Тень колдовской красоты

Автор: Maks Дек 4, 2019

Об Александре Завьяловой один из режиссеров фильма «Тени исчезают в полдень» Валерий Усков вспоминал так: «Красота Саши казалась опасной. Я побаивался ее чар: как вскинет брови, распахнет глаза и посмотрит своим испепеляющим взглядом!» Когда фильм вышел на экраны, многие тоже сочли красоту актрисы «колдовской»… И немудрено, ведь Завьялова сыграла классическую злодейку Пистимею — бывшую богачку, лютую противницу советской власти в монашеском обличье, да еще с налетом мистицизма.

Стоило ей произнести с экрана: «Веселитесь? Ну-ну…», как у зрителей или, точнее, у зрительниц, просто дух захватывало. Тем более было странно, когда после такого успеха в 1972 году актриса вдруг исчезла на два с лишним десятка лет. Поклонникам оставалось только гадать да пробавляться слухами.

Фатальный роман?

А слухи эти гласили нечто совсем уж немыслимое: якобы актрису «затирают» по причине ее «неблагонадежности»! В кино-то да, она и вправду предстала как тайный вредитель колхозного строительства, но в жизни что такое могла натворить Завьялова?

Её путь был, скорее, типичен для талантливого самородка. Родилась в селе Титовка под Тамбовом; окончила театральный институт в Ленинграде; снялась в полутора десятках киномелодрам («Алешкина любовь», «Ждите писем», «Хлеб и розы», «Будни и праздники», «Люди на мосту», «Песня о Кольцове» и других). В 1961 году фото Александры попало на страницы американского журнала «Лайф», и зарубежные критики окрестили ее Гретой Гарбо и Анной Маньяни советского кино. В 1963 году вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина (прославившегося уже в 14 лет своим детским альбомом блокадника о жизни осажденного города), родила дочь Татьяну… Но вот однажды в самолете она познакомилась с американцем, отставным адмиралом, совладельцем пароходной компании, которая поставляла пшеницу в Одесский порт. И звали его Отелло Черезолли…

«Мы летели одним рейсом Москва — Одесса. Он — по делам трансконтинентальной корпорации… А я — на съемки фильма «Одиночество»», — рассказывала Завьялова, когда в стране уже все поменялось и СМИ часто писали о личной жизни звезд. Актриса и бизнесмен разговорились еще в самолете, а на следующий день выяснилось, что живут они в одной гостинице. Отелло пригласил Александру в ресторан…

Но «роман наш оказался непродолжительным. Нас разлучили кагэбэшники. Они беззастенчиво вошли в его люкс в то время, когда я была у него в гостях, и «попросили» меня зайти в свой номер».

Были последствия…

Александра ЗавьяловаПотом с Александрой серьезно побеседовали, а в конце пообещали рассказать всю историю ее мужу. Она возмутилась: «Зачем? Я и сама сообщу». И сообщила. Актриса рассказала супругу, художнику Дмитрию Бучкину, об Отелло, утверждая, что романа толком не было, поскольку спецслужбы следили за каждым ее шагом. В результате, по словам актрисы, «аж три полковника КГБ явились к директору киностудии «Ленфильм» Киселеву» и предъявили компромат — пачку фотографий. «На одних мы с американцем гуляли по Одессе, на других ужинали в ресторане. Киселев вызвал меня и сказал, что мой американец — шпион и я давно попала в поле зрения чекистов». Отелло выслали из страны, а супруги — актриса и художник — стали жить порознь.

Но все это произошло в 1964 году, а уже в 1968-м ее пригласили играть в сериале «Тени исчезают в полдень». Это даже отдаленно не напоминало опалу. Если бы Завьялову и вправду сочли «неблагонадежной», ни один режиссер не рискнул бы дать ей даже самую паршивенькую рольку. А тут съемки идут целых три года (ее героине в первой серии «Теней» 17 лет, в последней — все 70), фильм с триумфом идет на всесоюзном телеэкране в 1971-м, а ее имя благополучно красуется в титрах. Такого в те годы просто быть не могло, неблагонадежным актеру или актрисе кислород перекрыли бы капитально, какие уж там сериалы. Причина забвения знаменитой актрисы была на самом деле куда печальнее — серьезная и неизлечимая болезнь…

Сын Петя

В 39 лет актриса родила сына. Отцом ребенка был человек из ее тамбовского прошлого, как она сама выразилась, «случайное увлечение». Александра растит дочь Таню и сына Петю, бывший муж помогает, вроде все нормально, но начинаются всякие разные странности в ее поведении…

«Она стала смурная, ни с кем не здоровалась, бывало, выйдет во двор и ходит вокруг дома. Что-то ей взбредет в голову — может пнуть коляску, — вспоминала соседка Нина Петрова. — Ох и хлебнул Петя с ней горя! Она его на улицу маленького выгоняла в одних носочках».

