Удивительные побеги через Берлинскую стену

Автор: Maks Окт 1, 2021

Берлинская стена существовала с 1961-го по 1989 год. Бетонное заграждение выполняло функции государственной границы и отделяло Западный Берлин от территории ГДР. За время существования стены огромное число жителей соцлагеря предпринимали попытки бегства в «капиталистический рай». Многие из них завершились удачно — в том числе благодаря изобретательности перебежчиков и нестандартному подходу к преодолению препятствия, вставшего на пути исполнения мечты.

Анклав в стране социализма

После окончания Второй мировой войны Германия была временно разделена на зоны оккупации союзников: СССР, Великобритании, Франции и США. Так же поступили и со столицей Третьего рейха Берлином. В 1949 году на землях, подконтрольных западным странам, образовалась Федеративная Республика Германии, а области, где находились советские войска, отошли к Германской Демократической Республике. Такое же разделение произошло и в Берлине: его западная часть превратилась в анклав ФРГ, со всех сторон окруженный территорией социалистической ГДР.

Долгое время граница внутри города была достаточно прозрачной и проходила прямо по улицам, каналам и реке Шпрее. Действовало около 100 официальных пропускных пунктов, каждый день из одной страны в другую переходили от 300 до 500 тысяч человек. Многие восточные немцы предпочитали жить в ГДР, где были бесплатное образование и низкие цены, а работать в Западном Берлине — за гораздо более высокую зарплату.

Но постепенно жители ГДР, столкнувшись с системой социализма, начали в массовом порядке покидать страну. В частности, за первую половину 1961 года в Западный Берлин перебралось около 200 тысяч граждан демократической республики. Столкнувшись с таким неприятным фактом, руководство ГДР приняло решение закрыть границу.

В ночь с 12 на 13 августа 1961 года началось создание заградительной стены. Системы городских коммуникаций пришлось разделить, в случаях, когда сделать это было невозможно, в трубы и туннели встраивали мощные стальные решетки.

Общая протяженность стены составила 155 километров, из которых 43 проходили в городской черте. Сооружение имело 302 сторожевые вышки, пограничникам помогали нести службу около трех тысяч овчарок. В отдельных местах были оборудованы противотанковые укрепления. Число официальных пограничных пунктов перехода сократили до тринадцати.

Стена помогла сдержать поток перебежчиков в ФРГ — но лишь частично. По данным правозащитных организаций, за время ее существования было совершено 5075 успешных побегов в Западный Берлин. При этом восточным пограничникам разрешили стрелять на поражение. Общее количество убитых беглецов, по данным службы ВВС, составило 1245 человек, в это число входят двое детей 10 и 13 лет. Почти три тысячи граждан ГДР были задержаны при попытке преодоления стены и приговорены к тюремному заключению на срок до восьми лет.

Прыжок к свободе

Первым знаменитым перебежчиком стал 19-летний унтер-офицер пограничной службы Ханс Конрад Шуман. 15 августа 1961 года он дежурил возле участка границы — заграждения из колючей проволоки высотой около 80 сантиметров. Западногерманский фотограф Петер Ляйбинг, случайно оказавшийся рядом, заснял момент, когда Шуман, бросив автомат и оттолкнувшись от земли, взлетел над колючей проволокой. Снимок был назван «Прыжок к свободе» и опубликован во многих западных изданиях.

Бывший унтер-офицер после побега перебрался в Баварию, женился и устроился работать автослесарем. Но ему пришлось долгие годы жить в страхе перед спецслужбами ГДР и беспокоиться за оставшихся в стране социализма родственников. В итоге нервы мужчины не выдержали, и в 1998 году Шуман в состоянии депрессии покончил с собой.

За годы существования ГДР было предпринято немало попыток перебраться в Западный Берлин над пограничной стеной. Гражданин социалистического государства Хайнц Хольцапфель работал ремонтником в Доме министерств, находившемся недалеко от сооружения. Однажды он тайком привел в здание жену и девятилетнего сына и спрятал их в туалете. Когда другие сотрудники разошлись по домам, семья поднялась на крышу. Хольцапфель перебросил через стену молоток, к которому был привязан нейлоновый шнур. В Западном Берлине предупрежденные друзья мужчины прикрепили к шнуру стальной трос, который Хольцапфель втащил на крышу. Трос был натянут и закреплен с обеих сторон, и семья перебежчика с помощью специальных катков покинула общество германских строителей социализма. Позднее ремонтник заявил, что перебраться в Западную Германию его вынудили требования властей ГДР доносить на коллег.

На воздушном шаре

Любопытна история трех братьев Бетке. Старший, Инга, служил в пограничных войсках. В 1975 году он вместе со своим другом на надувном матрасе переправился на другой берег реки Эльбы, где сдался полиции Западной Германии.

