Небесный богатырь

Автор: Maks Авг 28, 2019

Советская конструкторская школа авиастроения создала немало легендарных самолетов. Особняком среди них стоит самолет Ан-124, больше известный как «Руслан». Несмотря на солидный возраст разработки, лайнер по сей день остается гордостью отечественного авиапрома.

Вначале 1960-х годов советская разведка узнала, что в США начались работы над новым транспортным самолетом с ранее невиданной грузоподъемностью — более 100 тонн. Впоследствии этот самолет получил имя Lockheed С-5 Galaxy. В СССР срочно стали думать о создании аналога. И вскоре достойный ответ был дан.

Ответ Вашингтону

Сказать, что в гонке небесных тяжеловесов американцы выступили зачинщиками, будет неверно. Перед тем как в США построили Lockheed С-5, СССР уже имел тяжелый турбовинтовой самолет Ан-22 «Антей». Лайнер грузоподъемностью 60 тонн предназначался для транспортировки крупногабаритного вооружения, а также для десанта значительного количества пехоты.

После того как в Вашингтоне стали разрабатывать свой небесный грузовоз, Москве надо было чем-то бить и эту карту. Хотя стоит отметить, что возросшие задачи транспортировки тяжелой техники и без того требовали более мощного лайнера, чем «Антей». В июле 1966 года вышло постановление Совета министров СССР «Об основных направлениях развития авиационной техники и вооружения на 1966-1970 годы», где было указано направление увеличения грузоподъемности воздушных судов до 120 тонн.

Реализацию поставленной задачи поручили Киевскому механическому заводу. Именно так тогда назывались производственные мощности ОКБ Антонова. За основу взяли два проекта: Ан-124 (грузоподъемность 120 тонн) и Ан-126 (грузоподъемность 140 тонн). Первый лайнер имел четыре двигателя, второй — шесть.

В 1972 году состоялось заседание комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам, где было определено, что сосредоточиться стоит над созданием лайнера с четырьмя двигателями. После чего проекту самолета Ан-124 был присвоен индекс «изделие 200». Уже в следующем, 1973 году был создан полноразмерный макет самолета, намечались другие работы.

Вот только сам генеральный конструктор Олег Константинович Антонов сомневался в пользе этого проекта. Все-таки с начала работ прошло почти 10 лет, и авиастроение серьезно шагнуло вперед. В итоге в 1977 году было принято решение полностью переработать проект воздушного грузовоза. Новый проект получил название «изделие 400».

Реализация столь глобального проекта потребовала создания Центрального координационного совета и Совета главных конструкторов. Всего в создании самолета прямо или косвенно участвовало более 100 предприятий ВПК по всему СССР. Учитывая мощь самолета, генеральный конструктор Антонов решил дать ему имя богатыря из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Так, «изделие 400» превратилось в «Руслан».

«Сердце» для гиганта

Ан-124 «Руслан»Программа создания советского грузовоза предусматривала улучшение всех ранних характеристик; ресурса, показателей прочности, аэродинамики, силовой установки, функционала оборудования и трудоемкости техобслуживания. С помощью ЭВМ было проанализировано 540 компоновок лайнера, а в аэродинамических трубах было продуто 185 разных моделей.

Производство фюзеляжа и крыльев поручили Ташкентскому заводу имени Чкалова. Благодаря применению композиционных материалов, масса «изделия 400» уменьшилась на шесть тонн. В итоге самолет превзошел американский С-5А Galaxy по многим параметрам.

На «Руслане» впервые было применено суперкритическое крыло, а для улучшения маневренности были разработаны электродистанционная система управления и навигационный комплекс на базе новейшей бортовой ЦВМ. Интересное решение конструкторы предусмотрели для загрузки самолета. Они научили самолет «приседать», чтобы в него могла въезжать колесная и гусеничная техника. Кроме того, передняя часть фюзеляжа имела возможность откидывания. Это дало возможность сквозного проезда техники и ускоряло погрузку.

