Марьин день — ягодный праздник

Автор: Maks Ноя 25, 2022

4 августа Православная церковь чтит память Марии Магдалины-мироносицы. Еще сто лет назад этот день считался одной из важных дат в календаре наших предков. А как же иначе, если заветный праздник помогал сохранить старинные славянские традиции, которые люди чтили даже спустя века.

Одержимая бесами

Верная последовательница Спасителя равноапостольная Мария Магдалина пользовалась у христиан всех конфессий уважением. Хотя католики почитают святую как раскаявшуюся блудницу, а православные — как одну из жен-мироносиц.

Тексты Евангелия гласят, что Мария родилась в галилейском городе Магдале (отсюда ее прозвище — Магдалина), и в юные годы вела распутную жизнь за что и понесла страшное наказание — одержимость семью бесами. От тяжкого недуга женщину излечил Спаситель, и та в благодарность омыла Его ноги благовонным миром и обтерла их своими волосами. После этого Мария стала спутницей Христа и Его учеников и находилась при Нем до самого дня казни Спасителя.

Строки Писания гласят, что именно Магдалина, пришедшая к месту захоронения Сына Божия вместе с другими женами-мироносицами на третий день после Его казни, обнаружила, что Его гробница пуста. Кроме того, Мария стала первой, кому воскресший Спаситель явился после Своей казни. А вот если верить еще одному церковному преданию, то благодаря Магдалине появился обычай красить яйца на Пасху.

Так, вскоре после воскрешения Христа Мария отправилась в Рим, где рассказывала людям о своем великом Учителе. Слухи о странной женщине дошли до императора Тиберия, и он приказал привести странницу во дворец. Когда же Магдалина предстала перед правителем, она по обычаю протянула ему вареное яйцо в качестве подарка.

Выслушав ее повесть о воскресении Спасителя, владыка Вечного города возразил: мол, она лжет! И затем, указав на скромное подношение женщины, добавил, что скорее это яйцо покраснеет, чем жизнь вернется в тело умершего человека. И тут на глазах всех присутствующих лежащий на столике перед императором дар Магдалины налился пурпурным цветом, тем самым доказывая правоту слов бывшей блудницы.

Сегодня существуют две версии, повествующие о том, как закончилась жизнь этой удивительной женщины. Согласно одной из них, Мария мирно скончалась в доме святого Иоанна Богослова, где провела последние свои годы. Другая же гласит, что раскаявшаяся грешница удались в пустыню в Малой Азии, где на протяжении долгих тридцати лет замаливала свои прегрешения.

Церковь на Святой земле

В наши дни во всем мире открыто немало православных храмов, освященных в честь верной спутницы Спасителя. Один из них находится в Иерусалиме. Это прекрасное сооружение было возведено в Гефсимании, неподалеку от гробницы Богородицы, в 1888 году на средства семьи русского императора Александра III. Дело в том, что строился храм в память о матери правителя царице Марии Александровны, которая при жизни очень почитала Марию Магдалину.

В 1882 году Императорское православное палестинское общество приобрело участок земли на западном склоне Елеонской горы, где вскоре и было начато строительство святыни. Причем возводился храм по проекту русского архитектора Давида Гримма, а руководил работами иерусалимский инженер Георгиа Франгиа. Образа же для ее иконостаса были написаны нашими знаменитыми соотечественниками — художниками Сергеем Ивановым и Василием Верещагиным.

В то время никто и предположить не мог, что спустя несколько десятилетий этот храм станет хранителем уникальной святыни — мощей великой княгини Елизаветы Федоровны, расстрелянной в России в 1918 году. Сюда, на Святую землю, эта реликвия была доставлена через Китай спустя три года после трагической гибели сестры последней русской императрицы, канонизированной как преподобномученица. Сегодня церковь Марии Магдалины в склоне Елеонской горы является главным храмом женской Гефсиманской обители, основанной здесь в 1934 году.

В стенах этого монастыря собрано немало святынь, поклониться которым приезжает множество паломников. Здесь хранятся частица мощей святой Марии Магдалины и чудотворный образ Богоматери Одигитрии.

Чистота и ягоды

Марьин ДеньДень памяти святой спутницы Спасителя в нашей стране считался знаковым «женским» праздником. Дело в том, что на протяжении столетий 4 августа наши предки чтили древнюю богиню Берегиню, которую почитали как заступницу прекрасного пола. Но с приходом христианства эта жительница Прави уступила место Марии Магдалине, однако традиции этого дня не изменились. По-прежнему праздник прежде всего связан с ягодами, а потому на Руси православную святую стали прозывать Ягодница и Сладостница.

Накануне жительницы сел и деревень делали в домах генеральную уборку. Наши прабабушки верили, что тем женщинам, у которых в доме идеальная чистота, Мария-Ягодница непременно «подсластит» жизнь, тогда как неряхам от нее не перепадет ничего хорошего. Готовясь к празднику, хозяйки сметали всю паутину в доме. Причем делали они это особым веником, связанным на Троицу. Вот только хозяев тенет — пауков убивать во время уборки запрещалось. Их следовало выносить во двор и выпускать на волю.

Утром праздника женщины принимались собирать ягоды — крыжовник, красную и черную смородину, дабы из них после обеда начать заготавливать варенье на зиму. Дети и молодые девушки на заре отправлялись в лес, чтобы собрать как можно больше черники, голубики и ежевики, так как считалось, что на Марью дикие ягоды обретают целебные свойства. Лесные гостинцы хозяйки засушили впрок, ведь зимой отвар из них мог справиться даже с самым тяжким недугом. Мужчины же 4 августа из дома выходить не спешили, ведь работы на полях (как и любой другой труд, кроме сбора ягод) в заветный день не приветствовались. Ослушника воли Марьи, вышедшего на пашню без ее разрешения, могла убить молнией внезапно налетевшая гроза.

Роса подарит красоту

В праздник Марьи запрещалось ходить босыми ногами по росе, так как в этот день она принадлежала святой. А для девушек праздничная роса считалась лучшим средством, способным подарить неземную красоту. Потому рано поутру юные прелестницы спешили на луг. Здесь они — куском льняной ткани собирали росу и отжимали ее в посуду. Вечером праздничного дня они отправлялись в баню, где собранной влагой тщательно протирали лицо, тело и волосы. Кроме того, они втирали сок собранных днем ягод в кожу. Ткань же, которой собиралась роса, барышни уносили с собой и прятали под подушку, после чего еще три дня подряд утром вытирали ею лицо и руки. Но и после девушки не выбрасывали ткань. До следующего лета она становилась талисманом, который следовало прикладывать к лицу, отправляясь на свидание или же на посиделки. Девушки верили, что этот ритуал поможет им стать неотразимыми.

Те девушки, которые страдали от неразделенной любви, готовили для предмета своих симпатий любовный напиток. Из собранной на Марью красной смородины выжимали сок, смешивали его с заветной росой, после чего угощали этим «морсом» несговорчивого юношу. Считалось, что, отведав заветной влаги, парень непременно проникнется ответным чувством и в скором времени пришлет сватов в дом приворожившей его красавицы.

Елена ЛЯКИНА

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 89 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:51. Время генерации:0,275 сек. Потребление памяти:9.37 mb