Древние образы священных скал

Автор: Maks Янв 23, 2023

Наша земля — как татуированное тело: почти повсеместно там, где горная порода обнажена, можно обнаружить древние изображения. Доисторические художники оставили нам свое наследство буквально всюду: в подземных пещерах, тундре, пустынях, на высокогорных плато… Всего более 120 стран мира могут похвастаться этим своеобразным «музеем» под открытым небом. Не является исключением и Урал, где самым ранним образцам изобразительного искусства 16 тысяч лет!

Писаницы у реки

Ареал с расписными скалами на Урале протянулся примерно на 800 км, и больше всего наскальных изображений открыто учеными на реке Тагил — их 19. Кстати, древние рисунки сохранились столь хорошо потому, что древние живописцы выбирали на скалах ровные места, находившиеся под навесом либо имевшие отрицательный наклон.

Причем использовалась не всякая ровная поверхность, а в первую очередь та, которую покрывал светлый натек. Интересно и то, что наскальные рисунки были нанесены не только на расстояние нескольких метров над землей, но и на несколько сотен, и даже высоко на стены, отвесно обрывающиеся в воду!

Почти все уральские писаницы выполнены на скалах, обращенных к реке, напоминая своего рода алтарные части храмов. Причем многие изображения видны издалека и доступны, если встать перед скалой, для обзора с любого расстояния. Для росписей древние художники выбирали гематит, гетит, лимонит другие оксиды железы, и краски с их исползованием получались необыкновенно яркими и стойкими! Пигмент готовили из порошка путем растирания оксидов, затем в него добавлялась склеивающая основа — растопленный жир животных и их кровь.

Загадочные знаки

Все уральские росписи можно объединить в четыре большие группы: человекообразные существа, животные, геометрический орнамент и загадочные знаки. Причем и животные, и люди изображались в основном в профиль. Среди животных практически нет изображений рыб и насекомых, зато в изобилии присутвуют косули, лоси и олени. Много вопросов вызывают рисунки человекообразных существ с многолучевыми головными уборами, надетыми на голову в виде ромба. У многих показан хвост или пенис, а зачастую и то, и другое. Ноги у абсолютного большинства фигур согнуты, что делает их похожими на пляшущих человечков.

Интересно, что писаницы выполнены схематично, нанесены размашистыми линиями. Встречаются закрашенные целиком полотна, а также небольшие размытые пятна. Иногда древние художники использовали естественную неровность скал, чтобы достичь объемности изображений.

Впервые удивительные наскальные рисунки по берегам уральских рек были обнаружены еще в конце XVII века: в одном из древних документов историки нашли упоминание о «писаном камне» на реке Вишере, который служил своеобразной границей между двумя рыболовными угодьями. Чуть позже получает известность другой «писаный камень» — на реке Ирбит.

Краеведом Виктором Весновским было записано несколько легенд, связанных с древними рисунками на скале на левом берегу Ирбита (расположена рядом с городом Артемовский Свердловской области). Раньше в пещере находили наконечники стрел, а над ее входом была полустертая надпись, нанесенная краской. По преданиям, ее сделали воины, пожелавшие увековечить свои победы. По другой легенде, разгадавший надпись узнает, где искать спрятанный клад. Согласно третьему преданию, рядом со скалой погиб чудской князь, которого похоронили в пещере. На утесе написали о его смерти.

Увы, сегодня вход в эту пещеру заказан. В советское время тут решили добывать необходимые для строительства материалы и пещеру… взорвали, часть изображений была утрачена. Породу планировали использовать в качестве щебенки, однако местный известняк плохо подошел для таких целей. Работы остановили, что и спасло какую-то часть древней живописи от полного уничтожения.

Всего же к началу XX века насчитывалось уже более двух десятков древних наскальных полотен. Их находили путешественники, ученые-натуралисты, военные и все, кому волею случая доводилось путешествовать в тех местах. Тогда же необычные древние изображения пытались расшифровать, но тщетно. В конце концов большинство историков сошлись во мнении, что знаки и символы, нанесенные на отвесные скалы, — не что иное, как некий священный ритуал поклонения огню, солнцу, воде, камням, животным и старым деревьям, берущий свое начало в язычестве.

