Упавший ангел

Автор: Maks Июн 8, 2021

Самый неоднозначный актер в отечественном кинематографе — так отзываются об Александре Кайдановском. Для одних он был интеллектуалом и гениальным творцом, для других — конченым алкоголиком, хамом и скандалистом. Личность Кайдановского полна тайн и загадок.

Будущий актер появился на свет в 1946 году в Ростове-на-Дону, в семье, далекой от мира большого искусства. Мать работала в библиотеке, но всегда хотела стать актрисой. Романтичная, утонченная, мечтающая возвыситься над бытом, в качестве хобби она преподавала в драмкружке местного Дворца пионеров.

От тюрьмы спасло чудо

Отец Саши был человеком приземленным. Инженер по профессии, бывший военный, он всегда старался жить просто, по совести, и пытался опустить на землю легкомысленную супругу, а также сильно ревновал ее к коллегам-актерам. В доме часто вспыхивали скандалы. Нередко отец доходил до рукоприкладства, порой доставал боевой пистолет и приставлял его к виску матери, обещая убить. Никто из них не думал об испуганном мальчугане, прятавшемся под кроватью. Жизнь маленького Саши была похожа на ад. А потом стало еще хуже. Мать собрала чемодан и уехала покорять Москву, бросив и мужа, и ребенка. Тогда Александр расценил это как предательство самого близкого человека. Но много лет спустя он поймет: нет страсти сильнее, чем искусство. Только ему стоит служить, ради него одного можно жить.

После неудачи в столице блудная мать вернулась, но с новым возлюбленным и требованием развода. Саша выбрал отца, с которым был по-настоящему близок. Но вскоре и тот его предал, приведя в дом мачеху, которая родила новых детей. Оба родителя были заняты своей жизнью, маленький Саша оказался никому не нужен. Так он попал в интернат. С тех пор безысходное ощущение одиночества не отпустит Кайдановского, будет преследовать его до самого последнего вздоха. В интернате и без того расшатанная психика ребенка подверглась настоящим пыткам. Из учебного заведения он вынес одно правило: «Бей первым!»

Близкие известного актера вспоминали, что внешне Александр выглядел спокойным и уравновешенным, но в любую минуту мог выйти из себя. И тогда он превращался в настоящего
зверя. Откуда в этом худом человеке бралась исполинская сила, не понимал никто. Кайдановский орал и крушил все вокруг, махал кулаками без разбора — мог врезать и другу, и любимой женщине, если те попадались под руку. Причем поводом для буйства мог послужить любой пустяк — чье-то неосторожно брошенное слово или даже взгляд.

Друг Кайдановского, режиссер Евгений Цымбал вспоминал, что однажды они собрались в теплой компании и ждали только Александра, который сильно опаздывал. Когда актер наконец появился, Цымбал иронично заметил, что тот успел лишь к десерту, за что мгновенно получил «кулаком в морду». В другой раз за обедом Кайдановский читал стихи Бродского, а вся голодная компания за столом ждала, когда он закончит — не будешь же жевать салат под высокую поэзию. Наконец один деятель искусств, у которого уже урчал живот, обратился к Кайдановскому с просьбой прервать «рифмоплетство». Глаза Александра мгновенно налились кровью, он угрожающе схватился за вилку — за Бродского он мог и убить, если бы невоздержанный на язык режиссер не успел нырнуть под стол. Таких эпизодов в биографии Кайдановского сотни. Но один из них чуть не стоил актеру карьеры.

Уже будучи известным театральным актером, Александр Кайдановский отмечал с коллегами в ресторане у Речного вокзала окончание работы над очередным телеспектаклем. Ничего в тот вечер не предвещало беды — Кайдановский встал из-за стола, извинился и вышел. Что произошло дальше, не знает никто. Через несколько минут Кайдановского с безумными глазами и окровавленными кулаками нашли на первом этаже — его держали посетители ресторана. Рядом на полу валялся пожилой человек, лицо которого было в крови. Как рассказывали очевидцы, подвыпивший Кайдановский блуждал в поисках туалета, когда его схватил за рукав дружинник. Пожилой человек с красной повязкой на рукаве заявил актеру, что тот… украл у него белила.

