Повитуха — принимающая жизнь

Автор: Maks Янв 23, 2023

Повитуха на протяжении веков была главным персонажем процесса деторождения вплоть до появления акушерства. Как правило, она получала свои знания по наследству от матери, владела тайнами знахарства, отчего ее деятельность была окружена неким мистическим ореолом.

Бабичи и бабычки

По мнению лингвистов, слово «повитуха» тесно связано с глаголом «повивать, завязывать» пуповину. С давних пор на Руси правила выбора повитухи (повивальной бабки) зависели от местных традиций. Обычно все роженицы села обращались к одной и той же женщине, рожавшей и имевшей репутацию знающей тайны родовспоможения.

Повитухи слыли отличными травницами. К примеру, знали о том, что спорынья ускоряет схватки, а белена, мак и красавка оказывают наркотическое обезболивающее действие. Они обладали хирургическими навыками и умели сшивать разрывы шелковыми нитками. При необходимости даже выполняли кесарево сечение (ввиду отсутствия эффективных антисептических средств многие роженицы при этой операции не выживали). Повитухи умели повернуть плод нужным образом с помощью лент и спиц. Действовали в основном за счет опыта и интуиции, ведь в их распоряжении не было ни УЗИ-диагностики, ни аппаратов компьютерной томографии.

Приглашение принять роды повитуха воспринимала как дань уважения ее репутации. Отказ воспринимался как великий грех и осуждался обществом. В легендах и мифах говорилось, что повитуха-отказница может навеки окаменеть.

Считалось, что в повседневной жизни поведение повитухи должно быть безупречным: она не имела права на вредные привычки (пьянство, курение, сквернословие). Приветствовалось, если умела хранить семейные тайны рожениц, обладала добрым отзывчивым характером, умела найти подход к роженице и ее родственникам. Если повитуха была замужней женщиной, то должна хранить верность мужу и не иметь связей на стороне. Считалось, что в противном случае ее ожидали кары Всевышнего.

Во многих российских губерниях на протяжении веков формировались обычаи, касавшиеся поведения повитух. К примеру, в селениях Полесья были уверены, что повитуха как женщина, «вышедшая из возраста», не имела права на интимные отношения. Если у нее рождался ребенок, то он получал позорное прозвище «бабич» или «бабинец», а саму повитуху прозывали бабычкой. Чтобы искупить грех бабычки, женщины деревни изготавливали красивый длинный рушник, которым с ритуальными песнопениями опоясывали церковь. После чего селяне полагали, что бабычка освободилась от грехов и могла продолжать свою полезную деятельность.

Уговоры и ритуалы

В центральных губерниях России в повитухи старались приглашать женщину, у которой оставались в живых все ее собственные дети. Бытовало поверье, что если кто-нибудь из ее наследников умирал, то могут не выжить и повитые дети. Из этих же соображений повитухе запрещалось обмывать покойников и вообще прикасаться к ним.

В южных губерниях повитуха, отказавшаяся от родовспоможения, а роды при этом заканчивались летальным исходом, могла предстать перед судом и отправиться на каторжные работы. При этом приглашение принять роды представляло собой целый ритуал, предполагающий уговоры повитухи. Родственники роженицы приходили в дом повитухи с подарками и обещали в случае удачных родов «отблагодарить ее по-царски».

В середине XVIII века власти обратили внимание на профессиональную подготовку повитух. Для этого в Российской империи были созданы специальные высшие (повивальные институты) и средние (повивальные школы) учебные заведения. В ходе обучения повитухи получали необходимый набор знаний. В Российской империи были три профессиональные группы женщин, занимавшихся родовспоможением: повивальная бабка (высшее медицинское образование), сельская повивальная бабка (среднее медицинское образование) и повитуха (заочное образование). В ходе обучения изучались не только медицинские аспекты, но и Библия. Преподаватели внушали ученицам, что профессия повитухи — занятие богоугодное и упомянуто в Ветхом Завете.

Повитуха Саломея, принимавшая роды Девы Марии, согласно раннехристианским апокрифам, считалась покровительницей профессии.

Повитухам, успешно сдавшим экзамены, выдавались дипломы государственного образца и официальное разрешение принимать роды. Кроме того, новоиспеченные специалистки принимали торжественную присягу и заносились в особый полицейский реестр, как, например, пожарные и фонарщики.

Деятельность повивальных бабок регламентировалась специальным документом, который назывался «Устав повивальным бабкам». Он оговаривал права и обязанности этой категории женщин, столь важной для воспроизведения здорового потомства россиян.

Традиции и заговоры

ПовитухаВ дополнение к полученным традиционным медицинским знаниям повитухи не гнушались и древними поверьями и заговорами. Именно с их помощью чудесное безболезненное рождение Христа можно было спроецировать на любые роды. В русской народной транскрипции библейская Соломея превращалась в более привычную для уха Соломонию. Она-то и становилась героиней заговоров. При начале схваток повитухи нараспев повторяли:

— Матушка Соломония, возьми ключи золотые, открой роды костяные рабе Божьей (при этом называлось имя роженицы).

