Сделай мне красиво

Автор: Maks Апр 11, 2023

Способность делать ткань яркой и праздничной целиком зависела от мастерства красильщика, умевшего превратить серое, невзрачное полотно в пурпурный или, скажем, бирюзовый отрез. Впрочем, красильщикам были подвластны не только ткани, но и меха, кожа. Именно они спасали наших предков от серой, монохромной жизни, превращая одежду в произведение искусства.

Как ремесло умение окрашивать ткани, кожу и меха сформировалось в Средневековье: именно тогда в разных городах Европы появлялись целые гильдии, объединявшие мастеров, которые экспериментировали с разными животными и растительными красителями, создавали свои техники, позволяющие получить желаемый результат.

Выгодный промысел

Секреты профессии держались в строжайшей тайне, передавались либо детям, либо ученикам или коллегам своей гильдии. Особенно широкое распространение ремесло красильщика получило в Италии, где производство тканей было особенно развито. Например, в Вероне оно процветало в течение многих веков из-за необходимости окрашивать ткани, в особенности шерстяные, которыми славился город в Средние века.

Здесь даже была создана своя корпорация красильщиков, а «искусство окраски», например, было законодательно утверждено в Городских уложениях 1319 года. Существовал даже свод правил с указанием красителей, которыми разрешалось пользоваться. Был также и перечень тех, которые запрещались к использованию, определялись штрафы и наказания для нарушителей.

Цель подобных правил была весьма благородна — добиться высокого качества окраски тканей, чтобы цвет оставался надолго, не смывался после стирки. Кроме этого, сами красильни, где находились чаны, тазы для замачивания тканей, ступки для размельчения сырья, очаги для кипячения воды и растворов, предусматривали использование большого количества этой самой воды.

Красильщик тканей в ВеронеВ Вероне красильни специально располагались на реке Адидже в квартале Сан-Витале, на окраине города. Грязную воду разрешалось сливать только в этом месте, где она попадала в канал, и далее текла по течению реки уже за городскую черту. Вот такой средневековый потребнадзор!

Из чего получали красители

Спектр популярных в то время красителей был довольно обширным, что позволяло добиваться окраски тканей в самые разные оттенки. Красные тона, например, получали из крови буйвола и овец, из некоторых видов лишайников. Для получения очень дорогой краски пурпурного оттенка использовались моллюски мурексы, в которых содержалась маленькая капелька пурпура. Для того чтобы получить всего один грамм краски, надо было «переработать» около 10 тысяч моллюсков.

Поэтому пурпурная краска ценилась дороже золота. В Древнем Риме одежду пурпурного цвета мог носить лишь император. Популярный синий краситель получали из растения вайда, зеленый — из ягод тутового дерева и растения руты, желтый — из кожуры гранатов, резеды, шафрана, коричневые и черные цвета тканям придавали чернильные орехи, дубовая кора.

Сложнее всего было получить чисто белый оттенок, так как приходилось применять серную кислоту: ткань помещали в закрытое помещение и окуривали парами серы. Для шерсти использовали такую технику — в летнее время выкладывали неокрашенную шерстяную ткань ночью на землю, чтобы к утру она покрылась росой, затем долго держали на солнце. Считалось, что от этого она становится светлее.

Солнце, воздух и… зловоние

Если европейцы хорошо умели красить ткани, то жители Африки преуспели в окрашивании кожи. Самая известная в мире красильня Шуара находится в Марокко, в городе Фес. Она была основана в XI веке и с тех пор по-прежнему существует, являясь одной из достопримечательностей этой африканской страны.

Традиционно на африканском побережье было развито скотоводство, следовательно, шкуры животных здесь имелись в большом количестве. Как и мастера, умеющие их обрабатывать, красить, шить различные изделия и обувь. Для того чтобы получить качественное сырье, пригодное для производства каких-либо изделий, необходимо было два-три дня вымачивать шкуры в чанах, заполненных смесью негашеной извести, соли, голубиного, куриного помета, коровьей мочи и воды.

Эта процедура смягчала кожу, избавляла ее от шерсти, остатков жира, делала пригодной для окрашивания. Соответственно, запах в красильне стоял такой, что не всякий мог его выдержать. Далее выделанную шкуру помещали в специальные чаны с красителями: шафран и гранат использовали для получения желтого цвета, паприку — для красного, мяту — для зеленого, хну — для оранжевого.

Применялись только натуральные красители, что объяснимо, ведь химических соединений в то время не существовало. После окрашивания шкуры извлекали из чанов и сушили в развернутом виде на палящем солнце.

После этого кожу отправляли либо перекупщикам, либо в многочисленные лавочки, находящиеся вблизи красильни.

Алла МАТВЕЕВА

  Рубрика: Забытое ремесло 284 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,956 сек. Потребление памяти:11.38 mb