В мае 1983 года Инго Бетке помог бежать своему брату Хольгеру. Тот вместе со своим приятелем Майклом Беккером забрался на крышу высокого здания недалеко от Берлинской стены — и послал из лука стрелу с веревкой на территорию Западного Берлина. Дальше все произошло как в случае с Хайнцем Хольцапфелем и его семьей. На западногерманской стороне стальной канат закрепил Инго, и беглецы «переехали» по нему с помощью стальных карабинов.

В ГДР оставался еще один брат Бетке — Эгберт. Инго и Хольгер разработали план его побега. Для этого пришлось пройти летную подготовку и раздобыть два легкомоторных самолета, на крыльях которых нарисовали красные звезды. В мае 1989 года братья перелетели в Восточный Берлин. Инго приземлился в Трептов-парке, где его ждал Эгберт, а Хольгер кружил в небе, контролируя обстановку. Операция завершилась успешно, хотя если бы братья подождали до ноября, когда стену начали сносить, они соединились бы без всякого риска.

Пожалуй, самым экзотичным способом побега стал перелет на воздушном шаре, который в сентябре 1979 года совершили механик Ганс Стрельчик и каменщик Гюнтер Ветцель вместе с женами и детьми. Оболочку аэростата сшили из кусков брезента. Шар стартовал с поля под Берлином, пролетел 40 километров и, миновав стену, благополучно приземлился в западной части города.

Побег Хайнца МайкснераКонечно, беглецам не всегда сопутствовала удача. В 1981 году доктор технических наук Герхард Вагнер из подручных материалов собрал самодельный самолет, на котором собирался покинуть ГДР вместе с женой и тремя сыновьями. На ученого донес брат его жены, который был осведомителем госбезопасности. Отца семейства арестовали накануне побега, он был осужден на шесть лет. После ходатайства правительств нескольких западных стран Вагнера освободили и разрешили вместе с женой и детьми выехать из ГДР. А самолет в настоящее время является экспонатом Немецкого музея в Мюнхене.

Ради любви

Гражданин Австрии токарь Хайнц Майкснер работал в Восточном Берлине и там познакомился с немкой Маргарет Теро. Молодые люди полюбили друг друга, но местные власти отказались выпустить девушку в Австрию. Хайнц разработал дерзкий план. Как житель западного государства он мог беспрепятственно пересекать границы ГДР. Ему удалось незаметно замерить высоту опущенного пограничного шлагбаума — 95 сантиметров.

Далее Майкснер приобрел спортивный кабриолет с открытым верхом — без лобового стекла его высота составляла 90 сантиметров. Для страховки колеса машины были слегка приспущены. Девушку токарь спрятал в салоне, а свою будущую тешу поместил в багажник и обложил кирпичами для защиты от возможной стрельбы пограничников.

На контрольном пункте Хайнц Майкснер нажал на газ — и, разбив лобовое стекло, пролетел под шлагбаумом. Стрелять по автомобилю, уже находившемуся на территории Западной Германии, пограничники ГДР не решились. Правда, после инцидента высоту опущенных шлагбаумов уменьшили.

Берлинскую стену не зря оснастили противотанковыми «ежами». При побегах сооружение неоднократно пытались таранить. В декабре 1961 года машинист Гарри Детерлинг, воспользовавшись тем, что в данном месте не успели демонтировать рельсы, разогнал угнанный паровоз с восемью вагонами и врезался во временные стальные ворота. В итоге поезд с несколькими десятками беглецов вырвался в Западный Берлин. Позже часть пассажиров вернулись — но многие остались.

Высоко подняв голову

Популярными были и побеги с помощью подкопов. Одним из самых известных стал эпизод, который произошел в мае 1962 года, — когда из ГДР в ФРГ ушла группа пенсионеров, самому старшему из которых было больше 80 лет. У предводителя стариков в 20 метрах от стены находился курятник. За 16 дней члены группы выкопали туннель длиной 40 метров, шириной полтора и высотой два метра. На вопрос, зачем было рыть туннель такой высоты и ширины, один из пенсионеров ответил, что они и их семьи хотели выйти на свободу, высоко подняв голову.

Демонтаж Берлинской стены начался в ночь с 9 на 10 ноября 1989 года. Ее основная часть была разобрана, но некоторые фрагменты остались в качестве памятников социалистической эпохи, когда солдаты боролись не с внешним врагом, а с гражданами собственной страны, которые хотели жить в свободном мире.

Элина ПОГОНИНА

  Рубрика: Война и политика 813 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,346 сек. Потребление памяти:9.68 mb