Рождение «Начальника Чукотки»

Автор: Maks Сен 3, 2019

Фильм «Начальник Чукотки» снимали к полувековому юбилею Октябрьской революции. Но — удивительное дело ~ картина эта, странная для подобной темы, практически чужда патетики и трагизма. Тем не менее она легко прошла через все цензурные препоны.

Итак, близилось пятидесятилетие Октября. И конечно, многие режиссеры и сценаристы подумывали о том, что под этот праздник можно добиться от начальства разрешения на съемки кино по какому-нибудь подходящему сценарию.

Замысел и реальная история

Конечно, стопроцентные конформисты придумали бы что-нибудь патетическое, с обязательным участием вождя мирового пролетариата. Но сценаристы Владимир Валуцкий и Виктор Рабинович, как некогда сам Ильич, пошли другим путем. Знакомые еще со вгиковских времен, они решили придумать нечто необычное, но с акцентом на период становления советской власти. Рабинович где-то раздобыл заметку, в которой рассказывалось о молодом комиссаре Алексее Бычкове, еще в 1920-е годы догадавшемся брать с американцев пошлину за купленную на Дальнем Востоке пушнину.

Глаз обычного человека на такой истории бы не задержался. Но в том-то и дело, что Валуцкий и Рабинович были не обычными людьми, а сценаристами. Начинающими, правда.

Небольшой опыт не помешал целому пиршеству фантазии, которое выросло на фундаменте незамысловатой газетной информации. Так появился Алексей Бычков, сам себя назначивший «начальником Чукотки». А потом бурная фантазия сценаристов родила необычный сценарий.

Но, как оказалось, в жизни действительно произошло нечто подобное. Напарником реально существовавшего Бычкова был еще один большевик — Гавриил Рудых. Оба прибывших на Чукотку молодых комиссара пришли в ужас от санитарных, вернее антисанитарных, условий, в которых жили местные чукчи. И они решили бороться с болезнями, преследовавшими местное население. Они смогли с помощью серы и тюленьего жира излечить местных жителей от чесотки.

Бычков и Рудых без всяких консультантов типа киношного ловкача Храмова смогли обложить американских торговцев пошлиной. Они тоже оказались на Западе. Но не в Сан-Франциско, а в Сиэтле. Потом через Англию вернулись в Петроград. И передали вырученные у американцев доллары советскому правительству. Сегодня трудно представить долларовых миллионеров, которые не остались со своим богатством безбедно жить в США.

В архиве министерства финансов хранится документ о передаче ценностей товарищами Бычковым и Рудых на баланс народного комиссариата финансов. Также есть документ «О положении дел на Чукотке», отправленный ими в ГПУ. В этом письме большевики просят помочь несчастным чукчам: прислать к ним врачей и медикаменты. Тогдашняя реальность рождала поразительно честных людей. Так что нельзя сказать, что герой, подобный Бычкову, появился на свет в бурной фантазии сценаристов…

Все хорошо, кроме Рабиновича

Начальник ЧукоткиК великому удивлению сценаристов, сценарий достаточно легко приняли к постановке на «Ленфильме». Тогдашний директор киностудии Киселев сделал, с одной стороны, неожиданное, а с другой — вполне ожидаемое замечание: «Ну вы и накрутили в юбилейном фильме к Октябрю. Просто сплошной анекдот… А тут еще и автор Рабинович. Я не антисемит, но лучше возьмите псевдоним». Так Виктор Рабинович превратился в Виктора Викторова.

Постановку поручили Виталию Мельникову, который к 1966 году имел в своем активе короткометражку «Барбос в гостях у Бобика». Мельникова авантюрный сценарий из раннесоветской действительности вдохновил. В качестве исполнителя главной роли он видел только одного актера — Михаила Кононова, который трогательно играл в пронзительной картине 1964 года «До свидания, мальчики».

