Сергей Соловьёв 1944-2021: «Чёрная роза — эмблема печали»

Автор: Maks Апр 1, 2022

Сергей Соловьев навсегда вошел в историю отечественного кинематографа, как автор культовой «Ассы» — этого киноманифеста эпохи перестройки. Увы, последние годы жизни мастера были полны душевных и физических страданий…

Режиссер Сергей Соловьев родился в 1944 году в семье полковника НКВД. В 1969 году он начал работать на «Мосфильме». В том же году он дебютировал как режиссер, сняв две новеллы в киноальманахе «Семейное счастье».

Известность ему принес фильм «Сто дней после детства» (1975), лирическое повествование о первой подростковой любви. А затем была культовая «Асса» (1987) — киноманифест эпохи перестройки. Успех был закреплен еще одной кинокартиной: фильмом «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989).

Режиссер продолжал снимать в 1990-е и в 2000-е годы. Эти фильмы уже не пользовалась таким оглушительным успехом, тем не менее Сергей Александрович до конца жизни оставался влиятельной и уважаемой фигурой отечественного кинематографа.

ТРИ ЖЕНЫ ХОРОШО, ЧТО НИ ГОВОРИ

Сергей Соловьев был женат трижды. Первой избранницей мастера стала актриса Екатерина Васильева. Однако вскоре она ушла к другому. Позднее Васильева отойдет от мирской жизни, пострижется в монахини и станет матушкой Василисой.

Затем режиссер женился на Марианне Кушнеровой — она играла главную роль в его экранизации «Станционного смотрителя».

Третий брак Соловьева стал резонансным. У режиссера случился роман с юной актрисой Татьяной Друбич, которую он снимал в своем фильме «Сто дней после детства» (1975). На тот момент девушке было всего 14 лет! Сам Соловьев к тому времени уже разменял четвертый десяток. Более того, его законная супруга Марианна на тот момент была беременна…

Влюбленные «легализовали» свою связь много позднее, в 1983 году, когда Татьяне было уже 23 года. При этом сама Друбич иногда шутила по поводу их большой разницы в возрасте. «Когда мы поженились, Таня говорила: «…Я же тебя могу в любой момент посадить. Я такое могу рассказать на суде, в любой момент сядешь как миленький на 15 лет»», — рассказывал Соловьев.

Но и этот семейный союз долго не просуществовал. В 1989 году пара развелась. С тех пор режиссер больше не женился.

Тем не менее, Сергей Соловьев отнюдь не был одиноким человеком. Удивительно, но со всеми своими тремя женами он сохранил хорошие отношения и после расставания. Кроме того, у мастера были дети: сын Дмитрий (от брака с Марианной) и дочь Анна (от Татьяны Друбич). Дочь уже давно живет в Америке, а вот Дмитрий оставался все время рядом с отцом, в Москве.

Увы, ранняя смерть любимого сына окончательно сломила режиссера. Последние годы его жизни были во всех смыслах тяжелыми.

ЖИЗНЬ ОСТАНОВИЛАСЬ…

Сына режиссера — Дмитрия Соловьева на стало зимой 2018 года. Умер он от осложнений после гриппа. Ему было всего 43 года.

«Мити больше нет!» Эти слова казались Сергею Александровичу невероятными. Больной режиссер, собрав все силы, пришел на похороны, хотя для него это было мучительно. Тяжело психологически. Физическую-то боль можно перетерпеть. Но что будешь делать с истерзанной, страдающей душой? Ведь Митя был для Сергея Александровича всем! Мастер рассчитывал, что это сын будет провожать его, отца, в последний путь. А вышло наоборот.

Когда-то пожилой Корней Чуковский, получив весть о смерти своего сына Николая, сделал в дневнике трагическую запись: «Прости меня, Колечка, не думал я тебя пережить. В голову не приходило, что я буду видеть облака, деревья, клумбы, книги, когда все это для тебя тлен и прах». Такими же словами можно было выразить и чувства Сергея Александровича.

«В день похорон рыли землю, а комья такие крупные, каменные, что их распилить и разломать не хватало сил. Вот такая земля, которую мы получили. Вот пусть она ему станет пухом…» — говорил режиссер.

