Лучезарный монстр

Автор: Maks Май 24, 2022

В марте 2022 года исполнилось 150 лет со дня рождения театрального и художественного деятеля, талантливого импресарио и издателя Сергея Павловича Дягилева (1872-1929), открывшего Европе искусство России. Дягилевские «Русские сезоны» были сенсацией, собирали аншлаги и стали трамплином к мировой славе для многих российских мастеров кисти, оперы и балета.

Искусство и связи

Сергей Дягилев слыл натурой яркой и противоречивой. Он умел вдохнуть жизнь в любую творческую идею и довести ее до воплощения, используя свой поразительный организаторский талант, фантастическую энергию и вызывающий восхищение напор.

Большую часть жизни он скитался по отелям и не имел своего дома. Часто и без всяких угрызений совести нарушал личные договоренности и финансовые обязательства перед коллегами. Зато на пике кипучей деятельности купался в лучах славы, был окружен толпой поклонников и поклонниц, принимал дорогие подарки и нежился в ореоле обожания.

Художник Михаил Ларионов говорил о нем так:

— Дягилев — фанатичный энтузиаст, отдавший всего себя с какой-то языческой страстностью высокому искусству. Он обладает тончайшим художественным вкусом!

Великий Николай Рерих утверждал:

— Он нес знамя российской культуры на запад. Сергей — это подлинный крестоносец красоты!

Дягилев легко сходился с выдающимися творческими личностями, заражал их своими идеями, объединял наиболее энергичных и талантливых и вдохновлял на осуществление того или иного действа.

Завистливые современники пытались найти магическую «формулу успеха» Дягилева в его биографии. Но к своему разочарованию быстро убеждались, что вершин в профессии Сергей достиг, прежде всего, за счет собственных качеств: предприимчивости, организаторского таланта, напористости и умения достигать поставленной цели.

Будущий антрепренер родился 31 марта 1872 года в селе Селищи Новгородской губернии в дворянской семье. Его мать умерла через три месяца после рождения сына, и отец вскоре привел в дом новую супругу — Елену Панаеву. Она любила Сережу, как родного, и с пеленок внушала ему:

— Запомни: нет слов «не могу», а есть слова «могу и сделаю»!

Она много занималась с пасынком, приобщила его к чтению и классической музыке.

Выставки и концерты

Сергей ДягилевМолодость Дягилев провел в Санкт-Петербурге, где учился в Университете на юридическом факультете. В студенческие годы увлекался живописью, стал одним из создателей объединения «Мир искусства». Развил бурную деятельность, организовывал художественные выставки, редактировал журнал «Ежегодник императорских театров», превратив его в интересное и яркое издание.

В столице он быстро оброс полезными связями, которые впоследствии с успехом использовал для осуществления своих проектов. Особую роль в его судьбе сыграла балерина Матильда Кшесинская, которая познакомила Сергея с членами императорской семьи.

Работать с Дягилевым почитали за честь великие композиторы. Для его концертной антрепризы гениальный Игорь Стравинский написал балеты «Весна священная», «Петрушка», «Жар-птица», «Свадебка», «Пульчинелла», оперы «Соловей» и «Мавра», ораторию «Царь Эдип». Дягилев заказал Морису Равелю музыку к балету «Дафнис и Хлоя», Сергею Прокофьеву — «Блудного сына».

Вместе с единомышленниками-художниками он придумал балет «Шехерезада», оперно-балетную версию «Золотого петушка». Он поразил Запад великолепными русскими операми «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Псковитянка» и «Хованщина», балетом «Спящая красавица» и петербургской редакцией «Жизели».

В 1906 году на Осеннем художественном салоне в Париже Дягилев открыл выставку «Два века русского искусства и скульптуры», которая заняла дюжину залов в Гранд-Пале и включала почти восемьсот произведений от сотни авторов.

На выставке Дягилев представил как картины молодых художников (Бенуа, Малявина, Репина, Серова, Рериха, Сомова), так и работы мастеров прошлого, а также три десятка уникальных древнерусских икон. Оформил экспозицию художник Леон Бакст. Представленная публике ретроспектива стала одним из главных культурных событий в Париже, во многом заложила основы успеха «Русских сезонов» и породила «моду на все русское», которая охватила Европу в последующие годы.

Финансы и знаменитости

Однако Дягилев не стал почивать на лаврах, а в 1907 году организовал в Париже серию концертов, в которых участвовали Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Александр Глазунов, Федор Шаляпин и другие великие музыканты.

Пользуясь своими обширными связями, Дягилев сумел добиться финансирования гастролей за счет российской казны: он убедил правительство раскошелиться, мотивируя это тем, что данная акция поможет укрепить позиции Российской империи в Европе.

Весной 1908 года импресарио провел первый «Русский сезон» в Париже, центральным событием которого стала опера «Борис Годунов» с участием Федора Шаляпина. Его бас потряс публику и сразу сделал российского самородка желанным на многих мировых концертных аренах.

