Кровавые боги чиму

Автор: Maks Окт 15, 2020

Человеческие жертвоприношения — не редкость в истории мировых религий и цивилизаций. Обрекая на смерть себе подобного, люди надеялись вымолить милость богов. Однако то, что нашли археологи в предместье перуанского города Трухильо, поражает воображение. Почти полторы сотни детей были не просто умерщвлены, а заживо лишены сердца.

Об истории доколумбовой Америки известно не так много, ибо европейские колонизаторы старались уничтожить местные народы и предать забвению их обычаи. Цивилизация чиму менее известна, чем майя, ацтеки или инки, но и их империя достигала тысячу километров в длину и владела знаниями, недоступными европейцам.

Империя на Западе

Империя чиму, или страна Чимор, зародилась на севере современного Перу. Ее расцвет пришелся на период с 1250-го по 1470 год, когда границы чиму растянулись до Эквадора на севере и до Лимы на юге. Для этого чиму покорили соседнюю сиканскую культуру и другие, более мелкие народы.

Столицей империи был город Чан-Чан, где было почти 60 тысяч населения, что делало его одним из мегаполисов Южной Америки. Как считают историки, степень развития той или иной культуры можно определить по развитию ее металлургических технологий. У чиму они были на высоком уровне. Так, они разрабатывали многие рудные месторождения для производства железа. В реках рабы мыли золото, а из Боливии в столицу привозилось олово, которое в свою очередь шло для производства бронзы.

В 1932 году, благодаря воздушному полету над территорией империи чиму, было обнаружено огромное сооружение — стена Майао. Ее высота равнялась трем метрам при ширине 4,5 метра. Подобно великой китайской стене, она тянулась от тихоокеанского побережья до склонов Анд на расстоянии 65 километров. Стена имела 50 укрепленных пунктов, в которых несли службу пограничные гарнизоны.

Для снабжения водой чиму строили каналы, по которым вода из горных рек, в том числе подземных, поступала в города. Длина отдельных каналов достигала 100 километров. Благодаря этому даже в засушливых районах можно было выращивать сельскохозяйственные культуры. В свою очередь, это обеспечивало жителей продовольствием, что вело к росту населения. Соответственно, в цивилизации чиму была развитая иерархия классов. Среди них можно выделить ремесленников, торговцев, чиновников, воинов и жрецов. Последние занимали одну из важных ролей в управлении империей. Даже правитель чиму не мог ослушаться совета верховного жреца.

При этом о религии чиму известно не так уж и много. Как и могущественные соседи — инки и майя, чиму поклонялись небесным светилам. Солнце играло одну из заметных, но не главную роль у чиму. Их верховным божеством была Луна, ибо они не раз замечали, как она затмевала собой солнечный диск. Это вызвало убеждение, что Луна способна доминировать над Солнцем. Величину урожая и смену времен года чиму предписывали влиянию Луны. Солнце же они считали прародителем камней и скал, у которых имелись сверхъестественные способности.

О том, что жрецы чиму в угоду лунному божеству практиковали человеческие жертвоприношения (как и почти все культуры доколумбовой Америки) историки знали давно. Но об одном из них, претендующем на титул самого массового детского жертвоприношения в истории, археологи случайно узнали только в XXI веке.

Утес и могила

Жертвоприношение детей в империи ЧимуНачиная раскопки неподалеку от города Чан-Чан, что в окрестностях современного Трухильо, Габриэль Прието из Национального университета Трухильо и Джон Верано из Тулейнского университета вряд ли думали, что их ждет кошмар из доколумбовой Америки. Уроженец Хуан-чако, Прието проводил раскопки 3500-летнего храма, когда местные жители рассказали ему о человеческих останках, погребенных под слоем песка из прибрежных дюн. Это место, известное как Хуанчакито-Лас-Ламас, расположено на низком утесе, всего в 300 метрах от моря.

Когда археологи стали проводить здесь раскопки, их взору открылась ужасная картина. Сначала, в 2011 году они нашли останки 42 детей и 76 лам. Позднее эта цифра выросла до 140 детей и 200 лам. Надо отметить, что и дети, и ламы-имели для чиму одну из высших ценностей. Поэтому ученые задались вопросом: «А что заставило чиму пойти на столь массовое убийство?!» И вообще, было ли это жертвенным приношением или, например, показательной казнью наследников непокорных кланов?! Ведь о жестокостях южноамериканских индейцев можно рассказывать часами.

