Танцоры без костей

Автор: Maks Июл 7, 2022

Он и вправду был невиданный — этот брейк-данс. Никто его в начале восьмидесятых воочию не лицезрел, а если и слышал краем уха, то говорил примерно так: «Они сперва как роботы движутся, а потом на спине вертятся!» Или совсем уж немыслимое: «Говорят, они кости себе ломают, чтоб ходить словно резиновые, а вместо суставов шарниры вставляют!..»

Папы-мамы сначала даже полюбили новое веяние с Запада. Это когда узнали, что брейкеры не пьют и не курят для пущей ловкости движений. Но быстро разлюбили, увидев порушенную мебель и осколки стекла. Ведь «дети» оттачивали «фишки» с воображаемым ломаным битом в голове на кусках оргалита перед зеркалами в тесных прихожих или у полированных дверей шкафов! Это чтоб отражение свое видеть. Ну… и сами понимаете, что из этого выходило…

Дурное влияние Запада

…Рязань гудела, мол, вот вам железный занавес — новую мировую танц-культуру негде увидеть. Казань им вторила, дескать, весь мир уже лет пятнадцать смотрит, как танцуют «люди без костей», а мы все сидим, будто медведи в берлоге… И где только слов таких нахватались, бедолаги, — не иначе как «враждебных голосов» наслушались!

Словом, пока регионы от Прибалтики до Сахалина возмущались, фарцовщики столиц уже вовсю действовали. Питерцы у Гостиного двора меняли у заезжих «фиников» (граждан Финляндии) «вэхаески» (VHS-кассеты) на русскую водку и бежали любоваться «лунной походкой» Майкла Джексона к счастливцу с собственным видиком. Москвичи то же самое творили на Красной площади, в Сокольниках и на «Ноге» (Площадь Ногина). Обладатели кассет одалживали свое «сокровища» друзьям с обещанием вернуть через три часа: не позже, мол, смотри не подведи, за вэхаэской очередь стоит…

В 1985 году джазмен Алексей Козлов привез из Америки видео учебных фильмов по брейк-дансу британца Макларена (продюсера группы Rock Steady Crew). А после джазмен организовал «Брейк-арсенал» — танцевальную часть своего музыкального коллектива «Арсенал», что многие считают сейчас началом брейк-данса в Советском Союзе.

Питерцы вспоминают белые ночи в Ленинграде, когда по давней традиции вся набережная от Дворцового моста до моста Лейтенанта Шмидта превращалась в огромный театр. Кто-то читал стихи, кто-то пел под гитару, кто-то танцевал. Люди переходили от кружка к кружку, смотрели, слушали, общались. Продолжалось это месяца три, уже и ночи темнели, а люди все шли. Тысячи людей со всей страны. «Это лучшее проявление духа Петербурга!» — восклицали приезжие…

К середине 80-х на таких ночах появились парни в белых перчатках и черных очках, которые двигались словно «люди без костей». Так, во всяком случае, реагировала толпа. Это и были первые брейкеры. «Их, бывало, забирали на Литейный, 4, — вспоминали современники. — И там спрашивали, мол, откуда пошла такая зараза? Это же дурное влияние Запада!» Но под утро отпускали…

«Да пристрелите его уже!»

Брейк-данс в СССРПервые брейк-тусовки в Москве с середины 80-х собирались в Олимпийской деревне в молочном кафе «У фонтана» (в просторечье «Молоко»), Вход стоил полтора рубля, гостям давали молочные коктейли. Пауль Пивоваров, тогда фарцовщик, а ныне байкер, вспоминал: «Билеты распространялись по всяким ПТУ для отличников учебы. К шести приходили девочки, нарядные, по советским меркам, и пили молочные коктейли. Фарцовщики прямо там устраивали сеилы (торговлю). Девочки хлопали байкерам, а в это время бандосы (бандиты, что активизировались в середине 80-х) «хлопали» фарцовщиков».

Завсегдатай «Молока», ныне диджей, Григорий Болотников вспоминал: «Одеваться красиво было нельзя — раздеть могли сразу — уйдешь босиком. В меню — только курица-гриль, но фантастически вкусная!» Одна из девочек, а ныне домохозяйка, Мила Максимова рассказывала: «Там Макаревич сидел время от времени, Пенкин как-то дал один из первых своих концертов, и группа «Вектор» Рацкевича выступала. Не знаю, где они всего этого набрались, но это было поразительно — настоящий брейк и стрит-данс. У нас просто челюсти попадали».

