Пугать и развлекать

Автор: Maks Апр 17, 2023

Французская революция собрала кровавую жатву. Но было немало и тех, кому она принесла успех в жизни. К их числу относилась и мадам Тюссо. Кошмарный революционный террор дал ей то, что необходимо для бизнеса — идею и средства ее реализации.

На свет Мари Гросхольц появилась 1 декабря 1761 года в Страсбурге, в семье обеспеченной, но не слишком счастливой. Тот, кто считался ее отцом, был городским палачом — отрубал мечом головы и конечности, вешал, орудовал кнутом, накладывал на преступников клейма. И вдруг, чуть ли не сразу же после рождения дочери, бросил работу, отправившись воевать с пруссаками. Причиной тому был не патриотический порыв, а слухи (вполне оправданные) о том, что Мария не является его родной дочерью.

В полный рост

Мать девочки тут же устроилась экономкой к своему соблазнителю, скульптору Филиппу Курцу, занимавшемуся изготовлением восковых фигур и масок. Подлинный отец (бывший в глазах окружающих ее отчимом) взял девочку к себе в подмастерья.

Надо сказать, что еще древние римляне изготовляли восковые маски предков, хотя «нормальные» скульпторы отдавали предпочтение бронзе и мрамору.

Курц о вечности не думал, но ценил воск, позволявший делать фигуры, трудно отличимые от живого человека. В 1770 году, решив сыграть по-крупному, он представил к бракосочетанию дофина (будущего короля Людовика XVI) и принцессы Марии-Антуанетты выполненные в естественную величину скульптуры новобрачных. Сам дофин остался доволен и даже подарил мастеру один из своих мундиров с орденом.

Вдохновившись успехом, Курц начал изготавливать фигуры знаменитостей, открыв нечто вроде музея. По городу были расклеены афиши: «Потрясающая выставка! Все фигуры — как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие».

Мари продавала билеты и помогала отцу-отчиму в производственном процессе. Выполненная ею фигура Вольтера понравилась самому персонажу, который в одной из статей похвально отозвался и о самой выставке, и об очаровательной скульпторше. Вскоре Мари пригласили в Версаль преподавать изобразительное искусство принцессе Елизавете.

И побольше крови

Когда в 1789 году грянула революция, восковые копии Бурбонов уничтожили, а сами «подлинники» либо эмигрировали, либо отправились на гильотину. Мари как лицо, приближенное к тиранам, оказалась в тюрьме, в одной камере с Жозефиной Богарне — будущей супругой Наполеона.

Мадемуазель Гросхольц повезло — новые правители доверили ей снимать восковые копии с отрубленных голов Марии-Антуанетты и видных аристократов. А ведь когда-то она и ее отчим лепили их живыми!

Мари вышла на свободу еще до термидорианского переворота (июль 1794 года), отреагировав на это событие политически грамотной картиной «Смерть тирана» (казнь Робеспьера). Приятели — парижские палачи — разрешали ей срезать волосы с голов казненных. Эти локоны она тоже использовала в своих скульптурах, что, конечно же, служило дополнительной рекламной приманкой…

В том же судьбоносном для нее и Франции 1794 году Филипп Курц скончался, а через год она вышла замуж за инженера Тюссо, приобретя фамилию, под которой и вошла в историю.

У супругов родился старший сын Жозеф, еще через год — Франсуа. Но семейная жизнь не заладилась. Дела у главы семейства шли неважно, и он все чаще начал прикладываться к бутылке.

Мари превратилась в главного кормильца. В отличие от обычных скульпторов персонажами ее произведений становились герои не столько прошлого, сколько современники, что придавало выставке черты злободневности. Хотя поспеть за эпохой было непросто; словно в калейдоскопе мелькали Директория, Консулат, Империя.

Когда в 1802 году в Европе, после десяти лет беспрерывных войн, воцарился недолгий мир, мадам Тюссо, забрав старшего сына и все имевшиеся у нее восковые персоны, отправилась в Англию.

Старушка с Бейкер-стрит

Мари ТюссоСреди имевшихся у нее рекомендательных писем самым ценным было послание от главного палача Парижа к главному палачу Эдинбурга Джону Вильямсу. Благодаря этой бумаге Мари получила возможность снимать посмертные маски с казненных преступников.