Черепа многих детей сохранили останки красного пигмента на основе киновари, что давало основание утверждать, что это было именно жертвенное убийство. Анализ останков показал, что и дети, и животные были убиты последовательными и мощными ударами по груди орудия, наподобие топора или мачете. После того, как у ребенка разрубали грудину, жрецы вытаскивали из тела сердце и возносили его к небесам. Туда, где светила луна. Как заметили эксперты, отсутствие лишних разрезов и повреждений костей свидетельствует, что детей убивали тренированные палачи, которые делали свою работу точно и квалифицированно. То же самое было проделано и с ламами. После убийства дети были погребены лицом на запад, к морю. А ламы — мордой на восток.

Как заметил один из руководителей археологической миссии Джон Верано: «Это ритуальное убийство, и оно очень систематично». В разные периоды истории человеческие жертвоприношения практиковались почти во всех уголках земного шара. Историки даже считают, что именно этот кровавый ритуал мог сыграть важную роль в развитии сложных обществ через социальное расслоение. Однако большинство социальных моделей, описывающих человеческие жертвоприношения, основаны на ритуальном убийстве взрослых людей. Жертвоприношение детей — исключение из правил, ибо психика даже отъявленных палачей противится умерщвлению невинных созданий.

Исследования детских останков из Хуанчако показали, что они принадлежали мальчикам и девочкам в возрасте от 5 до 14 лет. Причем большинство из них были в возрасте от 8 до 12 лет. Для жертвоприношения как детей, так и лам свозили со всех уголков империи чиму.

Это стало ясно из изотопных исследований и анализа модификаций черепа, которые практиковали в тех или иных регионах империи.

Небеса не приняли дар

Песчаные дюны хорошо сохранили останки 200 умерщвленных лам, веревки, которыми они были связаны, и остатки растений, оставшиеся в их желудке. Также сохранились хлопчатобумажные саваны, в которые были обернуты трупы детей. Все это ученые исследовали с помощью радиоуглеродного анализа, который помог выявить новые детали.

Прежде всего ученых интересовала дата ритуального жертвоприношения. Как показали современные методы, жертвоприношение произошло в промежутке между 1400 и 1450 годами нашей эры. Именно в тот период на западном побережье произошел очередной природный катаклизм. Похолодание, спровоцированное приходом полярных воздушных масс, вызвало непрекращающиеся проливные дожди. Ливни залили все посевы, а рыбаки не могли выйти в море из-за непогоды. Вследствие чего население стало испытывать голод. Жрецы, к которым правители и народ обратились с надеждой, объяснили бедствие просто: «Бог Луны разгневался, и его надо умилостивить». Вероятно, первыми жертвами стали рабы и пленники из соседних племен. Но… «Боги не приняли эти жертвы». После чего жрецы решили, что теперь в жертву надо принести самое дорогое — детей и лам.

Впрочем, отдельные историки не согласны, что ритуальное жертвоприношение преследовало только одну цель — умилостивить богов и прекратить ливни. Они полагают, что это куда более сложная попытка жрецов устроить «переговоры» со сверхъестественными силами, а также манипуляция населением. Причем не только простолюдинами. Ведь, как полагают археологи, отдельные останки принадлежали отпрыскам местной знати.

Согласно заключениям историков, обнаруженное захоронение в Хуанчакито-Лас-Ламас — самое массовое жертвоприношение детей в мировой истории. До этого ужасный титул принадлежал ритуальному погребению 42 детей в Темпло Майор — в столице ацтеков Теночтитлане (современный Мехико). Хотя подобные ритуалы проходили не только в Южной Америке, но и в других уголках мира. Например, в финикийском городе Карфагене. Впрочем, археологи, раскопавшие кладбище в Хуанчакито-Лас-Ламас, считают, что эта находка — только верхушка айсберга в запутанной истории индейских цивилизаций.

Алексей АНИКИН

  Рубрика: Религии мира 353 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:7,103 сек. Потребление памяти:9.66 mb