Студёное чувство нежности

Автор: Maks Янв 17, 2019

Они жаждали великих открытий, а погибли в суровом краю: сначала он, потом — она. И лишь любовь их осталась живой — память о ней хранят жители далекого поселка Усть-Оленек.

Уму непостижимо, сколько людей положили свои жизни, чтобы Россия стала огромной и могучей. Какая сила влекла их в походы, какие думы они думали? Что ждали они увидеть в суровых северных морях? Или отважные полярные капитаны никогда не затуманивали головы мечтами, ибо это — удел юношей? А они лишь подчинялись приказам и шли вперед? Нет, не верится. Только идея о величии государства Российского и вера в Бога могли давать первопроходцам силы противостоять свирепым северным бурям. А еще, быть может, — желание славы и стремление увидеть где-то там, у линии горизонта, новые прекрасные страны.

Там, за туманами

Ближе к середине XVIII века перед географами России встала задача картографирования северного побережья от устья Двины до Охотского моря и поиск полезных ресурсов — руды, лежбищ морского зверя. Нужно было узнать, какие народы живут в этих землях, какие растения растут и какие звери обитают. Северные территории мало было открыть — их следовало застолбить, водрузить на мысах российские флаги, а народы привести к шерти — то есть дать им российское подданство.

Поэтому по указу императрицы Анны Иоанновны на протяжении 10 лет — с 1733 по 1743 год — была проведена Великая Северная экспедиция, в которую вошло семь морских отрядов, занимавшихся описанием побережья России, и два сухопутных.

Отрядом, который был должен исследовать неведомый суровый берег северного моря от устья Лены до устья Енисея, командовал штурман III ранга, 33-летний Василий Прончищев. Задача была сложнейшая: следовало найти морской путь во льдах, обогнув полуостров Таймыр. Сделать это предстояло на дубель-шлюпке — небольшом парусно-весельном судне длиной около 22 метров.

Кроме Прончищева на борту шлюпа оказались первопроходцы Харитон Лаптев и Семен Челюскин. Экипаж насчитывал около 50 человек, но был по-своему уникальным, потому что на борту шлюпки находилась молодая особа — Татьяна Прончищева, жена капитана. Она стала первой русской женщиной — исследователем Арктики.

Вместо свадебного путешествия

Василий Прончищев был выходцем из небогатой и многодетной дворянской семьи, которая жила под Калугой в усадьбе Богимово. Он поступил в московскую Навигацкую школу, из которой был переведен в Морскую академию Санкт-Петербурга, где и познакомился со своими будущими соратниками по Арктике — Челюскиным и братьями Лаптевыми.

Его морская биография была богата — ходил на шнявях (небольших парусных торговых судах), бригантинах, фрегатах и гукорах, возил почту на пакеботе из Петербурга в Любек; вместе с Петром I совершил поход в Персию. В 25 лет стал подштурманом, в 28 — штурманом, а в 30 лет подал прошение о зачислении в состав Великой Северной экспедиции.

Экспедиция должна была продлиться много лет, и многие офицеры ехали в Сибирь со своими семьями — с женами и детьми. Возможно, угроза разлуки заставила офицера поторопиться со свадьбой, и в 1733 году он перед отъездом женился на Татьяне Кондыревой — дочери стряпчего с острова Котлин, которая была моложе его на 11 лет.

Говорят, это была очень красивая пара: он — высокий блондин, она — стройная брюнетка. Разлучиться не было сил, и Татьяна сразу после свадьбы поехала с мужем с далекую холодную Сибирь. Их свадебным путешествием стала тяжелая дорога в Тобольск, куда они добрались лишь к зиме, а затем — в Якутск.

Чтобы начать там строительство кораблей, следовало доставить груз: канаты, якори, пушки, боеприпасы.

На дорогу ушел почти год. Сейчас сложно даже вообразить трудности, которые преследовали молодую женщину в таком путешествии — в холоде, во тьме, среди мужчин, в медленно тянущемся обозе…

Девять месяцев зима

Василий и Татьяна ПрончищевыВ Якутск супруги добрались к маю 1734 года. Судно «Якутск», на котором Прончищеву предстояло идти в поход, было спущено на воду к концу июня 1735 года и 30 июня отправилось вниз по Лене, унося на борту прекрасную пассажирку и 57 суровых моряков.

