Летающая подлодка

Автор: Maks Авг 23, 2021

Французский писатель XIX века Жюль Верн создал множество фантастических произведений, в которых во многом предугадал развитие науки и техники. В романе «Грозный» Верн описал «машину», способную передвигаться по земле, воздуху, воде и под водой. Что-то похожее пытались создать в Советском Союзе.

В 1930-х годах в СССР развернулось мощное строительство армии и флота. Военные конструкторы стремились создать образцы вооружения, не уступавшие, а порой и превосходившие зарубежные аналоги. Задумка конструктора Бориса Ушакова не имела даже аналогов в мире.

Почти нереализуема?!

Доподлинно неизвестно, читал ли студент Высшего морского инженерного института в Ленинграде Борис Ушаков роман Жюля Верна «Грозный», но его мысль работала в том же направлении. Еще будучи студентом, Борис задумался о создании необычного вида вооружения — летающей подлодки. В 1935 году Ушаков представил на рассмотрение специальной комиссии проект, где возможности гидросамолета были дополнены способностями субмарины.

Борис предлагал использовать в качестве основы необычного устройства гидросамолет, у которого при погружении часть отсеков будут затопляться водой, а часть останутся герметичными. Члены комиссии похвалили проект, но посчитали его нереалистичным. Вот только молодой конструктор с этим не согласился.

В апреле 1936 года Ушаков представил дополненный проект, который государственная комиссия нашла достойным рассмотрения и воплощения в прототипе. В июле 1936 года проект летающей подводной лодки был направлен на разработку в научно-исследовательский военный комитет РККА. Ученые и конструкторы последнего серьезно отнеслись к новой идее, но выводы специалистов были малоутешительны: «Летающая подлодка — почти нереализуема при нынешнем состоянии науки и техники».

Тем не менее в 1937 году проект передали в отдел «В» научно-исследовательского комитета. Здесь работали профессионалы, которые сразу нашли ошибки в расчетах Ушакова. Однако инициатор не отчаивался и, несмотря на то что окончил вуз и служил в другом месте в должности воентехника первого ранга, в свободное время продолжал работу над проектом.

В январе 1938 года проект летающей подлодки был опять представлен вниманию специалистов. Новая версия летающей подлодки (ЛПЛ) представляла собой цельнометаллический самолет со скоростью полета 100 узлов и скоростью хода под водой около 3 узлов.

Двигатели подлодки после погружения закрывались металлическими щитами. Всего летающая субмарина могла иметь 6 герметичных отсеков в фюзеляже и крыльях. В трех из них, недоступных для проникновения воды, были установлены двигатели Микулина АМ-34 по 1000 лошадиных сил каждый с турбокомпрессором. На взлетном режиме такой мотор мог спокойно выдавать мощность в 1200 лошадиных сил. В изолированной от воды кабине располагались технические приборы, аккумулятор и электромотор. Остальные отсеки использовались как резервуары, в которые должна была поступать вода. Уход самолета под воду, по расчетам конструктора, не должен был превышать более 5 минут.

Ночной охотник

Проект летающей подводной лодкиВнешне конструкция летающей подлодки мало чем отличалась от компоновки классического гидроплана. Фюзеляж ЛПЛ был выполнен из цельнометаллического дюралюминиевого цилиндра диаметром 1,4 метра. Однако при дальнейших расчетах выяснилось, что оставлять герметичной кабину было нерационально. Вода должна равномерно распределяться по пространству субмарины. Поэтому, когда самолет уходил под воду, кабина тоже затапливалась, а летчики заблаговременно должны были перейти в герметичный отсек управления в фюзеляже.

Также заполнению водой подлежали стальные крылья и закрылки. Причем скорость их наполнения регулировалась специальными клапанами, чтобы при погружении давление в разных частях устройства было равномерно. Интересно, что и баки с авиационным керосином при уходе под воду имели возможность немного гнуться в зависимости от давления. Учитывая, что самолет почти постоянно находился в водной среде, его нужно было беречь от коррозии. Для этого фюзеляж и крылья подлежали окраске специальным лаком и красками.

Вооружение летающей подлодки было стандартным для самолета, а для подводной охоты под крылья подвешивались две 18-дюймовые торпеды. Они предназначались для поражения кораблей потенциального противника. Ведь сама идея летающей подлодки подразумевала прежде всего эффективную торпедную атаку на вражеские суда в открытом море. Еще в воздухе пилот обнаруживал вражеский корабль, потом вычислял его курс и, опередив его, садился на воду. После затопления команда ЛПП по перископу наблюдала подход корабля и торпедировала его имеющимся вооружением. Подобная тактика в случае успешной реализации проекта обещала быть весьма эффективной. Ведь летающая подлодка могла по воздуху легко преодолеть минные заграждения вокруг баз и районов прохождения кораблей противника.

Еще на этапе разработки проекта в оперативном штабе Красного флота рассматривался проект создания эскадрильи летающих субмарин. По расчетам, такие подлодки могли обнаруживать и топить суда противника в радиусе полтора километра. Впрочем, при всех многообещающих перспективах конструкторы довольно быстро столкнулись с трудностями, преодолеть которые было очень сложно, а точнее — почти невозможно.

Либо плавать, либо летать

По задумке военных, летающая подлодка должна была быть эффективной и в воде, и в воздухе. Вот только они не учитывали тот факт, что вода в 775 раз плотнее воздуха. По закону Архимеда, для плавания под водой на постоянной глубине масса вытесняемой воды должна быть равна массе самой подводной лодки. Но это не состыковывается с принципом авиастроения — ведь самолет должен быть как можно легче.

В случае с ЛПЛ, если самолет погружается под воду, он должен увеличить свой вес в 4 раза. Именно поэтому часть фюзеляжа и крыльев было решено использовать как большие водяные цистерны, чтобы самолет имел возможность «затонуть». Тем временем его главной движущей силой под водой был электрический мотор, питавшийся от аккумулятора. Учитывая уровень развития техники тех лет, создать надежный электромотор, а самое главное — энергоемкий аккумулятор было серьезной проблемой.

Кроме того, при погружении крылья самолета, дававшие ему опору в воздухе, в воде сильно мешали, ибо не давали развивать сколько-нибудь серьезную скорость. Иными словами, крылья должны убираться или отбрасываться, иначе нужен был более мощный электромотор, а это в свою очередь требовало еще более емкого аккумулятора с увеличением массы. В общем, замкнутый круг.

Стоит отметить и негативное воздействие на корпус самолета водяного давления. На каждые 10 метров глубины давление прибавляло 1 атмосферу, потому уже на глубине 25 метров давление воды равнялось 2,5 атмосферы. Для дюралюминиевого корпуса и крыльев самолета эти величины запредельные. Потому, если ЛПЛ и могла погрузиться под воду, то весьма неглубоко.

Учитывая, что летающая подлодка должна взлетать из-под воды, для ее подъема в воздух должны быть более мощные двигатели, чем у обычных самолетов. Однако и это было трудно реализуемо. В итоге в 1938 году научно-исследовательский военный комитет РККА решил приостановить работы по проекту летающей подлодки.

Окончательный вердикт гласил: создание ЛПЛ возможно, но только в будущем при определенном уровне научно-технического прогресса.

Алексей МАРТОВ

Загадки истории » Назад в СССР » Летающая подлодка

, , , ,   Рубрика: Назад в СССР 140 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,182 сек. Потребление памяти:9.12 mb