожаротушения, и вскоре огонь должен был подойти к хранилищу мин, которые рейдер так и не успел выставить.

Через полчаса после окончания боя Детмерс приказал начинать эвакуацию. К полуночи все погрузились на катер, в спасательные шлюпки и плотики. Один из плотиков, на котором находилось около шести десятков раненых, внезапно пошел ко дну. Спасти удалось только троих человек.

В общей сложности погибли шесть офицеров, 75 матросов и китаец из прачечной. Уцелевшие были подобраны английскими судами и до конца войны находились в австралийском лагере для военнопленных.

«Сидней» оказался самым большим кораблем Второй мировой войны, погибшим со всем экипажем. 30 ноября австралийский премьер-министр Джон Кертин выступил с официальным сообщением о его гибели. Страна погрузилась в траур.

Однако последовавшее 7 декабря 1941 года вступление во Вторую мировую войну Японии и череда катастрофических поражений союзников на море совершенно затмили эту трагедию.

Олег ПОКРОВСКИЙ

БЫЛА ЛИ СУБМАРИНА?

Экипаж «Сиднея» составил треть от общего количества погибших во Второй мировой войне австралийских моряков.

Долгое время ходила версия, что потопить крейсер немцам помогла японская подводная лодка. Принять правду о том, что «Сидней» не смог безнаказанно расправиться с более слабым противником, австралийцам казалось слишком обидным.

Загадки истории » Главное сражение » Крейсер против теплохода

, , ,   Рубрика: Главное сражение 770 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Комментариев к записи: 1

  1. вавада зеркало от 30.01.2021 в 17:54 пишет:

    Результатом стало компромиссное решение, — установка на крейсерах специальной броневой палубы со скосами, прикрывавшей машины и погреба боеприпасов. Дополнительную защиту бортов от снарядов обеспечивали «угольные ямы», составляющие часть корпуса, — слой угля толщиной в 2 фута был примерно эквивалентен 1 дюйму стальной брони. В военно-морских флотах того времени новые корабли стали именовать «бронепалубными» или «защищёнными» (англ. Уязвимость небронированных крейсеров подтолкнула российских корабелов на другой путь. Поскольку во второй половине XIX века российское морское министерство было увлечено идеей крейсерской войны против британского судоходства, возникло желание сделать их более живучими в бою против многочисленных крейсеров вероятного противника. В 1875 году в состав Российского императорского флота вошёл фрегат « Генерал-адмирал », ставший первым в мире броненосным крейсером. В отличие от бронепалубных крейсеров, эти корабли обладали не только броневой палубой, но и бронированием борта в районе ватерлинии — бронепоясом .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:32. Время генерации:0,176 сек. Потребление памяти:7.35 mb