«Крылья» Страны Советов

Автор: Maks Май 22, 2019

25 августа 1957 года жители Горького могли наблюдать странное судно: в вихре брызг оно мчалось по Волге, словно паря над водой. Так проходил первый рейс «Ракеты», нового речного лайнера на подводных крыльях, построенного в Советском Союзе.

По своим скоростным качествам и внешнему виду эти теплоходы больше напоминали футуристические космолеты, но существовали они вовсе не на страницах фантастического романа. Целый выводок «Метеоров», «Ракет», «Тайфунов», «Вихрей» регулярно развозил миллионы пассажиров по водным артериям Советского Союза.

Вода и небо

Подводное крыло мало чем отличается от крыла воздушного, концепция та же. Идея постройки лодки на крыльях появились в XIX веке, но была реализована лишь в 1910 году итальянцем Энрико Форланини. Эту же тему достаточно успешно развивали немцы и англичане. В 1944 году Ганс фон Шертель построил судно водоизмещением 80 тонн, развивавшее скорость 40 узлов (74 километра в час).

В Советском Союзе работы по созданию судов на подводных крыльях (СПК) начались еще в 1933 году. К 1941 году в ЦАГИ испытали катер с глубокопогруженными крыльями системы Эпштейна. С началом войны работы были свернуты, но энтузиасты оставались.

Одним из них был молодой инженер Ростислав Евгеньевич Алексеев. Еще студентом он «заболел» крылатыми кораблями, во время войны предлагал свои разработки руководству ВМФ, но убедить не сумел. Зато идея привлекла внимание начальства завода «Красное Сормово», где Алексеев работал мастером-испытателем. Инженеру выделили небольшую лабораторию и разрешили три часа в день посвящать любимой теме. Таким образом, появилось конструкторское бюро, впоследствии ставшее ведущим КБ СССР по скоростным судам и экранопланам.

«Ракета-1»В 1945 году работами Алексеева заинтересовалось руководство страны, и он получил заказ на разработку торпедных катеров. Созданный в 1947 году катер А-7, а затем катер 123К, за который Алексеев получил Сталинскую премию, стали прообразом будущих пассажирских СПК на малопогруженных крыльях.

В 1952 году фирма «Супрамар» выпустила первое в мире коммерческое СПК. Судно брало на борт 32 пассажира и развивало скорость 35 узлов. Успех швейцарцев всколыхнул интерес к пассажирским СПК. С 1956 года КБ Алексеева начинает проектирование советского теплохода на подводных крыльях. Через год была сделана «Ракета-1». За семь часов она покрыла 420 километров, неся на борту 30 пассажиров. Судно пошло в серию, а Алексеев получил карт-бланш и приступил к разработке «Метеора», спущенного на воду в 1959 году. Новое СПК, размещавшее 115 пассажиров в трех комфортабельных салонах с баром и кафе, приводилось в движение двумя дизельными двигателями и могло развивать скорость больше 70 километров в час. В проекте использовался эффект малопогруженного подводного крыла (эффект Алексеева). Крыло сконструировано так, что, поднимаясь к поверхности, оно постепенно теряет подъемную силу и не может выскочить из воды полностью.

Когда падают звезды

За время существования СССР «Метеор» стал, пожалуй, самым массовым СПК. Более 400 «Метеоров» выпустили для нужд СССР и стран соцлагеря, заказы приходили из Италии, Египта, Нидерландов. Скорость, комфортабельность и отличный дизайн делали свое дело. Основными недостатками «Метеоров» были высокий расход топлива и низкая мореходность. И с тем и с другим боролись. В 1961 году был разработан морской вариант «Метеора», названный «Кометой». Продукция КБ Алексеева производилась по всей стране, и это казалось нерушимым признаком стабильности…

1980 год стал годом перелома. В январе на испытаниях пассажирского экранолета Ростислав Евгеньевич Алексеев получил тяжелые травмы, от которых вскоре скончался. Через 10 лет распалась великая держава. Поток пассажиров сократился в разы, а содержание кораблей требует денег, и «Метеоры» с многочисленной родней оказались за бортом жизни. За 20 лет «реформ» часть из них была продана за рубеж, часть была переоборудована в кафе и рестораны, благо экстерьер до сих пор выглядит модно, а часть была порезана на металлолом или ржавеет на портовых кладбищах. Сегодня российские судостроители возобновляют производство СПК, и хочется верить, что скоро «Метеоры» и «Кометы» опять широко войдут в нашу жизнь.

Евгений ЗИМИН



, ,   Рубрика: Гениальные изобретения

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,516 сек. Потребление памяти:8.41 mb