Над кем смеётесь?

Автор: Maks Мар 14, 2020

С юмором в СССР было не так просто. Особенно это касалось спектаклей и произведений разговорного жанра, раздающихся с эстрады или с экрана телевизора. Количество разрешенных тем и их трактовка жестко регламентировались, но артисты выходили из положения, нередко создавая настоящие шедевры.

В 20-х и 30-х годах XX века малым жанрам в искусстве отводилась второстепенная роль, и то в лучшем случае. Сатирические и юмористические сценки, песни и танцы считались чем-то легкомысленным, не достойным внимания. Слово «развлекательность», как правило, сопровождалось эпитетами «пресловутая» или даже «пошлая».

Обойдемся без театров

В 1937 году закрылись Московский, а затем Ленинградский мюзик-холлы. Ленинградский театр сатиры был переименован в Театр комедии, московский, сохранив название, отныне позволял себе шутить только на бытовые темы. Несмотря на то что официально сатира была признана, в каждом конкретном произведении могли усмотреть клевету на советскую действительность. Так называемая «положительная сатира», где обращались к таким идеологически выдержанным темам, как история Гражданской войны и стройки пятилеток, успеха у зрителей не имела. Требовалось срочно спасать положение.

В июле 1939 года в Комитете по делам искусств при Совнаркоме СССР состоялось совещание директоров и художественных руководителей концертных организаций. В том числе говорилось и о бедственном положении любимого народом жанра. Надежды на помощь известных писателей вроде Михаила Зощенко не оправдались.

Особенно остро отсутствие театра сатиры ощущалось в Ленинграде. Попытки его создания предпринимались едва ли не ежегодно, но вскоре приходилось начинать заново. В помещении закрывшегося мюзик-холла вскоре начал работать театр миниатюр под руководством Исаака Дунаевского. В его репертуаре присутствовали джаз Утесова, цирковая клоунада и попытки инсценировать советские песни. Тем не менее весной 1938 года он закрылся.

Осенью 1939 года в помещении бывшего ресторана «Медведь» на Большой Конюшенной — тогда улице Желябова — открылся Ленинградский театр эстрады и миниатюр.

Первый сезон оказался не особенно удачным: уходили актеры, менялись режиссеры, не было своего репертуара. Ситуация изменилась, когда из Московского театра миниатюр вернулся Аркадий Исаакович Райкин — лауреат первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Он играл, пел, выполнял работу конферансье. Публика шла «на Райкина», в соответствии с этим и строилась программа. Среди критиков находились недовольные, утверждавшие, что Райкина здесь «слишком много».

Эпоха Райкина

Главным юмористом СССР был Аркадий Райкин

Главным юмористом СССР был Аркадий Райкин. Здесь он на сцене с женой Руфью Марковной

Прообразом будущих монологов Аркадия Райкина стал фельетон «Четыре времени года». Характер его выступлений принципиально отличался от того, который считался правильным у предшественников. Николай Павлович Смирнов-Сокольский, следуя примеру Маяковского, «агитатора, горлана-главаря», представал перед публикой пламенным оратором, громко и беспощадно высмеивающим своих антигероев. Райкин же был собеседником, делившимся со зрителями своими размышлениями — искренне, с юмором или грустной иронией. Своим учителем и примером Аркадий Райкин называл великого Чаплина. Его трогательный смешной герой сталкивается с жестоким и грубым миром, не способным оценить его добрых чувств. Но у Райкина неуместным и нелепым показан не «маленький человек», а проявления зла: показывая отрицательных персонажей, он сожалеет о их жизни, прожитой впустую.

Своего рода визитной карточкой театральных программ становятся интермедии-миниатюры, длящиеся 2-3 минуты — нечто вроде инсценированных анекдотов. Исполнялись они двумя артистами — Аркадием Райкиным и его сценическим партнером Григорием Карповским. Профессор призывает беречь социалистическую собственность, но, увлекшись, ломает и указку и кафедру. Притворившегося слепым нарушителя милиционер лично переводит через дорогу.

Летом 1943 года в московском «Эрмитаже» прошел спектакль Ленинградского театра эстрады и миниатюр «Время идет вперед». Многие короткометражные комедийные номера ранее исполнялись на фронте и были хорошо приняты военной публикой. Но критики обвинили их в безыдейности и бессодержательности.