Затем принимающая новую жизнь кропила роженицу святой водой. Когда ребенок появлялся на свет, повитуха, обмывая его, также произносила:

— Бабушка Соломония мылась да парилась и нам жарку-парку баинку оставила на великую Божью милость, на великое здоровье (имя младенца). Аминь!

Повитуха могла по форме живота беременной определить пол будущего ребенка. В крестьянских семьях рождению девочки не особенно радовались, а вот появление на свет мальчика как будущего работника и кормильца всячески приветствовалось. Повитухи-знахарки рекомендовали для зачатия ребенка мужского пола класть под подушку топор. Что удивительно, часто этот совет срабатывал. Умелые повитухи издревле ценились на Руси. У восточных и южных славян был особый день, когда почитались повитухи и роженицы. Он назывался Бабьи каши. По древнему обычаю в этот день женщины пекли пироги или блины, наряжались и отправлялись к повитухе. Хорошим тоном считалось захватить и бутылочку сладкой наливки.

Многие приводили детей, чтобы повитуха их благословила и пожелала им долгой и здоровой жизни. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим матерям и молодым девушкам.

Повитуха накрывала стол и к приходу гостей варила гречневую кашу. Подобная трапеза называлась трапезой роду и роженицам. Блюду, приготовленному повитухой, отводилась важная роль в обрядовых действах. Чтобы обеспечить рост и стать малыша, повитуха поднимала горшок с кашей, приговаривая:

— Расти, раб Божий, высоко-высоко!

Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: ее полагалось съесть на улице, а в пустой горшок хотя бы ненадолго посадить петуха или курицу (соответственно полу ребенка).

Обвинения и гонения

В Средние века церковные служители постепенно усиливали свое влияние на многие аспекты жизни. Не обошли они своим вниманием и повитух. Принимающие роды должны были следовать правилам, разработанным церковными отцами. Они заставляли повитух совершать так называемый обряд «экстренного крещения», если при сложных родах ребенок был близок к смерти. По мнению церкви, страшна была даже не сама смерть, а то, что ребенок покинет бренный мир некрещеным, за что будет вечно гореть в адском огне, а коварный дьявол овладеет его душой!

А вот дитя, окрещенное повитухой, могло спокойно переходить в иной мир, ибо ему было уготовано теплое местечко в раю. Особенно усилилось давление церкви на повитух, когда в Европе набрала силу инквизиция, и развернулась настоящая охота на ведьм. Учитывая жуткое состояние гигиены того времени, смерть новорожденного или роженицы были довольно частым явлением. Вполне естественно, что семьи умерших детей пытались искать виноватых. Часто ими становились повитухи, за что подвергались хуле и гонениям.

Ополчались на повитух и церковники. Они обвиняли их в близости к дьяволу, твердили, что повитухи способны намеренно умерщвлять младенцев, чтобы потом использовать их тела для приготовления неких магических сатанинских снадобий. Остается только удивляться тому, как в обстановке чудовищных обвинений и жестоких репрессий повитухи не пали духом, не бросили свою столь нужную профессию, а продолжали эту поистине благородную миссию.

Амулеты и магия

Не секрет, что повитухи использовали в своей работе элементы магии. В помещении, где проходили роды, они произносили магические заклинания, размещали амулеты, сжигали пучки трав, проводили символическое окуривание. К бедрам роженицы повитухи привязывали минерал аэтит («орлиный камень»). Считалось, что это облегчает процесс появления младенца на свет.

Повитухи высокой квалификации умели «править новорожденного», то есть при помощи рук вправить вывихи, сформировать «правильное» тело и головку путем нехитрых движений. Случалось, что повитухи все-таки нарушали церковные запреты и служебную этику и в некоторых случаях — по настоятельным просьбам — помогали женщинам избавиться от нежелательного ребенка. Они знали, какую травку применить для этой цели.

XVIII век ознаменовался развитием научного акушерства и началом важного процесса, который социальные историки медицины называют разрушением особого «женского пространства» родов. Все чаще носителями экспертного знания становились врачи-мужчины, которые все активнее отстаивали свой авторитет в профессии. Это привело к тому, что в XIX веке акушерки заняли подчиненное положение по отношению к врачам.

В начале XX века медицина получила целый букет открытий в области антисептики, наркоза, новых технологических инструментов. Это позволило успешно и безопасно проводить целый ряд акушерских операций, что существенно снизило смертность рожениц. Постепенно к женщинам пришло понимание того, что рожать с дипломированными врачами-акушерами гораздо безопаснее, чем с повитухами. А представительницы древней профессии остались героинями бессмертных произведений литературных классиков.

Владимир ПЕТРОВ

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 228 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:48. Время генерации:0,223 сек. Потребление памяти:9.32 mb