А однажды актриса три дня не выходила из квартиры, малыш постоянно плакал… Соседи вызвали милицию и скорую помощь. Дверь взломали и отвезли Александру в психиатрическую клинику. Дочь Таню забрал к себе отец, бывший муж актрисы Дмитрий Бучкин. Петю определили в Дом малютки. Позже художник усыновил мальчика и тоже забрал к себе… Петя потом всю жизнь говорил, что перед глазами вечно всплывает картинка детства, как у него на глазах санитары тащат мать в психушку, когда у нее случился первый приступ…

После выписки из клиники врачи предложили актрисе оформить временную инвалидность, что лишило ее шанса вернуться в профессию. После оформления «справки» ее с «Ленфильма» уволили. О ней просто забыли. Больше не было актрисы Александры Завьяловой.

Прошли годы, наступили девяностые. Петя вырос и переехал от приемного отца к маме. Стал поваром, работал, но из-за запоев его часто увольняли… «Петя — мой любимый сын. Он болен алкоголизмом. Я буду бороться за ребенка до конца», — говорила Александра Семеновна. Многие годы они вместе с дочерью Татьяной находили клиники, пытались «вытащить» Петю. Ему, бывало, становилось лучше, но только на время. В такие моменты сын о маме заботился: готовил ей, волосы красил, прически делал…

Поклонники актрисы иногда добывали ее номер, звонили, но телефон был вечно отключен за неуплату, а на двери не имелось даже звонка, чтобы не беспокоили. На стук иногда выходил сын, брал у людей старые открытки, где его мама была еще молодой и красивой, просил ее подписать их и возвращал людям с ее автографами. Журналистам Петр вежливо отказывал.

Горечь одиночества

Последний раз Александра Завьялова появилась перед публикой в 2006 году на вечере, посвященном ее 70-летию. Она стояла на сцене Дома кино, на глазах блестели слезы… «Я знал и Александру Завьялову, и ее непутевого сына Петю. Он оставил у меня не лучшее впечатление, — рассказывал председатель Гильдии актеров Санкт-Петербурга Евгений Леонов-Гладышев. — Петр приходил получать причитающуюся Александре Завьяловой денежную помощь от гильдии актеров. А потом я узнал, что он деньги брал, но до матери их не доносил. Пил. Сама Александра Семеновна отгородилась от нас, никого не принимала и не хотела видеть».

Но и это ерунда по сравнению с тем, что случилось 3 февраля 2016 года… За несколько часов до 80-летия актрисы, ночью, 40-летний «Петр Бучкин, находясь в состоянии алкогольного опьянения (по данным следствия), нанес удар ножом своей матери, от которого она скончалась». Он твердил милиционерам: «Был пьян. Возникла ссора. Ударил ножом мать. Больше ничего не помню…» Похоронили Александру Завьялову тихо на Смоленском кладбище. Соседи жалели Петра, писали в милицию, что у него было трудное детство, что он всегда был добрым человеком и просто не мог такого совершить… Но улики были против него. Петру дали восемь лет… Больше всех сокрушался бывший муж. 88-летний старик-художник все еще любил бывшую жену, горевал о приемном сыне и все никак не мог взять в толк, как такое вообще могло произойти…

Людмила МАКАРОВА

Кинохит эпохи застоя

Телесериал «Тени исчезают в полдень» был снят по одноименному роману Анатолия Иванова на киностудии «Мосфильм» в 1970-1971 годах режиссерами Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским. Премьера фильма состоялась 14 февраля 1972 года, а через два года сериал показали в кинотеатрах. Некоторые цитаты из фильма (например, фраза Бориса Новикова «Загремим под фанфары!») тут же ушли в народ.

  Рубрика: Легенды прошлых лет 321 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,294 сек. Потребление памяти:9.67 mb