Александр отмахнулся от безумца, но тот налетал на него снова и снова, пока не встретился с кулаком Кайдановского. Нетрезвый актер вышел из себя и отметелил дружинника как следует. «Я тебя засужу! Мне наплевать, что ты артист!» — кричал старик, который к тому же оказался ветераном войны. Скандал получился очень громким. На Кайдановского завели уголовное дело. Ему грозил реальный тюремный срок за хулиганку, тем более что это было уже третье его свидание с милицией. Как ни старались друзья и коллеги, но спасти вспыльчивого актера от заключения могло только чудо. И оно случилось. На суд пришел уважаемый актер Михаил Ульянов и произнес убедительную речь в защиту Кайдановского, поручившись за молодого актера. Александру Кайдановскому дали условный срок. А вскоре его имя уже знала вся страна.

Из сварщиков в «Сталкеры»

Александр КайдановскийВ актеры Саша Кайдановский пошел неожиданно для всех. В школьные годы тихий и скромный мальчик всячески избегал выступлений на сцене и даже у доски не мог связать пары слов. Но на вступительных экзаменах в театральный вуз одноклассники его бы не узнали — откуда взялись такой напор, такая буря эмоций?

После школы Саша решил стать инженером, как отец, и пошел учиться в сварочный техникум, но вскоре его бросил. В 1965 году Кайдановский окончил Ростовское театральное училище и уехал в Москву, покорять МХАТ. Его приняли сразу, но через несколько месяцев учебы Александр ушел сам — по слухам, из-за конфликта с педагогами. Конфликт, разногласие, ссора, скандал — это визитная карточка Кайдановского, демонстрировавшего всем свой сложный «квадратный» характер. Удивительно, но в Щукинском училище он пришелся ко двору и смог получить диплом. После этого началось его скитание по театрам.

Кайдановский признавался, что Вахтанговская «корпорация» отравила в нем любовь к театральной жизни. «Что делает актер, когда ему не дают играть? — вопрошал Александр. — Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться».

По той же причине Кайдановский покинул МХАТ и Театр на Малой Бронной, где проработал совсем недолго. Параллельно он снимался в кино, но ему предлагали лишь эпизоды. От отчаяния молодой актер подался в армию, поступив в кавалерийский полк при «Мосфильме». Этот опыт оказался как нельзя кстати, потому что Кайдановскому предстояло сыграть роль, прославившую его на весь Советский Союз, ротмистра Лемке в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Актеру было уже под тридцать, в его багаже насчитывалось около двух десятков киноролей. Он считал, что лучше понимает своего героя, и не стеснялся спорить с режиссером. Последним «фирменным» аргументом Кайдановского стал кулак, которым он заехал в нос Михалкову. Никита Сергеевич смог простить вспыльчивость актера. В итоге выиграли все: фильм вышел на экран и был признан киноклассикой, а Александр Кайдановский стал известным актером и получил доступ к главным ролям.

Особенно красиво нестандартная внешность Кайдановского смотрелась в военной форме — эту черту часто эксплуатировали режиссеры. Пошли слухи о том, что на самом деле в жилах Александра течет голубая кровь, которую он скрывает, — уж слишком благородны его осанка и жесты, сыграть так невозможно. В творческой среде Кайдановского прозвали аристократом — он действительно обладал изысканными манерами и мог поддержать беседу на любую тему. Дамы млели от его галантных ухаживаний, а мужчины поражались его кругозору. Кайдановский много читал, собирал домашнюю библиотеку и заслужил репутацию ходячей энциклопедии. «Саша был одним из самых образованных людей, какие вообще мне в жизни встречались», — заявлял режиссер Сергей Соловьев. «Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе…» — вспоминал актер Леонид Филатов.

И конечно, все восхищались природным талантом Кайдановского. Он создавал запоминающиеся образы. Фильмы «Дети Ванюшина», «Пропавшая экспедиция», «Сталкер», «Десять негритят» и другие до сих пор любят, помнят и пересматривают многие зрители.

Четыре брака

Если карьера Кайдановского, несмотря на его неуживчивый характер, все же пошла в гору, то с личной жизнью у актера все было крайне запутанно. Еще пареньком в Ростове-на-Дону он влюбился в Ирочку — красавицу, отличницу, девочку из хорошей семьи. Конечно, родители считали, что Саша ей не пара. Поэтому он ухаживал за возлюбленной тайно: например, ранним утром забирался на дерево, чтобы оставить букет ромашек в форточке ее окна — на третьем этаже! Он поклялся ей в любви и обещал жениться. И даже вернулся из Москвы, чтобы сдержать свое слово, — увез жену в столицу, в бывшую дворницкую, находившуюся в подвале полуразвалившегося дома. Колыбелью их родившейся дочки Даши стала брошенная кем-то старая коляска. Жили бедно, но весело. В их каморке и днем, и ночью тусовались творческие личности — художники, музыканты, актеры, скульпторы. Не прекращались споры о высоком искусстве.

