Кто был хозяином тайги?

Автор: Maks Фев 25, 2022

Кинодетектив «Хозяин тайги» вышел на советский экран в 1969 году. И за год собрал более двадцати миллионов зрителей. В прокате СССР он занял всего лишь двадцатое место. Почему? Нетрудно догадаться: незамысловатый сюжет, вроде бы не бог весть какой актерский состав, простенький деревенский антураж.

Но было одно но: в картине роль преступника Ивана с говорящей фамилией Рябой исполнил Владимир Высоцкий. Сегодня эту картину смотрят только ради того, чтобы увидеть в ней Высоцкого, молодого, тридцатилетнего, придавшего свое — особое — обаяние этой малоприятной фигуре.

Первый парень на деревне

И сегодня хочется смотреть только на актеров Валерия Золотухина и Владимира Высоцкого, которые поют «Песню Рябого» про «широкую кость и природную злость». Слушать, как Высоцкий исполняет лирическую «Дом хрустальный» («Если я богат, как царь морской»), первую песню из посвященных им его жене, французской актрисе Марине Влади. Жалеть, что третья песня «Сколько чудес за туманами кроется…», написанная также для «Хозяина тайги», не вошла в картину…

Да, задумка картины была более чем простенькая. Именно в то время в советском искусстве развивалось движение «деревенщиков». Писатели и сценаристы обратили свои взгляды на сельскую местность. Действие произведений перенеслось в деревню: читателям и зрителям показывали, что и там бурлит жизнь, рождаются настоящие страсти. В тот период народ хлынул из деревень в города. Надо было как-то задержать там людей: некому было работать в колхозах. Вот и стали появляться произведения типа «Хозяина тайги», которые доказывали: в сельской местности есть место даже детективным историям.

Сценарий «Хозяина тайги» написал советский писатель Борис Можаев по собственному произведению «Власть тайги».

Кинодетектив «Хозяин тайги»В основе сюжета — расследование кражи в поселковом магазине, которое ведет старшина милиции Василий Сережкин. Его роль исполнил Валерий Золотухин. Собственно, он и «втянул» Владимира Высоцкого, своего друга и коллегу по Театру на Таганке, в эти съемки.

Впрочем, согласно изначальному замыслу сценариста, и Рябого, и Сережкина должны были играть возрастные актеры — Николай Крючков и Евгений Урбанский соответственно. Но Евгений Урбанский погиб на съемках фильма «Директор». А другой пары Крючкову режиссер картины Владимир Назаров не видел. И начал подбирать артистов заново.

И вот тут повезло Валерию Золотухину. Он исполнил в Театре на Таганке главную роль в пьесе «Живой» все того же Бориса Можаева. И сценарист увидел в этом молодом парне (Золотухину тогда не исполнилось еще и тридцати лет) Сережкина. Особую роль сыграл тот факт, что Валерий Золотухин родился в алтайской глубинке и, по мнению сценариста картины, легко мог вписаться в сельский антураж.

Ультиматум актера

Золотухин, поняв, что никого, кроме него, в роли милиционера не видят, почувствовал себя свободно и поставил условие: в роли Рябого снять его друга, Владимира Высоцкого, также актера Театра на Таганке. К концу 1960-х песни великого барда, такие как «Где твои семнадцать лет?», «Мой друг уехал в Магадан», «На братских могилах не ставят крестов» и сотни других, распевала вся страна.

Золотухин и Высоцкий очень сдружились на съемках фильма «Интервенция» (фильм потом долго пролежал на полке — его показали, только когда началась перестройка). И поклялись друг другу сниматься только вместе.

Назаров с удовольствием согласился отдать роль Рябого Высоцкому. Но кандидатуру пришлось «пробивать»: великий бард уже тогда слыл человеком пьющим, не чуждым антисоветчины; еще он был любовником французской кинозвезды Марины Влади.

Но Назаров сделал почти невозможное: не только утвердил Высоцкого на роль, но и добился для него приличного гонорара. Дело в том, что Владимир Семенович в то время не был членом союза кинематографистов, а только членство в этой организации позволяло нормально зарабатывать на съемках.

