На полюсе холода

Автор: Maks Ноя 24, 2022

Якуты — самый многочисленный из сибирских народов России. По переписи 2010 года в нашей стране проживало 478,1 тысячи якутов, а в настоящее время их уже больше полумиллиона.

ТО ЛИ ЛЮДИ, ТО ЛИ БОГИ

Якуты живут в самом большом, но малозаселенном российском регионе, в котором находится северный полюс холода, то есть место, где зафиксирована самая низкая температура в Северном полушарии. Якутский народ сумел не только приспособиться к суровым климатическим условиям, но и сохранить самобытную культуру.

Откуда произошли якуты? Самую оригинальную версию предложили они сами. По сей день у якутов есть слово, определяющее их происхождение. В переводе с якутского языка оно значит «полубоги». В национальном эпосе «Олонхо» рассказывается о том, что в незапамятные времена небожитель Эр Соготох Эллэй спустился с небес на землю. От его брака с земной женщиной и появились первые якуты. Конечно, считать себя полубогами не слишком скромно, однако такая преданность старинным верованиям вызывает невольное уважение.

Сами якуты называют себя сахалар, то есть «люди» («саха» — «человек»). По другой версии, слово «саха» означает «белый», «солнечный». Солнце — один из основных символов национальной культуры, оно изображено на республиканском флаге в виде белого круга.

В старину самоназвание якутов звучало как уранхай. Происхождение этого слова не совсем ясно. Урянхайцами назывались тувинцы в русских документах XVII — начала XX веков, а территория их проживания — Урянхайским краем. Возможно, именно оттуда пришли якуты на берега Лены. Впрочем, якутами их прозвали соседи-тунгусы (эвенки), что на их языке означает «чужие».

Ученые подтверждают, что предки якутов — кочевое племя курыканы — действительно жили до XIV века в Забайкалье. К XV веку они несколькими волнами мигрировали на север, в бассейн Лены, Алдана и Вилюя.

Легенды рассказывают, что предки якутов сплавлялись вниз по Лене на плотах со скотом, домашним скарбом и людьми, пока не обнаружили долину Туймаада, пригодную для разведения крупного рогатого скота. Сейчас на этом месте находится Якутск. Возглавляли переселенцев два предводителя — Эллэй Боотур и Омогой Баай.

Обосновавшись на новом месте, пришельцы частично ассимилировали, а частично вытеснили живших здесь тунгусов и одулов. Эти процессы проходили далеко не мирно. Известно, что тойон (правитель) Баджей в XVI веке был убит восставшими тунгусами. Его внук, тойон Тыгын, в 1620-х годах пытался объединить все якутские племена в одно государство, но не преуспел в этом деле, поскольку действовал слишком жестко, а порой даже жестоко, что отпугнуло от него многих соплеменников.

ВОЙНА С ПРИШЕЛЬЦАМИ

В результате якуты попали в подчинение к русским. Русские появились в Якутии в 1623 году. Это были казаки Пантелея Пянды. Они спустились в долину Туймаада по течению Лены. В 1632 году Петром Бекетовым был основан Ленский острог.

Такая инициатива сильно не понравилась аборигенам. Острог в 1634 году был осажден большим отрядом якутов. Они попытались захватить укрепление, но их атака была отражена. В дальнейшем стычки казаков с местными жителями продолжались, но, в конце концов, сопротивление якутов было сломлено. Часть якутских родов покорилась, а часть вынужденно отступила в отдаленные районы.

И все же не стоит считать, будто власть русских в Якутии принесла лишь негативные перемены и ущемление прав местного населения. Включение якутов в состав России ускорило их социально-экономическое и культурное развитие.

Якуты традиционно занимались скотоводством, получив уникальный опыт разведения крупного рогатого скота в условиях резко континентального климата в северных широтах. Среди других занятий были рыбная ловля и охота, также развивались кузнечное и военное дело. Благодаря русским якуты стали заниматься земледелием. Ширилась торговля, стали появляться крупные поселения и города.

Расцвет якутской промышленности приходится на советский период. В 1920-е годы началась разработка Алданских золотоносных месторождений. Благодаря сооружению морского порта Тикси судоходные трассы стали связывать труднодоступные районы края. В середине прошлого века было открыто несколько алмазных месторождений, что дало начало развитию алмазодобывающей промышленности.

