«Стройная Эмма» из Пльзеня

Автор: Maks Авг 12, 2020

Уроки из сражений русско-японской войны извлекли не только непосредственные участники боевых действий. Иностранные военные наблюдатели, находившиеся в штабах русской и японской армий, в своих докладах отразили возросшие возможности крупнокалиберной артиллерии, снаряды которой уверенно разрушали фортификационные сооружения.

Военные наблюдатели из Австро-Венгрии особо отметили 280-мм мортиры, которые навесным огнем разбили бетонированные укрытия русской армии в Порт-Артуре. Впечатление от использования этих мортир оказалось настолько большим, что генерал Конрад фон Хетцендорф, ставший в 1906 году начальником Генерального штаба Австро-Венгрии, предложил создать мощную мортиру, которая могла бы разрушать любые вражеские укрепления.

Мощная и мобильная

В то время Австро-Венгрия уже располагала подобными орудиями. На ее вооружении имелись 240-мм мортиры, способные вести огонь 133-кг снарядами на дальность 6,5 км. Но мобильность их была весьма ограниченной. Для перемещения четырехорудийной батареи таких мортир требовалось более 330 лошадей! Конрад фон Хетцендорф взял курс на повышение мобильности армейских частей, одним из первых мероприятий стала моторизация батарей мортир. В 1908 году фирма «Даймлер» начала выпускать артиллерийские тягачи М9 конструкции Фердинанда Порше. Так что проектируемая фирмой «Шкода» в Пльзене новая артсистема могла транспортироваться уже не на конной тяге, а с помощью мощных тягачей.

Будущая мортира должна была иметь калибр 305-мм — тогда такие орудия устанавливали на самые мощные корабли всех флотов мира. Главным конструктором назначили Морица Поля, ранее занимавшегося корабельными орудиями. 1 июня 1908 года был представлен технический проект орудия, а в октябре 1910 года завод в Пльзене выпустил первый экземпляр мортиры, что позволило приступить к испытаниям орудия на полигоне. Параллельно с мортирой провели тестирование и предназначенного для нее тягача.

Испытания прошли успешно, но на заседании кабинета министров, которое проходило в декабре 1911 года и было посвящено бюджетным вопросам, на новые мортиры средств выделено не было. Аргумент военного министра Морица фон Ауффенберга был таков: тяжелые мортиры могут быть полезны в возможной войне с Италией. Но он встретил возражение: «Ведь Италия — наш союзник!»

Несмотря на это, в январе 1912 года Ауффенберг заказал 24 мортиры, которые были приняты на вооружение под обозначением «30,5 cm Bombenmorser М 11», а также соответствующее количество тягачей, снаряжения и боеприпасов. Это решение вызвало возмущение в Государственном совете, поскольку стоимость одной мортиры составляла огромную по тем временам сумму — 1,5 млн крон. Ауффенбергу угрожал суд, но тут началась Балканская война, которая показала его коллегам-министрам полезность мощной артиллерии. Осенью 1912 года новую мортиру приняли на вооружение. Поставки первой партии закончились к самому началу Первой мировой войны, в ходе которой фирма «Шкода» изготовила еще 44 орудия М 11.

Орудие, тягач и снаряды

Мортира предназначалась для ведения навесного огня. Ствол длиной 10 калибров весил 5930 кг. Затвор — горизонтальный клиновой, массой 663 кг. Противооткатные устройства состояли из двух гидравлических тормозов отката и гидропневматического накатника (состоявшего из одного цилиндра, заполненного глицерином, и двух воздушных). В боевом положении орудие весило 18 730 кг. Угол вертикального наведения составлял от +40° до +75“ горизонтального — 120°. Для заряжания ствол орудия приводился в горизонтальное положение. Минимальная дальность стрельбы составляла 5 км, максимальная — 9,6 км. Скорострельность зависела от выучки расчета и составляла один выстрел в 3-5 минут. Расчет орудия состоял из 14-17 человек.

Мортира транспортировалась тремя повозками — ствольной, лафетной и основания. Для установки на позиции следовало подготовить котлован под основание размером 4,7×4 м и глубиной 25 см. Затем прямо на транспортной повозке собиралось основание, состоявшее из трех секций. Повозка накатывалась на котлован, после чего основание приподнималось лебедкой, входившей в комплект мортиры, повозка выкатывалась из-под нее, и основание опускали на место. Далее на основание таким же способом устанавливался лафет, а на него — ствол. После привинчивания противооткатных устройств мортира была готова к бою. Вся процедура сборки занимала 4-6 часов.