Тайгу снимали в павильоне «Мосфильма»: в настоящем лесу такого типа съемки просто невозможны физически. А вот подходящий деревенский антураж нашли в дерене Выезжий Лог Красноярского края.

Между прочим, замечательная «глубоко деревенская» сцена, в которой Высоцкий начинает петь про «широкую кость и природную злость», а потом песню подхватывает Золотухин, снималась в Первом павильоне «Мосфильма».

«Две хреновые песни»

Золотухина с Высоцким поселили в пустовавшей избе. О жизни двух друзей бард написал еще одному своему коллеге по Театру на Таганке — Вениамину Смехову: «Здравствуй, однако! Венька!.. Золотухин в данный момент возлежит на раскладушке, благодушный и похмельный. А я с завистью гляжу на него и думаю. „Эх! -думаю я. — Нет среди нас Веньки и баб. А жаль!» Живем мы в хате, построенной на месте сгоревшей хаты. Есть у нас раскладушки, стол и бардак, устроенный Золотухиным. Как истый деревенский житель, он живет и в ус не дует и поплевывает на грязь, неудобства, навоз и свинцовые мерзости деревенской жизни. А я умираю. Во дворе у нас живет свинья с выводком. Иногда она заходит к Золотухину на огонек и чувствует себя очень уютно. Сортир у нас порос картофелем, и мы туда не ходим… Я написал две хреновых песни, обе при помощи Золотухина. У него иногда бывают проблески здравого смысла, и я эти редкие моменты удачно использую».

«Две хреновые песни» известны теперь всем. «Банька» и «Охота на волков» впервые прозвучали в Выезжем Логу.

Многие из тех, кто знал и помнил Владимира Высоцкого, поражались его трудоспособности. Он так много успел за свою недолгую жизнь именно благодаря тому, что умудрялся днем сниматься, вечером общаться, а ночью садиться за письменный стол. Золотухин вспоминал, как Володя будил его, чтобы поделиться той или иной удачной строчкой из новой песни…

Роль поварихи Нюры исполнила Лионелла Пырьева, актриса с весьма неоднозначной репутацией. В 1962 году двадцатичетырехлетняя девушка вышла за всемогущего режиссера Ивана Пырьева, любимца Сталина, который был старше ее почти на сорок лет. В 1968-м Пырьев умер. Лионелла, которая после смерти супруга еще некоторое время продолжала себя чувствовать гранд-дамой советского кино, не хотела играть «плебейку». Тем более что она только-только закончила сниматься в «Братьях Карамазовых», последней работе своего титулованного супруга. Там она сыграла Грушеньку. Но Высоцкий уговорили свою одногодку съездить в Сибирь. Развеяться там во время съемок. И «аристократка» Пырьева с ролью прекрасно справилась.

Конечно, Высоцкий и Золотухин не смогли сдержать данное друг другу обещание: оба после «Хозяина тайги» преспокойно снимались по отдельности. Уже в картине «Пропажа свидетеля», вышедшей в 1972 году и снятой все тем же Назаровым, Высоцкий не играет. А третий фильм про расследования милиционера Сережкина — «Предварительное расследование» — снял уже не Владимир Назаров, а Андрей Разумовский.

Но дружба Высоцкого с Золотухиным закончилась много лет спустя. Юрий Любимов, режиссер Театра на Таганке, предложил Золотухину играть Гамлета во втором составе. Валерий согласился. Высоцкий, считавший эту роль только своей, обиделся на друга. Больше они близко не общались.

«Хозяин тайги», где Высоцкий и Золотухин играют антагонистов, сегодня смотрится как ностальгия по дружбе двух великих артистов.

Мария КОНЮКОВА

«ТОРГОВАЛ» ДРУГОМ

Валерий Золотухин во время съемок «Хозяина тайги» «приторговывал» своим другом Владимиром Высоцким. Заметив интерес местного населения к знаменитому барду, он за деревенские молочные продукты, мед и горячительное выводил его как бы невзначай на крыльцо дома, где их поселили. До тех пор, пока Высоцкий не понял, зачем Золотухин это делает.

  Рубрика: Искусство и телевидение 140 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,248 сек. Потребление памяти:9 mb