В 1909 году Дягилев поразил Париж первым «Русским сезоном». В программе были балеты «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатра» (или «Египетские ночи»), «Сильфида», а также оперы «Борис Годунов», «Псковитянка» и первый акт оперы «Руслан и Людмила». Главные партии танцевали Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Анна Павлова. Они подтвердили, что русский балет по праву считается лучшим в мире.

Французский журналист Морис Дюваль писал: «Дягилев проявил себя как яркий новатор. Он синтезировал танец, музыку и декорации в единое общее произведение, тогда как прежде каждое из этих искусств преподносилось публике по отдельности. Успех его постановок был ошеломительный. Избалованные зрители и придирчивые критики были в восторге. Франция пала к ногам великого Дягилева. Невероятный успех «Русского сезона» моментально сделал танцоров-солистов и оперных певцов мировыми звездами!»

В 1911-1914 годах труппа Дягилева гастролировала с «Русскими сезонами» в Лондоне. Романтические балеты, декорации Бакста, примы-балерины Кшесинская и Павлова имели бешеный успех.

Потери и разочарования

После революции 1917 года Дягилев окончательно расстался с родиной. Его труппа не только гастролировала по Европе, но и с успехом выступала в США и Южной Америке. Все артисты дружно отмечали взрывной и переменчивый характер маэстро. По воспоминаниям танцовщика Сержа Лифаря, Дягилев проявлял снобизм в отношении рядовых артистов труппы, о танцорах кордебалета отзывался не иначе как о «стаде баранов».

Дягилев мог быстро и легко превратить преданных друзей в заклятых врагов. Мстил предавшим его молодым танцовщикам и художникам изобретательно и жестоко. Когда, устав ждать причитавшиеся ему гонорары, художник Леон Бакст разорвал отношения с Дягилевым, тот заказал журналистам «желтой прессы» цикл уничижительных статей, в которых Бакст характеризовался как «устаревший, пошлый, эпигонский и никому не нужный». В результате Бакст понес не только моральные, но и материальные потери.

Характерна и история отношений антрепренера с талантливым танцовщиком Вацлавом Нижинским. Сергей Дягилев не скрывал гомосексуальных наклонностей и сделал «любимого мальчика» (так он называл Вацлава) не только звездой мирового балета, но и своим любовником. Он подарил молодому человеку дорогой платиновый перстень с сапфиром от Картье, возил его по лучшим музеям и курортам мира, знакомил с яркими и интересными личностями, прививал вкус к хорошему искусству и литературе.

Когда же неблагодарный «мальчик» резко изменил сексуальную ориентацию и тайком женился на влюбленной в него венгерской балерине Ромоле Пульски, Дягилев пришел в бешенство и не только уволил Нижинского, но своими нападками и обвинениями довел ранимого и тонкого Вацлава до психиатрической больницы.

Дягилева многие ненавидели, называли наглым шарлатаном, ловким авантюристом, изощренным аферистом. Наиболее точную характеристику Дягилеву дал художник Сергей Судейкин.

— Он лучезарный монстр! — не раз повторял мастер кисти.

Логика и принципы

Образные метафоры для характеристики Дягилева использовали и другие выдающиеся люди из окружения великого антрепренера. Знаменитая балерина Матильда Кшесинская наградила его титулом «Лощеный и элегантный светский лев». Поэт Андрей Белый называл Сергея «Нероном в черном смокинге над пламенеющим Римом». Выдающийся танцовщик Вацлав Нижинский определил его так: «Орел, душащий маленьких птичек».

Стоит отметить, что Дягилев обладал завидной самоиронией и в 23 года дал самому себе в дневнике, который вел регулярно, такую характеристику: «Во-первых, я — большой шарлатан, хотя и с интеллектуальным блеском. Во-вторых, большой шармер. В-третьих, чудовищный нахал. В-четвертых, человек с большим количеством железной логики и ничтожным багажом моральных принципов. В-пятых, кажется, бездарность. Впрочем, я сумел найти свое настоящее назначение в меценатстве. Для этого занятия у меня есть все данные… Вот только нету денег, но я упрямо верю: деньги ко мне придут. Непременно придут!»

Как показал дальнейший ход событий, они действительно пришли. В числе его покровителей и спонсоров были великий князь Андрей Владимирович, великая княгиня Мария Павловна, другие влиятельные августейшие особы, известные банкиры и толстосумы-меценаты. Даже сам император Николай II благоволил Дягилеву. Обладая молодецкой статью, Дягилев, к сожалению, не обладал железным здоровьем. Еще в 1921 году у гурмана был диагностирован диабет. От инъекций инсулина он отказался, безуспешно пытался соблюдать диету. Признавался:

— Я сладкоежка и не могу отказаться от конфет!

Весной 1927 года Дягилева начал мучить фурункулез, а в начале августа 1929 года развилось заражение крови. Утром 19 августа великий импресарио покинул бренный мир. Последнее упокоение он нашел на венецианском кладбище.

Владимир БАРСОВ

  Рубрика: Версия судьбы 82 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:50. Время генерации:0,384 сек. Потребление памяти:9.42 mb