Подвижность батареям мортир М 11 обеспечивал новый тягач конструкции Фердинанда Порше Morserzugwagen М 12. Тягач имел бензиновый мотор мощностью 100 л. с., который приводил в действие генератор, а тот питал током тяговые электромоторы на колесах машины. Тягач мог буксировать прицепы массой до 24 т.

Кроме того, батарея располагала четырьмя четырехтонными грузовиками, перевозившими инженерно-строительное имущество для оборудования позиции, и тремя трехтонными грузовиками, перевозившими имущество корректировщиков, а также продовольствие и личные вещи расчета. Один из этих грузовиков буксировал полевую кухню. Для перевозки офицеров служили два легковых автомобиля. Численность личного состава двухорудийной батареи мортир М 11 составляла шесть офицеров и 219 унтер-офицеров и рядовых.

Изначально основным типом снаряда для мортир являлся 30,5 cm Bombe М 11/9. Цифра «9» указывала на применение донного взрывателя М 9. Позже стали применять новый взрыватель М 13, и обозначение снарядов поменялось на М 11/13.

Существовало две модификации снарядов М 11/9 — так называемая нормальная граната Normalgranate М11/9 и противопехотная Truppengranate М 11/9. Первая представляла собой бронебойный/бетонобойный снаряд длиной 113 см и массой 340 кг с толстостенным корпусом, снаряженным 40 кг тротила. Противопехотная граната имела такую же массу и длину, но ее корпус изготовлялся из углеродистой стали и снаряжался толуоламоналом. Truppengranate М 11/9 предназначалась для поражения полевых укреплений и живой силы.

Из опыта боевого применения, для 305-мм мортир — были разработаны два новых типа снарядов. Первым из них стал дальнобойный облегченный 30,5 cm leichte Truppengranate М 15/9. При длине 94,5 см он весил 287 кг и имел тонкостенный корпус. Дальность стрельбы достигала 11,5 км. Второй снаряд — 30,5 cm Granatenschrapneil — имел всего 87 см в длину. Его тонкостенный сегментированный корпус содержал готовые свинцовые поражающие элементы кубической формы массой 32 и 16 г. Снаряд весил 300 кг, снаряжался 13,5 кг тротила и комплектовался головным взрывателем двойного действия М 15.

Метательный заряд комплектовался четырьмя основными зарядами массой 8,72, 1,25, 1,1 и 0,85 кг, представлявшими собой цилиндрические мешочки со взрывчатым веществом. Они помещались в латунную гильзу диаметром 319 мм и длиной 300 мм.

Максимальная масса метательного заряда составляла 13,74 кг. Воспламенение метательного заряда обеспечивалось запалом, расположенным в донышке гильзы.

На западе, на востоке и на юге

Орудийный расчёт мортиры М-11Наибольшую известность этим мортирам принесли действия на Западном фронте. 21 августа 1914 года бельгийскую крепость Намюр начали обстреливать 3-я и 4-я батареи. Тяжелые снаряды, падавшие по навесной траектории, без труда проламывали бетонные перекрытия бельгийских фортов. 25 августа Намюр капитулировал. После этого 3-я и 4-я батареи были переброшены под французскую крепость Живе, а 7-я и 8-я батареи, прибывшие на Западный фронт позднее, — под Мобеж. Когда и эти крепости пали, 3-ю и 4-ю батареи направили под Верден, где последняя из них едва не попала в руки неприятеля — только отчаянная атака немецкой пехоты отразила натиск французов, получивших приказ любой ценой уничтожить тяжелые орудия. Тем временем 7-я и 8-я батареи принимали участие в осаде крепости Антверпен.