Как вспоминают все, кто окружал Соловьева в последние годы, гибель сына стала смертельным ударом для режиссера.

ПЕРЕВЯЗКИ ПОД АНЕСТЕЗИЕЙ

Сергей СоловьёвС начала 2000-х годов Сергей Александрович планировал снять фильм «Елизавета и Клодиль». Это история о том, как в начале XX века две девочки, русская и француженка, сбежали из дома — и попали в водоворот революций и войн. Министерство культуры РФ выделило на съемки фильма более 25 миллионов рублей. Но… После смерти сына режиссер уже не мог ничего снимать. И тут начались судебные тяжбы из-за денег Минкульта.

Произошла обычная бюрократическая неразбериха. Режиссер ведь давным-давно вернул эту ссуду. Но, как это бывает, документы о возврате долга в ведомстве «потерялись». А раз нет подтверждающих бумаг — значит, Соловьев по-прежнему числился в должниках. Потом колесики бюрократического механизма стали крутиться дальше: на режиссера подали в суд — и наложили ограничительные меры на его московскую квартиру.

В конце концов, все платежки нашлись. Ограничения на квартиру сняли. Но сколько нервов, сколько своего здоровья потратил Сергей Александрович в ходе этого процесса — можно только догадываться.

В последние годы своей жизни Соловьев сильно страдал. Из-за сахарного диабета у него образовалась трофическая язва на ноге. Она не заживала и постоянно беспокоила. Пришлось делать операцию. К счастью, ногу удалось сохранить. Но мучительная боль все равно осталась. Даже перевязки делали под анестезией. После этого Соловьев уже так и не смог вернуться к нормальной жизни.

Теперь для режиссера большой проблемой стало просто встать на ноги. Кроме удаления трофической язвы на ноге, Сергей Соловьев перенес еще и операцию на сердце. В результате он уже не мог выполнять простейшие бытовые задачи без помощи сиделки.

Выматывали и бесконечные госпитализации. Состояние здоровья больного режиссера периодически ухудшалось, и тогда приходилось отправлять его в больницу.

«Сергей Александрович так устал от больниц, что не хотел туда ехать. Говорил, что хочет умереть дома…» — рассказывал позже его помощник.

ВЕРНЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Надо отдать должное всем трем бывшим женам Соловьева. И Екатерина Васильева (матушка Василиса), и Марианна Кушнерова, и Татьяна Друбич — показали, что, в общем-то, режиссер не ошибся в своем выборе. Все три экс-супруги мэтра проявили себя достойно.

Они не отвернулись, не махнули рукой на бывшего супруга. Любимые женщины мастера делали все, что было в их силах, чтобы облегчить страдания умирающему режиссеру. Последняя из них — Татьяна Друбич — контролировала весь процесс лечения и всегда находилась с ним на связи. Но трагический финал неумолимо приближался. Смерть режиссера наступила 13 декабря 2021 года в результате сердечного приступа.

«Все случилось внезапно. В этот день, 13 декабря, он чувствовал себя неплохо, и ничто не предвещало его скорый уход. Он шутил, улыбался. Ему позвонила Татьяна (Друбич), сказала: «Я еду к тебе». Она часто его навещала. Он отказался, мол, все нормально, приезжать не надо. Это было примерно в 16:00. А через час его не стало. Он стал задыхаться, сиделка вызвала скорую, но уже было поздно. Возможно, случился инфаркт. Если бы мы подозревали, что это произойдет, мы бы заранее определили его в больницу, как уже делали не раз», — вспоминал помощник режиссера.

Отпевание Сергея Соловьева прошло 16 декабря 2021 года в церкви Иоанна Богослова на Бронной улице в Москве. Согласно последней воле мастера, церемонию гражданского прощания с его телом (в театре или ином светском месте) не проводили. Режиссер хотел сойти в могилу исключительно по христианскому обряду. В тот же день режиссера похоронили на Троекуровском кладбище — рядом с родителями и сыном.

Ринат ШИГАЕВ

  Рубрика: Как уходили великие 315 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,213 сек. Потребление памяти:9 mb