На берегах Альбиона скульпторша принялась изучать вкусы английской публики и с удивлением обнаружила, насколько опротивели ей политические проблемы. Зато все, что касалось криминала, пользовалось в Британии большим успехом.

Мадам Тюссо занялась созданием одного из самых известных своих шедевров — «Пыточной камеры». Вкупе со «Смертью тирана» эта сцена пользовалась у лондонцев большим успехом, сразу же поправив материальное положение французской эмигрантки.

Темы и персонажи последующих работ подбирались в том же духе — преступники, маньяки или, на худой конец, исторические деятели, известные учиненными ими масштабными кровопролитиями. Обычно статуи демонстрировались не по отдельности, а группами, которые иллюстрировали то или иное событие, связанное с казнью или убийством.

Мадам Тюссо критиковали за потакание низменным вкусам, что, хотя и было вполне справедливым, сильно ее раздражало. Стремясь нейтрализовать нападки и подыграть английскому патриотизму, она начала расширять экспозицию за счет таких деятелей, как Нельсон, Питты — старший и младший, Вальтер Скотт.

Воплощения в воске удостоились все заметные британские политики и аристократы прошлого и настоящего. И хотя еще живущие персонажи зачастую чувствовали себя не очень уютно, оказавшись в одной компании с убийцами и маньяками, к качеству самих фигур и их сходству с оригиналами претензий не было.

Ранее многих других мадам Тюссо поняла, что пресса действительно является в Англии «четвертой властью». Одним из пламенных ее защитников стал начинающий литератор Чарльз Диккенс, довольно резонно отмечавший в своих статьях, что выставка восковых фигур является лишь своеобразным слепком с британского общества.

В 1835 году мадам Тюссо приобрела красивый особняк на Бейкер-стрит, верхние этажи которого были отданы под постоянную экспозицию. Интуитивно она постигла сформулированное профессиональными музейщиками только в XX веке понятие — интерактивность. Посетители не просто смотрели на экспонаты как посторонние, а словно погружались в окружающую обстановку, чему способствовали и общий дизайн интерьеров, и звучащая в залах живая музыка (впрочем, в середине XIX века другой еще не было), и внезапное оживление некоторых персонажей с помощью механики.

Организация самого семейного предприятия была удивительна по своей простоте и эффективности. Сама мадам Тюссо лепила фигуры, Жозеф подбирал к ним костюмы, а Франсуа занимался всеми финансовыми вопросами.

И бизнес ее живет

Возможно, сыновья по сравнению с матерью действительно были обделены художественными талантами, но свое дело мадам Тюссо передала в надежные руки. Во всяком случае, после ее смерти, последовавшей 16 апреля 1850 года, бизнес продолжал развиваться.

В 1884 году музей переехал на Мэрилебон-роуд, и, хотя случившийся спустя четыре десятилетия пожар уничтожил почти все фигуры, их быстро восстановили. Ведь формы, созданные еще самой мадам Тюссо, остались целы.

Сегодня ее бизнес продолжают потомки. Филиалы музея существуют в Амстердаме, Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Гонконге и других городах. А уж сколько аналогичных музеев и временных выставок раскинуто по всему миру, подсчитать и вовсе невозможно! Слишком уж доходной и притягательной для публики оказалась сама идея изготовления и демонстрации восковых копий знаменитостей.

Главное — отслеживать, кто сегодня находится в центре внимания, оперативно лепить новых «звезд» и отправлять в запасники устаревших. Хотя есть и личности на все времена, вроде Шекспира, Наполеона, Черчилля. Или самой мадам Тюссо, восковая фигура которой установлена у самого входа.

Этот свой автопортрет великая (без преувеличения) скульпторша изваяла за несколько лет до смерти, и в нем не чувствуется никакого даже подсознательного желания приукрасить собственную внешность. Хотя в молодости Мари была весьма симпатичной особой, перед посетителями предстает крохотная носатая старушка в черном.

Что ж, мадам Тюссо подобным образом только подчеркнула свою скромную роль «гида», провожающего обычных людей в мир великих. Но как раз в этой своей роли она и сама стала великой.

Олег ПОКРОВСКИЙ

  Рубрика: Женщина в истории 612 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,046 сек. Потребление памяти:11.6 mb