На Восточном фронте 5-я и 6-я батареи участвовали в обороне Кракова, а орудия 9-й и 10-й батарей, находившиеся в Перемышле, пришлось подорвать 23 марта 1915 года (перед капитуляцией крепости). В феврале и марте 1915 года 8-я и 15-я батареи обстреливали русскую крепость Осовец, где они понесли потери, попав под ответный огонь дальнобойных русских 152-мм пушек. Тем не менее они быстро восстановили боеспособность и в мае того же года приняли участие в прорыве под Горлицами (вместе с 12-й батареей). Затем эти батареи обстреливали укрепления Перемышля и Львова. Четыре батареи 305-мм мортир {11-я, 12-я, 15-я и 16-я) участвовали в осаде русской крепости Новогеоргиевск (Модлин),

23 мая 1915 года, после вступления в войну Италии, основным для Австро-Венгрии стал Итальянский фронт. Главной задачей для мортирных батарей на этом фронте стала защита горных перевалов. Австро-венгерское командование старалось укрепить оборону каждого из них хотя бы одной батареей тяжелой артиллерии. Неопределенность в первые дни после вступления Италии в войну, когда войска сторон только занимали позиции, создавала предпосылки для авантюр, немыслимых в других условиях.

Один из таких случаев заслуживает особого упоминания. 7-я батарея мортир под командованием капитана Гезы Лайоша фон Шентмария обороняла предмостные укрепления в Герце. Неподалеку, на итальянской стороне, находилась железнодорожная станция Кормон. Цель была весьма заманчивой, но она лежала вне пределов досягаемости австрийских мортир. Отчаянный капитан, решив во что бы то ни стало разгромить важный объект, в ночь со 2 на 3 июня 1915 года выдвинул свои орудия на два километра вперед, на ничейную полосу. Батарея выпустила 15 снарядов и, пока итальянцы приходили в себя, вернулась на исходную позицию. Один из выстрелов оказался особенно удачным — снаряд попал в привокзальный ресторан, где трапезничали офицеры итальянского полка, прибывшего на передовую. Еще не успев занять позиции, итальянцы утратили боеспособность, лишившись почти всего своего командования…

Позднее на Итальянском фронте тяжелая артиллерия применялась в беспрецедентных масштабах — например, к майскому наступлению 1916 года привлекли 18 батарей 305-мм мортир. Массированный артиллерийский удар привел к прорыву Итальянского фронта. Правда, воспользоваться плодами этой победы австро-венгерскому командованию не удалось: Брусиловский прорыв вынудил его прервать наступление и перебросить большинство сил на Восточный фронт.

В августе 1916 года в войну против центральных держав вступила Румыния. На новый фронт направили 3-ю и 20-ю батареи 305-мм мортир, действовавшие в составе группы тяжелой артиллерии фон Ройттера. Вместе с 420-мм гаубицами они отличились во время уничтожения фортов приграничной крепости Тутракан. Австро-венгерское командование осознавало силу психологического воздействия тяжелой артиллерии на противника. Поэтому переговоры с румынами о сдаче крепости Бухарест проходили возле позиций батареи 305-мм мортир. В итоге сильная крепость сдалась без боя.

В течение 1917 года главной задачей для батарей 305-мм мортир стало участие в многочисленных сражениях на реке Изонцо. Сосредотачивая на ключевых участках фронта группировки в составе пяти-семи батарей тяжелых мортир, австро-венгерское командование успешно применяло их как в наступлении, так и в обороне. При отражении итальянских атак особенно эффективными оказались шрапнельные снаряды. Австрийские мортирные батареи буквально выкашивали наступавшую вражескую пехоту. При подготовке наступления использовались главным образом фугасные снаряды, а их расход на одно орудие исчислялся сотнями. Во время 12-й битвы на Изонцо в сентябре 1917 года десять мортир в течение двухчасовой артподготовки выпустили 2000 снарядов. Массированный артиллерийский огонь привел к быстрому прорыву фронта, ставшему одной из крупнейших побед центральных держав в том войне. Последние же выстрелы австро-венгерские 305-мм мортиры произвели, когда их страна уже вышла из войны, — 5 ноября 1918 года на Западном фронте, куда вновь были направлены несколько батарей.

Александр ЕГОРОВ

Подруга «Большой Берты»

Если 42-см «крупповскую» гаубицу времен Первой мировой войны называли «Большой Бертой», то мортиру М11 фирмы «Шкода», также появившуюся на полях сражений в 1914 году, прозвали «Шланке Эмма» (Schlanke Emma), то есть «Стройная (худая) Эмма». За свою характерную внешность она получила также прозвище «Ступа».



Загадки истории » История оружия » «Стройная Эмма» из Пльзеня

, , , , ,   Рубрика: История оружия

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,155 сек. Потребление памяти:8.13 mb