«КУЗНЕЦ И ШАМАН — ИЗ ОДНОГО ГНЕЗДА»

Несмотря на распространение христианства, некоторые якуты до сих пор исповедуют Аар Айыы — религию, развившуюся из древнего тенгрианства. Согласно верованию Аар Айыы вселенная делится на верхний, средний и подземный миры, которые соединены гигантским деревом Аал Луук Мае. В верхнем мире обитают айыы (ангелы), в среднем — люди, в подземном — абасы (демоны). Верховный бог якутской религии — Айыы Тойон.

ЯкутыПосредником между людьми и духами считается шаман. С помощью особых обрядов он общается с богами, лечит, узнает будущее. Различаются белые шаманы (служители светлых сил) и черные (посредники между людьми и духами нижнего мира). К тем и другим якуты относятся с равной долей почтения и страха.

Такое же отношение и к кузнецам. В старину говорили: «Кузнец и шаман — из одного гнезда». Это связано с древнейшим культом огня. Каждый, кто тесно связан с пламенем (а кузница — это всегда пылающий горн), обладает особой магической силой. По представлениям якутов, кузнец, выковывая железные подвески для шаманского костюма, приобретал особую власть над духами.

У якутов существует важный обычай алгыс — обряд благословения. Его проводит алгысчыт — человек, который может заклинать добрые силы. Через огонь он обращается к божествам и просит у них удачи, здоровья или помощи. Пламя считается у якутов олицетворением чистоты, потому в костре не сжигают что придется. Сначала алгысчыт бросает в огонь конский волос, запах которого отпугивает злых духов. Затем кладет оладьи и что-нибудь молочное — это угощение для айыы.

В старину этот ритуал сопутствовал каждому важному делу, а в наши дни алгыс проводят в начале зимы, просят духов помочь животным и людям пережить суровую пору.

СВЯЩЕННЫЙ ХОМУС

Ысыах — праздник кумыса — празднуют под открытым небом в конце весны или в начале лета. Люди поют, танцуют, следят за поединками борцов и пьют кумыс.

Якутское название этого праздника происходит от глагола «опрыскивать», «окроплять». Кульминацией Ысыаха действительно является обряд, в ходе которого шаманы кропят кумысом огонь. Совершается это действо в честь светлых духов, к которым якуты причисляют прежде всего божества плодородия. Эта традиция связана с еще одним древним культом — культом коня. В якутских мифах говорится о том, что первым живым существом на земле был конь, от него произошел полуконь-получеловек и только затем появились люди.

Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В его центре устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. Устанавливая сэргэ, якуты сооружают как бы модель вселенной — девять ветвей священного дерева Аар Луук Мае источают белую благодать. Рядом с сэргэ обычно устраивают круг (тюсюлгэ), огражденный разноцветной саламой — ритуальной гирляндой из пучков конских волос, кусочков ткани, берестяных изделий. В центре тюсюлгэ располагают алтарь в виде миниатюрной урасы (летнего жилья якутов) и аар багах (прообраз Мирового древа с ритуальной утварью и посудой, наполненной кумысом).

Хомус — священный музыкальный инструмент якутов, на нем играют шаманы. По форме он похож на большой железный ключ, в центре которого прикреплен тонкий стальной язычок с крючком на конце. Хомус прижимают к зубам или к губам, а звук извлекают с помощью дыхания и разных положений языка.

Инструмент издает мелодию только на одной ноте, но опытные музыканты могут сыграть на нем даже классическую музыку. В Якутском музее хомусов хранятся металлические, бамбуковые, деревянные и костяные экспонаты.

Также во время обрядов используются барабаны. В самый большой инструмент — табык — бьют по особым праздникам. В древности, когда шли междоусобные войны, табык призывал воинов к сражению, поднимал боевой дух. В Музее музыки и фольклора народов Якутии хранятся несколько видов ритуальных инструментов. Среди них — куолай табык, напоминающий африканский говорящий барабан, и талба табык, который собирают из деревянных прутьев и шкурок мелких зверьков.

История якутов говорит нам, что этот гордый и стойкий народ научился противостоять самым разным испытаниям — от капризов стихии до атак соседних племен. Якуты верят, что лучшее впереди, однако и о прошлом не забывают. «Был бы конь, будет и седло; был бы нож, найдутся и ножны» — так гласит старинная якутская пословица. И ее справедливость не оспоришь.

Николай МЕДВЕДЕВ

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 129 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,224 сек. Потребление памяти:9.3 mb