Подземка свободы

Автор: Maks Фев 19, 2021

Подземная железная дорога — это символ, ведь в США до 1863 года не существовало никаких подземных железных дорог. Но чернокожие рабы из южных штатов верили, что их друзьям-аболиционистам удалось прокопать с юга на север целую сеть подземных тоннелей и даже проложить в них рельсы и пустить настоящие поезда. Черные рабы очень наделись сесть однажды на поезд, едущий в страну свободы…

В английском языке слово «андеграунд» имеет два значения — «находящийся под землей» и «подпольный». Очевидно, из-за этой двусмысленности и неумения черного населения воспринимать абстрактные понятия и сложился миф о «подземной железной дороге». На самом деле так называлось сообщество гражданских активистов, которые боролись за права афроамериканцев и помогали им бежать из неволи.

Дорога к свету

В 30-е годы XIX столетия железные дороги уже покрыли часть территории США. Но изобретатели смотрели далеко вперед, думая о том, что неплохо бы проложить подземные дороги! Хотя технически США смогли это сделать только после завершения Гражданской войны.

А до того «подземная железная дорога» со всеми железнодорожными терминами, «машинистами» и «пассажирами» существовала совершенно виртуально. Люди, которые помогали черному рабу найти спасительную «железную дорогу», именовались «железнодорожными агентами». Люди, которые помогали им пройти весь трудный и опасный маршрут к свободе, — «проводниками». Дома или иные строения, где бежавшим с юга рабам можно было остановиться и отдохнуть, назывались «станциями». Тех, кто поддерживал жизнедеятельность этих станций и прятал рабов, звали «станционными мастерами». Тех, кто снабжал беглецов едой и одеждой, помогал им деньгами, — «акционерами железнодорожной компании». Тех, кого нужно было прятать и тайно перевозить в свободные северные штаты, — «грузом» или «пассажирами». Если нужно было внести в список нового беглеца, говорили, что необходим еще один «билет». А сам маршрут с юга на север ассоциировался с поездом свободы и постукиванием колес.

Как она была устроена

Как всякое общество, которому приходилось действовать во враждебной среде, американская «подземная дорога» была строго засекречена. Никто не знал, где начинается, а где кончается маршрут. Весь путь с юга на север был разбит на отдельные этапы, за каждый этап отвечала небольшая группа, и ей не было ничего известно ни о предыдущем этапе, ни о последующем. Это делалось для того, чтобы в случае провала одного звена системы ответственные за него не могли бы рассказать о всей сети. И хотя аресты были не редкостью, разрушить подпольную сеть рабовладельцам так и не удалось.

Проводники замечательно внедрялись в среду рабов, нанимались на рабовладельческие плантации, агитировали рабов принять участие в побеге, а потом вели свою группу тайными тропами от «станции» к «станции». Идти в основном им приходилось по ночам, при свете «железнодорожного фонаря», то есть обычной переносной лампы, а то и вовсе в темноте. Отдыхали на «станциях» они днем, когда перемещаться было гораздо опаснее. Обычное расстояние между «станциями» составляло от 15 до 30 километров — столько, сколько могла пройти пешком небольшая группа беглецов со стариками и детьми.

Маршруты вели на север, к реке Огайо, которую, пользуясь библейскими метафорами, называли тогда Иорданом, отделявшим рабовладельческий Юг от свободного Севера, и далее — в Землю обетованную, то есть Канаду, где рабство было отменено раньше, чем в Штатах. Не менее 100 тысяч рабов прошли маршрут с юга на север и поселились в Канаде. Рабовладельцы, разумеется, всеми силами противились бегству своей рабочей силы.

Гарриет ТабмэнПодземная железная дорога появилась еще в конце XVIII века, когда был принят Закон о беглых рабах, который обязывал жителей северных штатов возвращать рабовладельцам их живую собственность согласно так называемым виндикационным искам. Как только владельцу плантации становилось известно о бегстве рабов, он тут же печатал в газетах объявления о розыске живой собственности, за возвращение которой полагалось вознаграждение. Северяне часто исполнение закона игнорировали, но даже в середине XIX века он действовал, и отнюдь не в пользу беглецов.