Особо кафешка прославилась после визита Шварценегера, он был в Москве в перестройку, снимался на Красной площади для фильма «Красная жара». Вот и зашел как-то, сказав на прощанье свое знаменитое I will be back… — «Я вернусь…». Правда, не вернулся, но народ все равно валил в «Молоко» валом…

Казалось, на Старый Арбат съезжалась вся страна. Там царила полная «демократия» — можно было, например, кричать неуклюжему брейкеру: «Да пристрелите его уже кто-нибудь!» Это если танцоров скручивало в таких позах, что и любителям Камасутры не приснились бы…

Завсегдатаи утверждали потом, что видели на Арбате начинающих звезд — Игоря Захарова, Олега Смолина, Алексея Герулайтиса, Константина Михайлова. Одни исполняли «электрик-буги» и «робота» (под Майкла Джексона с его «лунной походкой). Другие под рев толпы в стиле «гелик» вертелись прямо на асфальте при поддержке руки или груди, держа ноги в воздухе в виде буквы V.

Черные очки, белые перчатки…

В 1985 году в Москве появились первые курсы брейк-данса при дворце культуры «Правда» под руководством известного циркового режиссера Гнеушева. Оттуда вышли первые более-менее известные танцоры и группы тех лет. В 1986 году 18-летний Владимир Пресняков-младший продемонстрировал брейк-данс в песне «Рыжий кот». Видеоклип показали в «Утренней почте» по Первой программе ЦТ. Отдельные «фишки» брейк-данса «прокрались» в кино (фильм «Курьер» Шахназарова), а также в цирк, театр, фигурное катание.

Брейк-данс получил господдержку: Министерство по делам молодежи увидело в нем путь к оздоровлению нации. Тем более что брейкдансеры славились трезвостью. По стране пошли конкурсы и фестивали. Началось с Прибалтики, далее — Витебск, Черноголовка, Донецк, Харьков, Горький… К концу 80-х уже и учителя не запрещали на школьных дискотеках ребятам изображать «испорченного робота с полуоторванной рукой, что сбежал из-под пресса и зачем-то еще движется» (это была визитка восходящей звезды брейка Костика Михайлова).

С экипировкой для брейка фарцовщики, что вечно «утюжили» иностранцев (за то и звались «утюгами»), уже мало чем могли помочь. Они успешно «поднимали» финнов, немцев, американцев на джинсы и кроссовки — то есть меняли их на армейские шапки-ушанки и ремни со звездами на бляхах из Военторга, но брейк-прикид мало кто из западных туристов привозил. Специфика, однако! Поэтому брейкеры действовали по принципу «помоги себе сам».

Константин Михайлов утверждал, что танцоры часто «сами шили безразмерные штаны для уличных танцев или красили и варили в отбеливателях перчатки и кеды, давая им новую модную жизнь». «Эта была действительно тусовка так называемой золотой молодежи, — восклицал он. — Причем не потому, что у них были «золотые» папы и мамы, а потому, что эти ребята сами себя сделали таковыми. Мы были настоящим братством и считали друг друга членами одной большой семьи, в которой главным условием семейного счастья было наличие куска оргалита, желательно побольше, и кассетного магнитофона, желательно погромче…»

Но те фанаты и мечтать тогда не могли, что когда-нибудь их любимый брейк-данс войдет в число олимпийских видов спорта. А это, как утверждают СМИ, случится уже в 2024 году в Париже!

Людмила МАКАРОВА

ПЕРЕХИТРИЛИ ВЛАСТЬ

Брейк в СССР не особо запрещали, но и не поощряли. Но прибалты убедили свой горком комсомола, что брейк — это протест цветных бедняков Бронкса и Пуэрто-Рико против угнетения капитала. И комсомольцы профинансировали первые фестивали брейка в 1987 году в Паланге, Риге и Таллине…

  Рубрика: Назад в СССР 113 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,226 сек. Потребление памяти:9.35 mb