Особое внимание в СССР уделялось и политической сатире. В творчестве Аркадия Райкина она тоже присутствовала. В декабре 1939 года, когда началась война с Финляндией, он подготовил номер «Около Куоккола», но на Первом всесоюзном конкурсе артистов эстрады представлять его не стал. В 1947 году он предстал перед публикой в образе японского фокусника Фудзикато Многосуки, сперва разрывающего надвое «фашистскую гидру», а затем так же ловко соединяющего половинки. В номере «Пуговицы» персонаж во время как нельзя более обыденного занятия рассуждал о политике. Попутные замечания о нитках и восклицание по поводу уколотого пальца добавляли комедийности. Постепенно Райкин отказался от париков, накладных носов и прочего, создавая образ исключительно актерской игрой.

Со временем подача персонажей сделалась жестче. Отрицательными героями Райкина стали бюрократы, жулики, проходимцы. В 1957 году вышел сатирический мультфильм «Знакомые картинки», где повествование шло от лица профессионального лакировщика действительности. В номере «Лестница» было показано, как взлет по карьерным ступеням превратил человека в зазнавшегося фанфарона. Свалившись вниз, он говорил с другом так же любезно и скромно, как вначале: «Боренька, привет Зоиньке». До сих пор знакомы широкой публике фразы антигероя другой миниатюры: «Вкус спессифицский», «Я уважаю тебя, ты уважаешь меня — мы с тобой уважаемые люди».

Новая смена

Во время гастролей в Одессе Аркадий Райкин обратил внимание на актеров молодежного театра «Парнас-2» -Михаила Жванецкого, Романа Карцева и Виктора Ильченко. В 1962 году он пригласил их работать в свой театр.

В 1964 году заведующим литературной частью театра стал Михаил Жванецкий. Но главным его даром оказались, как отмечал в своих воспоминаниях Райкин, острота и парадоксальность жизнеощущения, умение подмечать фантастические стороны действительности, передавать многообразие разговорной речи.

В 1969 году Райкин поставил совместную программу «Светофор», где прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит» и «Век техники». Около 300 произведений Жванецкого вошли в репертуар многих артистов. До сих пор его цитируют чаще, чем философов и сатириков. Его афоризмы, родившиеся в советскую эпоху, повторяют с экрана и ставят статусами в социальных сетях. Номер «В греческом зале», казалось бы, не затрагивающий остросоциальных проблем, не оставляет равнодушными и современных зрителей. А казалось бы, что смешного: пьяница, которого затащили в Эрмитаж?

Роман Кац, которого в детстве называли Ромка-актер, родился в мае 1939 года в семье настоящих одесситов в нескольких поколениях. В школе проявил способности к иностранным языкам, а на уроках гримасничал и пародировал учителей. Несколько раз пытался поступить в Московское цирковое училище, но его не принимали из-за «пятой графы».

Впервые талант юмориста проявился у Романа в спектакле по пьесе Михаила Жванецкого «Я иду по улице», где ему поручили сразу три роли. В театре миниатюр Аркадия Райкина ему сразу предложили взять псевдоним, так как фамилия Кац, по мнению маэстро, была не запоминающейся. Роман начал выступать с Виктором Ильченко, на долгие годы ставшим его сценическим партнером.

Значительная часть их номеров была посвящена Одессе, ее неповторимому колориту и умению с юмором реагировать на любые жизненные трудности. Их номера отражали ситуации советской действительности. Это и отношения на производстве, ситуация, где сотрудник и посетитель склада не понимают друг друга, разговаривая на разных языках. Бытовые и общечеловеческие — про раков по пять рублей. Это и диалог повзрослевших школьных друзей, призывающий зрителя к размышлению на вечную тему — в чем счастье в жизни.

В 1970 году Михаил Жванецкий вместе с Карцевым и Ильченко вернулись в Одессу и создали свой театр миниатюр, который на родине быстро приобрел большую популярность.

Анна ЦЫНБАЛЬСКАЯ



, , ,   Рубрика: Назад в СССР

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:58. Время генерации:0,186 сек. Потребление памяти:8.73 mb