Сэппуку в океане

Автор: Maks Апр 27, 2019

Своим появлением корабли типа «Ямато» были обязаны японским милитаристам, которые в погоне за мировым господством решили обойти ограничения, наложенные Вашингтонским морским договором 1922 года…

Договор 1922 года, заключенный в Вашингтоне, предусматривал, что общий тоннаж военного флота, в частности, между Японией и США, не должен превышать пропорцию 3 к 5 — 315 тысяч тонн у Японии к 525 тысячам тонн у США.

Кроме того, вводились ограничения на постройку новых кораблей водоизмещением более 35 тысяч тонн и с вооружением более 406-мм калибра (то есть линкоров), а также на общий тоннаж авианосных кораблей: Японии разрешено было иметь авианосный флот водоизмещением не более 81 тысячи тонн.

Но адмиралы Страны восходящего солнца не хотели мириться с этим положением, а потому в 1934 году был отдан приказ на создание проекта суперлинкора, который одним своим появлением должен был превратить все остальные корабли мира в устаревшее барахло.

Самый сильный

В 1937 году такой проект был готов. Корабли этого типа получили звучное имя «Ямато» («Великая гармония» — это же название носило древнее японское государство в III-VIII веках) — по имени первого спущенного на воду корабля. Всего было спроектировано и должно было быть введено в строй три однотипных корабля: «Ямато», «Мусаси» и «Синано».

«Ямато» действительно впечатлял. Посудите сами: полное водоизмещение — 72 810 тонн; артиллерия главного калибра — 9 орудий 460-мм калибра; вспомогательная артиллерия (127-мм и 155-мм калибра) — 24 орудия; зенитная артиллерия — 24 орудия 25-мм калибра; бронирование башен — до 650 миллиметров; бронирование бортов и палубы — до 410 миллиметров и 280 миллиметров соответственно; скорость — до 27 узлов.

«Ямато», заложенный в 1937 году и спущенный на воду в 1938-м, оказался полностью готов лишь весной 1942 года, в походе на Мидуэй принял участие только формально — дело решили самолеты противника, потопившие 4 июня 1942 года 4 японских авианосца в размен за гибель своего авианосца «Йорктаун». Мощные орудия суперлинкора оказались бесполезными, а у японских военных моряков даже появилась мрачная шутка: «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор «Ямато»».

Суперлинкор «Ямато»Правда, во время осуществления японцами плана «Се-Го» («Победа»), более известного как сражение в заливе Лейте, у «Ямато» и однотипного ему «Мусаси» был шанс если не переломить ход войны в свою пользу, то хотя бы нанести ВМФ США огромные потери, дорого продав свои жизни.

За четыре дня боев (с 23 по 26 октября 1944 года) в этом крупнейшем в истории морском сражении японский флот под «мудрым» руководством вице-адмирала Куриты потерял 4 авианосца, 3 линкора (в том числе и «Мусаси»), 8 крейсеров и 12 эсминцев. Потери ВМФ США были значительно меньше: 1 авианосец, 2 эскортных авианосца, 3 эсминца и корабля сопровождения.

Сам «Ямато» выжил в сражении при Лейте, хотя и получил 2 бомбовых попадания. Но то была лишь отсрочка.

Последний бой

1 апреля 1945 года американская армия высадилась на японском острове Окинава. Однако сил сдержать и опрокинуть врага у самураев практически не было. Тогда японским командованием был разработан очередной самоубийственный план «Тэнити-гo» («Небеса-1»), целью которого были «атака неприятельского флота и судов снабжения и их уничтожение». В случае получения тяжелых повреждений «Ямато» предписывалось выброситься на мель и превратиться таким образом в береговую батарею, чтобы артиллерийским огнем до последнего вздоха поддерживать гарнизон Окинавы.

План был настолько нереален и смертелен, что директивой Объединенного флота Японии предписывалось выделить топливо только в один конец — до Окинавы. Но начальник топливного хранилища, вопреки директиве, принял решение не лимитировать суперлинкор топливом. Такое вопиющее нарушение дисциплины можно объяснить лишь желанием поддержать самурайский дух моряков, не показывать, что командование еще до начала похода поставило на них крест.

7 апреля 1945 года в 12:30 у Окинавы «Ямато» и его эскорт (1 легкий крейсер и 8 эсминцев) подверглись мощным атакам американских палубных самолетов (всего 227 машин). Таким образом, количество американских самолетов, атаковавших «Ямато», было всего лишь на сто единиц меньше японских машин, атаковавших весь тихоокеанский флот США во время атаки на Пёрл-Харбор. Получив не менее 10 торпедных и 13 бомбовых попаданий, суперлинкор вышел из строя. А в 14:23 взорвался носовой погреб артиллерии главного калибра, после чего корабль затонул. Спастись посчастливилось лишь 269 членам экипажа, 3061 человек погиб. Командир корабля, капитан 1-го ранга Косаку Аруга, за выполнение самоубийственного приказа был посмертно произведен в вице-адмиралы.

Потери же американцев составили только 10 самолетов и 12 летчиков.

Так героически и в то же время бесславно закончилась история суперлинкоров типа «Ямато»…

Андрей ПОДВОЛОЦКИЙ



, ,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:61. Время генерации:0,179 сек. Потребление памяти:8.28 mb