Другой новинкой стала бортовая автоматизированная система контроля (БАСК). Она контролировала и записывала параметры работы двигателей и навигационных систем, а также действия экипажа по соблюдению «Руководства полетной эксплуатации». В зависимости от покрытия полосы автоматика контролировала взлетный вес и защищала лайнер от попадания в закритические режимы.

Двигатели самолета спроектировали в конструкторском бюро «Прогресс». За основу двигателя Д-18 конструкторы сначала взяли американский двигатель General Electric TF-39. Именно его использовали на С-5А. Но вскоре выяснилось, что ресурс американских моторов мал. А «Руслан» ориентировали прежде всего для военных целей.

В СССР знали, что хорошие двигатели для самолетов делает британская компания Rolls-Royce. В 1976 году в Великобританию приехала делегация Внешторга для покупки двигателей RB.211-22 на 12 миллионов долларов. Но британцы согласились продать только крупную партию моторов, достаточную для комплектации 100 самолетов. Москва же не допускала мысли, что в советских самолетах будут стоять зарубежные двигатели. Сделка сорвалась. В итоге конструкторам в авральном режиме пришлось создавать свой двигатель Д-18. Их сделали за три месяца до первого полета «Руслана».

Русская мощь

Помимо Киева и Ташкента детали для «Руслана» производили десятки предприятий, находящихся в тысячах километрах друг от друга. Моторы делали в Запорожье, пилотажно-навигационный комплекс в Ленинграде, шасси в Куйбышеве.

Наконец, 24 декабря 1982 года настал день первого полета. «Руслан» с заводским номером 01-01 взлетел с аэродрома Святошино под Киевом. В небе его сопровождал учебный самолет L-39, с которого производилась фиксация параметров. Полет прошел без происшествий, но при посадке случилась тряска. Возник так называемый эффект шимми стоек шасси. Из-за него деформировалась створка шасси и лопнули тяги. Уже во втором полете эта проблема была полностью решена.

В конце 1984 года на заводе выпустили второй Ан-124. Он успешно прошел испытания на безопасность при отказе различных систем. А в 1985 году СССР представил «Руслан» на XXVI аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже. Иностранцы окрестили его «русским чудом» и «суперзвездой», не забыв поиронизировать про колосса на глиняных ногах.

Чтобы пресечь подобные слухи, надо было продемонстрировать машину в деле. Точнее, в воздухе. Через две недели по окончании салона «Руслан» показал себя во всей красе, установив за один полет 21 рекорд. Играючи он поднял груз в 171 тонну на высоту 10 750 метров!

Первым «гражданским» использованием Ан-124 стала транспортировка в 1985 году 152-тонного карьерного самосвала «Юклид». Правда, автомобиль из Владивостока в якутский город Полярный перевезли лишь за два рейса. В мае 1987 года «Руслан» установил новый рекорд, пролетев без посадки вдоль границ СССР 20 тысяч километров. А в 1990 году лайнер совершил кругосветный полет над Северным и Южным полюсами, преодолев 47 тысяч километров всего с тремя посадками.

В СССР Ан-124 выпускали на двух предприятиях — в Ульяновске и Киеве. До 1995 года в Киеве изготовили 17 лайнеров, а в Ульяновске — 33.

Распад Союза поставил крест на выпуске уникального самолета. Сначала в небытие ушел Ташкентский авиационный завод. Позднее стали сдавать позиции киевляне. Попытки возобновления выпуска «Руслана» окончательно рухнули после переворота на Украине в 2014 году.

Прохор ЕЖОВ

Единственный экземпляр

По грузоподъемности «Руслан» уступил пальму первенства более позднему детищу ОКБ Антонова — Ан-255 «Мрия» («Мечта»). Последний лайнер мог брать на борт груз в 225 тонн. Вот только Ан-255 был создан как экспериментальный самолет, в единственном экземпляре. В то время как «Руслан» являлся серийным самолетом.



, , ,   Рубрика: Назад в СССР

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,126 сек. Потребление памяти:7.65 mb