Однажды, например, в 1848 году, 77 рабов попытались сбежать по реке Потомак на шхуне «Жемчужина». Они думали пройти 362 километра по Чесапикскому заливу и реке Делавэр на север, держась подальше от берегов. Однако у мыса Лукаут в штате Мэриленд их перехватил вооруженный отряд, посланный вслед рабовладельцами на мощном пароходе. Судьба попавших в ловушку была печальной: их продали на далекие южные плантации. А в Вашингтоне, откуда они бежали, разразилась трехдневная война между рабовладельцами и аболиционистами. Газета последних была разгромлена, а трое белых организаторов побега попали на 4 года в тюрьму.

Аболиционисты отлично понимали, что существование рабства подрывает имидж их страны. Ведь во Франции только что была провозглашена Вторая республика и утверждены всеобщие права человека, и эту победу заокеанской революции в Америке отметили с большим воодушевлением. Свободные чернокожие и черные рабы юга очень надеялись на перемены. Но рабовладельцы сдавать позиции не желали. Напротив, в ответ на «подпольную железную дорогу» возникло рабовладельческое сообщество «возвратной железной дороги». Эта организация ловила не только беглых рабов, но хватала даже совершенно свободных чернокожих и увозила их с севера в южные штаты.

Но остановить бегство людей из рабства не смогли ни суды над «белыми пособниками», ни суровые наказания беглецов. Всегда находились отважные люди, готовые пожертвовать собственной жизнью ради торжества справедливости — аболиционисты, квакеры, конгрегационали-сты, методисты, пресвитериане, баптисты и просто честные люди.

«Наш Моисей»

Гарриет Табмен была маленькой чернокожей женщиной, не побоявшейся пройти путь к свободе, а потом всю жизнь помогать тем, кто находился в рабстве. Отец Гарриет был свободным афроамериканцем, а мать — рабыней, поэтому и Гарриет, и ее братья и сестры по закону южных штатов считались рабами. С детства она обладала крайне независимым характером и тяжело переносила любое унижение, а в возрасте 12 лет получила тяжелое ранение свинцовой гирей в голову, после чего у нее развилась височная эпилепсия со всеми последствиями: Гарриет стала впадать в трансовое состояние, видеть галлюцинации и слышать голоса. Голоса вещали ей о свободе и заставляли действовать.

Когда она тяжело заболела, хозяева решили от нее избавиться и сбыть с рук. Тогда-то рабыня и решилась на побег. Для побега она использовала «подземную железную дорогу» и прошла по ночам весь путь до Пенсильвании, где обрела свободу. С тех пор она стала возвращаться в рабские штаты и уводить оттуда других рабов. Гарриет была отличной актрисой, она могла притвориться старухой в капоте, пожилым человеком в шляпе, изображала из себя посланную с цыплятами кухарку, а однажды в поезде, увидев лицо знакомого работорговца, тут же схватила газету и углубилась в «чтение» — хотя была абсолютно неграмотной. Рабы называли ее ласково «наш Моисей» за то, что, как библейский пророк, она выводила их из плена. Дар убеждения был у нее необычайный, и к свободе она призывала с помощью песен. Но Новый Завет не ставила ни во что, считая его религией рабов. Зато искренне любила библейские рассказы.

Она была активным участником «подземной железной дороги» и спасла из рабства не менее 70 человек. Рабовладельцы ее ненавидели и боялись настолько, что неоднократно назначали за ее поимку большое вознаграждение, но предателей не нашлось — так сильно уважали ее соплеменники. А сама Гарриет считала, что всеми ее действиями руководят высшие силы, которые не позволят ей не исполнить возложенной на нее миссии. И когда началась Гражданская война, эта женщина твердо заявила, что, хотя «господин Линкольн — великий человек, Господь не позволит ему победить, пока он не сделает правильные вещи». Под правильными вещами она имела в виду полную отмену рабства. Гарриет Табмен повезло: она дожила до того времени, когда существование «подземной железной дороги» потеряло актуальность, и умерла в почтенном 90-летнем возрасте в 1913 году.

Николай КОТОМКИН

,   Рубрика: Великие первопроходцы 82 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:28. Время генерации:0,612 сек. Потребление памяти:8.81 mb