Гибрид человека и животного

Наскальные рисунки УралаС образованием на Урале Общества любителей естествознания (1877 год) происходит качественный перелом в изучении древностей Уральского края: начинается создание альбома зарисовок фигур «чюдского письма», как называли писаницы в то время; известному в то время археологу В.А. Толмачеву поручается сбор материалов, касающийся всех известных к тому времени наскальных изображений. Однако в силу разных причин работа так и не была завершена. Лишь к середине прошлого века благодаря археологу и этнографу В.Н. Чернецову была издана монография, в которой обобщались и анализировались все известные к тому времени сведения о наскальных изображениях Урала.

Анализ древних рисунков позволил ученым выделить несколько сюжетов с разными вариантами, среди которых основным изображением являлась птица, копытное животное или «условно человеческая» фигура. И если с изображением животного мира все более-менее ясно: крупные копытные, такие как лось или олень, приравнивались к священным животным во всей лесной зоне Северной Евразии (они были воплощением достатка, благополучия), и, естественно, древние художники часто воспроизводили их, то серьезную проблему составил анализ рисунков необычных людей. Они напоминали по своему внешнему виду своеобразный гибрид человека и животного (кстати, подобного рода фигурки полулюдей-полуживотных были найдены при раскопках древних поселений в различных частях света). Их окружали загадочные письмена, которые приняли сначала просто за орнамент, но затем в ходе исследовательской работы выяснилось, что, скорее всего, это неизвестная письменность. Что хотели сказать древние? Это пока узнать не удалось…

«Картинная галерея»

Интересно и то, что сто с лишним лет назад археолог-любитель Марселино Саутола обнаружил в Северной Испании на стенах пещеры Альтамира живописные изображения животных. Его предположение, что эти животные принадлежат эпохе каменного века, было встречено в научном мире с полным недоверием и забыто на двадцать лет.

Возраст рисунков, определенный Саутолой, не укладывался в представления ученых о наших предках. Это казалось невероятным: люди древнекаменного века, задавленные ежечасной борьбой с окружающим враждебным и безжалостным миром, — и высокое реалистическое искусство!

Но подобные же открытия в конце XIX и начале XX века в пещерах на юге Франции и севере Испании последовали одно за другим. Это породило новую загадку: люди в эту эпоху расселились уже почти по всей Земле, почему же пещерная живопись обнаружена только в одном районе? Так в начале столетия родилась теория единого центра зарождения искусства. Сама Западная Европа рассматривалась как некое Эльдорадо четвертичного искусства, а следы художественной деятельности человека на прилегающих и более отдаленных областях — как результат заимствования. Эта теория оказалась на руку расистам всех категорий, так или иначе проповедующим превосходство одних народов над другими.

Совершенно очевидно, что открытие живописи на Урале в четырех тысячах километрах от Пиренеев — того же возраста, что и в западноевропейских пещерах, было сенсационным. Не говоря уже о том, что вообще каждая находка произведения палеолитического искусства — это уже событие в науке. Здесь же, на Урале, исследователям представлена целая галерея живописных «полотен», что само по себе поставило ее в один ряд с величайшими памятниками культуры всего человечества, значение которого переоценить просто невозможно…

Существовала ли на Земле единая раса людей (иначе чем объяснить создание в разных точках планеты практически одинаковых по сюжету наскальных изображений?), или эта своеобразная «картинная галерея» нам оставлена как подарок нашими братьями по разуму из космоса? Ответы на эти вопросы пока не найдены. Несомненно одно: древние писаницы и участки возле них были священными местами (что подтверждают археологические раскопки), а сами скалы — своеобразным «прорывом» в сакральное, связующим звеном в вертикальной структуре мира.

Антонина ВОЗНЕСЕНСКАЯ

  Рубрика: Невероятные артефакты 573 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:8,506 сек. Потребление памяти:15.52 mb