Можно, конечно, задаться вопросом — отчего Прончищев не оставил жену в Якутске, как это сделали другие? Например, там оставалась Анна Беринг, супруга Витуса Беринга; здесь же оставил свою семью первопроходец Алексей Чириков.

Татьяна остаться в Якутске не смогла из-за драмы: Прончищевых обокрал денщик — он забрал деньги, фамильные драгоценности и сбежал. Татьяна осталась без средств к существованию и была вынуждена идти за мужем, куда бы тот ни отправился, выжить в Якутске она бы не смогла.

Доподлинно неизвестно, что думала по поводу ее присутствия на борту команда. Если старшие офицеры еще могли войти в положение капитана, то матросы вряд ли испытывали восторг. Начальство о пассажирке не знало, в документах ее имя не значилось. И лишь в корабельном журнале была запись о том, что на борт поднялась женщина.

Наверняка в этот миг все вспомнили старую примету: женщина на корабле — к погибели.

Устье Лены было достигнуто в начале августа, но почти месяц ушел, чтобы из него выйти — вода была низкой. Выйдя в море, «Якутск» направился на запад, но ранняя зима внесла коррективы. Из-за обледенения такелажа и открывшейся в судне течи Прончищеву пришлось искать место для зимовки. Его нашли возле устья реки Оленек, где заметили стоянку эвенков. При появлении русских эвенки разбежались, но позже — из любопытства — вернулись. Для зимовки команда сложила из плавника две избы и занялась наблюдениями. Прончищев вел дневник, в котором описывал местные обычаи и нравы. Другие собирали сведения о прибрежных водах, животном мире, проводили геологические исследования. К весне в отряде началась цинга, а капитан сильно заболел и не смог как следует выздороветь к выходу в море.

Сначала он, потом — она…

Начать навигацию в 1736 году удалось лишь в начале августа, когда море наконец-то очистилось ото льда. Вскоре дубель-шлюпка достигла устья реки Анабары, затем — восточного побережья Таймыра, где путешественникам пришлось повернуть на север, чтобы обогнуть полуостров. Ветер то появлялся, то стихал, тогда шли на веслах.

Вскоре экспедиция достигла самой северной точки, которой до них еще никто не достигал, — они оказались на 77° 29′ северной широты, — и этот рекорд продержался 143 года.

Дальше шел сплошной паковый лед, и путь был закрыт. Плохая видимость не дала путешественникам увидеть самую северную точку Евразии — мыс Челюскина. Прончищев отдал приказ возвращаться в устье Оленека — на вторую зимовку.

Но ступить на землю ему было не суждено: 29 августа капитан пошел в разведку на шлюпке и на берегу сломал бедро. Моряки на руках принесли его на судно, где он потерял сознание и на следующий день скончался на руках безутешной Татьяны.

Командование шлюпом принял на себя Семен Челюскин.

Через несколько дней шлюп достиг Усть-Оленекского зимовья, где тело Василия Прончищева похоронили, поставив на могиле первый в этих краях православный крест. Отряд остановился на зимовку, а Челюскин на санях поехал в Якутск с докладом.

Но беда пришла не одна. От пережитого потрясения и выпавших на ее долю невзгод Татьяна Прончищева заболела и умерла ровно через 14 дней после смерти мужа. Официально причиной ее смерти была названа «скоротечная чахотка». Ее положили в промерзшую северную землю в бальных туфельках на высоком каблуке.

Быть может, никто и никогда так и не узнал бы о судьбе героической женщины, отправившейся за мужем на край света, если бы не запись в судовом журнале: «В начале сего 4 часа с полуночи бывшего командира дубель-шлюпки «Якуцка» Прончищева волею Божией жена его умре…»

Могилу отважного капитана и его жены посещали арктические исследователи Эдуард Толль и Николай Евгенов, которые, каждый в свое время, устанавливали на ней крест. В 1999 году останки супругов были перенесены археологами в центр поселка Усть-Оленек, рядом с полярной станцией, сотрудники которой до сих пор бережно хранят память о великих путешествиях и о большой любви двух русских людей — Василия и Татьяны Прончищевых.

Александр ЛАВРЕНТЬЕВ

  Рубрика: История любви 359 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:42. Время генерации:0,301 сек. Потребление памяти:9.65 mb