Но руководство студии решило устроить кастинг по полной программе. Мельников от него отказаться не мог, поэтому демонстрировал вялое участие в подборе актеров на главную роль. Свой выбор он уже сделал. И поступил хитро. Виталий Вячеславович тянул время, как мог. И вот наступил момент, когда пришло финансирование, пошли съемочные дни. Мельникова стали, естественно, торопить. И он быстренько утвердил Кононова на роль. Спорить никто не слал — сроки сильно поджимали.

Чукчи в Крыму

В качестве натуры выбрали не Чукотку, а Кольский полуостров, место недалеко от Апатитов. Дело в том, что лето на Чукотке так коротко, что за несколько недель скудного тепла было нереально отснять картину,  требовавшую отстройки декораций и привлечения большого количества актеров и участников массовки.

Правда, на Кольский полуостров пришлось привезти самых настоящих чукчей, с их собственными собаками и оленями.

Чукчей холод не шокировал. Зато оператор Эдуард Розовский слег с воспалением легких и едва не отправился на тот свет,

В мае под Мурманском начал таять снег. Из-за этого съемки пришлось переносить все выше и выше в горы. У некоторых участников съемочной группы от перегрузок текла кровь из носа и ушей.

Пейзаж летней Чукотки на удивление напоминает Крым, поэтому летнюю часть фильма решили снимать недалеко от Судака. Больше всех радовался Розовский — заядлый рыбак. Согласно легенде, именно он настоял на выборе полуострова, чтобы совместить приятное с полезным.

Мельников вспоминал: «Отсняли мы зимний период, оставалось найти летнюю Чукотку. Перепробовали разные варианты, и оказалось, что лучше черноморского побережья в районе Судака не найти. Построили точно такое же становище, как и в Апатитах, и приступили к работе».

Тут-то и началась настоящая вакханалия. Ездовые собаки почти все время выли от жары. Скалы для правдоподобия выкрасили в белый цвет. На берегу Черного моря выстроили яранги. Советские суда замаскировали под американские.

Потом выяснилось, что чукчей маловато. Тогда объявили по радио, что для съемок в картине требуются люди с монголоидной внешностью. На следующий день в распоряжении режиссера была группа крымских татар, и проблема с дефицитом чукчей решилась.

Одного режиссер не учел: тридцатиградусную жару. Пришлось, жалея актеров, снимать их до пояса. Шубы надевали на голое тело. Под зимней одеждой были плавки и пляжные тапочки.

Лучшее место — пустующий пляж —  нашли на территории ракетной базы. Потом начались непростые переговоры с ракетчиками. Вот как об этом вспоминал режиссер: «Мы обещали, что сделаем все быстренько и бесшумненько. Ракетчики были люди наивные и надеялись, что немного поразнообразят свою монотонную жизнь. Но жизнь у них началась по-истине захватывающая.

Сначала под большим секретом прибыли грузовики со стройматериалами и осветительной аппаратурой. А где приборы, там, естественно, и грохочущие передвижные электростанции — лихтвагены. Потом, в порядке исключения, плотники построили целое стойбище с чукотскими ярангами, а на следующую ночь на ракетную базу привезли два десятка визжащих лохматых ездовых собак».

Премьеру картины также обставили весьма творчески. У входа в Дом кино стояла актеры в форме красноармейцев. Пригласительные билеты накалывали на штыки. На этих документах, которые назвали мандатами, напечатали: «Махорку не курить! На пол не плевать! Семечки не лузгать!»

После просмотра фразы из картины «товарищ чукча», «РСФСР — вход с разрешения администрации», «Вначале он тебя ехык тагын, теперь ты его» сразу ушли в народ.

И сегодня этот фильм, снятый к полувековому юбилею давно не существующей власти, смотрится живо и увлекательно.

Мария КОНЮКОВА

От премий до анекдотов

В 1967 году фильм посмотрели почти 16 миллионов зрителей. В 1968 году картина «Начальник Чукотки» получила премию ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» как лучший детский фильм. По легенде, именно этот фильм положил начало серии анекдотов про чукчей.



, , ,   Рубрика: Искусственная история

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,222 сек. Потребление памяти:8.45 mb