Повелитель летучих кораблей

Автор: Maks Июн 5, 2019

Идеи конструктора Ростислава Алексеева намного опередили свое время. Не все задумки воплотились в жизнь, но его экранопланы, корабли на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, без сомнения, открыли новую эпоху в истории кораблестроения.

Ростислав Алексеев родился в 1916 году в городе Новозыбков в семье ученого-растениеведа и школьной учительницы. Его детство не было отмечено ничем особенным. Родители никогда не ругали четверых своих отпрысков, ничего им не запрещали, зато учили думать и работать.

Его университеты

В Новозыбкове будущий лауреат Сталинской и Ленинской премий окончил среднюю школу и ФЗУ, а после переезда семьи в город Горький (Нижний Новгород) — вечерний механико-машиностроительный рабфак. Одновременно он работал чертежником и художником-оформителем. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (теперь — Нижегородский государственный технический университет имени Алексеева) на факультет морской и авиационной техники, там же познакомился с будущей женой, учившейся на химика.

Ростислав женился на Марине 6 июня 1941 года, всего за две недели до войны, а в октябре он защитил дипломную работу на тему: «Глиссер на подводных крыльях» и был направлен на завод «Красное Сормово», где работал контрольным мастером выпуска танков. Здесь Алексеев впервые проявил себя как изобретатель, начальство выделило ему небольшую лабораторию и разрешение три часа в день заниматься своими разработками. Так осенью 1943 года был собран первый образец торпедного катера на подводных крыльях.

Скоростные суда на подводных крыльях (СПК) Ростислава Алексеева не успели повоевать, но в 1945 году маленькое КБ было наконец замечено и получило заказ на свои сверхперспективные разработки. Уже в 1948 году в Севастополе прошли испытания торпедного катера «123-БИС», а в 1951 году Алексеев и его сотрудники были удостоены Сталинской премии.

Семь футов под килем

Есть мнение, что Алексеев всегда видел себя разработчиком именно гражданской техники. Что поделать, на военные заказы средств выделялось в разы больше, и все же Ростислав Евгеньевич сумел успешно реализоваться в обеих отраслях.

В 1954 году гидролаборатория на «Красном Сормове» стала филиалом ЦКБ-19 и получила заказ на постройку первого в Союзе пассажирского теплохода на подводных крыльях. Свое детище, рассчитанное на перевозку 66 человек, Алексеев назвал «Ракетой» и собственноручно привел в Москву летом 1957 года. СПК поражало воображение современников не только скоростью, комфортабельностью, но и совершенно невероятным космическим дизайном, разработанным под руководством самого Алексеева, отличного рисовальщика, имевшего художественное образование.

Он вообще был максимально разнообразен в своих интересах. Кроме художественных талантов главный конструктор ЦКБ-19 обладал токарными и слесарными навыками, сам собирал и испытывал свои корабли. И до, и после войны Ростислав Алексеев активно занимался парусным спортом, не раз выигрывая регаты на судах собственной постройки. В 1946 году он получил звание «Мастер спорта СССР». Помимо яхт Алексеев занимался парашютизмом, греблей, мотогонками, водными и горными лыжами, дельтапланеризмом, подводным плаванием, управлял вертолетами и самолетами нескольких видов.

Скорость всегда была главным божеством Ростислава Евгеньевича. Знакомые вспоминают, что, даже управляя машиной, он часто норовил разогнаться до максимума. С машинами Алексеева всю жизнь связывали особенные истории. Еще работая на «Красном Сормове», он, чтобы добираться до работы, смастерил мопед. Затем был «фольксваген», собранный умельцем из деталей, найденных на помойке, затем — такая же «татра». Лишь в 1951 году, получив Сталинскую премию, Алексеев продал самодельную «татру» и купил «Победу». А еще через десять лет, став лауреатом Ленинской премии, поменял «Победу» на «Волгу».

«Каспийский монстр»

Экраноплан «Лунь»

Ракетный корабль-экраноплан «Лунь» является единственным построенным кораблём проекта 903

Творческую жизнь инженера-изобретателя Алексеева можно условно разделить на три этапа. Первый этап прошел под знаком подводных крыльев. Революционные разработки бюро Алексеева позволили создать скоростные суда боевого назначения, а затем целую линейку гражданских теплоходов. Тысячи стремительных «Ракет», «Метеоров», «Восходов», «Комет» с ветерком катали миллионы пассажиров между речными вокзалами и морскими портами не только в СССР, но и в десятках стран Европы и Америки.

Другим перспективным направлением были суда на воздушной подушке (СВП). В начале 1960-х годов КБ Алексеева создало сначала «Радугу» водоизмещением в три тонны, а затем СВП «Сормович». Оснащенный газотурбинным двигателем «Сормович» развивал скорость до 120 км/ч, легко преодолевал мелководье, выходил на отлогий берег и брал на борт 50 пассажиров. «Сормович» успешно прошел испытания, но в серийное производство его, к сожалению, не взяли, а Алексеев уже приступал к новой идее.

Еще в начале эры авиации конструкторы и пилоты обратили внимание на «эффект экрана» — своеобразной воздушной подушки, образуемой набегающим потоком воздуха между крылом и близкой поверхностью земли или воды. Если классический аэроплан или подводное крыло «Ракеты» поднимается вверх из-за уменьшения давления над крылом, то экранный эффект возникает в том числе из-за повышения давления под крылом.

Вот этот-то феномен и решил использовать Алексеев. В 1962 году он приступил к разработке экраноплана «КМ» (корабль-макет), названного западными спецслужбами «Каспийским монстром» (так они расшифровали аббревиатуру на шпионском фото). Аппарат имел действительно гигантские размеры и взлетную массу 544 тонны. Свой первый полет «КМ» совершил в 1966 году. В целом испытания прошли удачно, но первый экраноплан требовал массу доработок. Направление, находившееся на стыке авиации и флота, было настолько непривычным и революционным, что вызывало открытое раздражение у чиновников.

И все же в начале 1970-х годов КБ Алексеева получило заказ на разработку десантного экраноплана для ВМФ. Через четыре года разработчиков буквально вынудили провести ходовые испытания еще «сырого» «Орленка». Испытания закончились аварией. Только умение и выдержка Ростислава Евгеньевича, перехватившего управление у пилота, позволили довести экраноплан до базы. Никто не пострадал, зато главного конструктора наказали с лихвой.

И в горе, и в радости

Период жизни Алексеева, связанный со строительством экранопланов, без преувеличения можно назвать роковым. Главный конструктор ЦКБ-19 как будто вступил в полосу неудач. Сложно сказать, что послужило тому причиной: возможно, перестановки в высшем руководстве, возможно, бескомпромиссный характер самого изобретателя, а может, происки бюрократов или коварная планида. Однако факт остается фактом: начиная с 1968 года каждая трудность в работе рикошетом била по создателю «Ракет» и «Метеоров». Сначала его КБ разделили на два направления и оставили Алексееву только работу с экранопланами. Затем, после аварии с «Орленком», его сняли с должности главного конструктора и понизили до начальника отдела, потом разжаловали до простого конструктора и даже запретили присутствовать на испытаниях собственных машин… Остается лишь удивляться душевным качествам и выдержке Алексеева, который продолжал негласно руководить работой своего КБ и даже тайно летать в Каспийск на испытания.

В 1979 году «Орленок» был принят на вооружение. Десантный экраноплан развивал скорость до 500 км/час, брал на борт 200 морских пехотинцев в полной экипировке или две боевые машины.

Как настоящий капитан Алексеев оставался на мостике до последнего. В буквальном смысле он был верен своим идеям до самого конца.

В январе 1980 года на испытаниях пассажирской модели экраноплана Ростислав Евгеньевич получил травму. Медики провели три операции, но начались серьезные осложнения, и 9 февраля 1980 года гениального изобретателя не стало. А спустя четыре года он был посмертно удостоен Государственной премии СССР.

В 1986 году спустили на воду задуманный Алексеевым ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь», вошедший в Каспийскую флотилию, но так и оставшийся единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем и России.

В период лихих 1990-х годов достижения КБ Алексеева подверглись тотальному разрушению. Сегодня наша страна возвращается на лидирующие позиции среди высокотехнологичных держав. Уже начат выпуск обновленных «Комет» и «Валдаев-45Р», проектируются «Циклоны» и «Метеоры V2», к 2027 году запланирован серийный выпуск ракетного экраноплана «Орлан». Хочется верить, что зерна таланта Ростислава Алексеева лягут в благодатную почву и дадут богатые всходы.

Виктор ШТЕРН



,   Рубрика: Гениальные изобретения

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,239 сек. Потребление памяти:8.68 mb