А однажды Ирина проснулась от громкого стука в дверь. Даже в отсвете тусклого уличного фонаря она увидела, как побледнело лицо ее мужа. «Это Валентина!» — одними губами прошептал Александр. А через минуту задребезжало стекло, и с подоконника на пол спрыгнула молодая женщина — красивая, чернобровая, с сумасшедшим блеском в глазах. Так Ирина познакомилась с любовницей мужа, актрисой Валентиной Малявиной. Боясь разбудить дочь, Александр вывел ночную гостью во двор, пообещав вернуться. Но домой пришел только утром — пьяный, с расцарапанным лицом, в рваной одежде. Кайдановский обещал расстаться с Малявиной, но возвращался к ней снова и снова — в течение шести лет. Они вместе пытались покончить с собой, резали вены, но каждый раз «чуть-чуть не до конца».

Восемь лет Ирина мирилась с изменами мужа, его загулами, пьянками, маленькой зарплатой и несносным характером. Нередко он поднимал на нее руку, но потом просил прощения. В конце концов бедная женщина забрала дочь и уехала, подав на развод.

А Кайдановский женился на молодой актрисе Евгении Симоновой, которая родила ему дочь Зою. Говорят, что пять лет их совместной жизни были самыми светлыми для Кайдановского.

Он наконец остепенился, бросил пить и не смотрел на других женщин. Но надолго его не хватило. Как будто стесняясь быть счастливым, он вновь принялся разрушать себя алкоголем и случайными связями. Евгения пыталась спасти мужа от него самого, но быстро поняла, что это невозможно. Развод был неизбежен.

Третьей супругой Кайдановского стала балерина Большого театра Наталия Судакова. В 1987 году она родила актеру сына Андрея, но даже появление ребенка не смогло спасти этот брак. Терпеть образ жизни супруга Наталия не собиралась — для нее были важнее карьера и ребенок. «Конечно, я жалею о разводе. Но с самого начала у нашего брака не было будущего», — признается балерина.

В 1995 году 49-летний актер заключил брак с начинающей актрисой Инной Пиварс, которая была моложе его на 23 года. Для Инны Кайдановский был кумиром, хоть ее и обвиняли в том, что она испортила ему жизнь. Насладиться счастьем молодожены не успели: спустя три недели Александр скончался. Так сложилось, что семейная жизнь для Инны превратилась в обязанности сиделки: она следила за приемом лекарств, кормила с ложечки, выносила судна, меняла простыни, помогала вставать — словом, выхаживала мужа после второго инфаркта. А он бодрился, убеждал молодую супругу, что им непременно нужно еще родить сына, делился творческими планами. Ведь в последние годы жизни Кайдановский подался в режиссуру, был членом жюри Каннского фестиваля, его фильмы завоевывали международные призы. Кроме того, он преподавал студентам актерское мастерство и был рад, что может поделиться своим опытом. Наконец-то ему дали двухкомнатную квартиру, ремонт которой скоро закончится — можно будет перебраться из коммуналки в свое первое жилье в Москве. «Эх, Инка, заживем!» — мечтал он. Однажды вечером Александр отправился на прогулку, чтобы подумать в одиночестве, но почувствовал сильную боль в груди. Третьего инфаркта избежать не удалось. Сам вызвал себе скорую и торопил приехавших врачей, но уже понимал, что помочь они не смогут. «Поздно…» — были его последние слова.

Александр Кайдановский скончался 3 декабря 1995 года в возрасте 49 лет.

Марина СОБОЛЕВА

РЕЖИССЕР ПОНЕВОЛЕ

«Я не могу сниматься у режиссера глупее меня…» — говорил Кайдановский. После «Сталкера» любая роль казалась ему мелкой, банальной. Эмигрировавший в Италию Тарковский приглашал его сниматься в своей «Ностальгии», но за границу Кайдановского не выпустили. И тогда он решил, что встанет по другую сторону камеры, и стал режиссером.

Загадки истории » Кумиры » Упавший ангел

, , , , ,   Рубрика: Кумиры 255 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,175 сек. Потребление памяти:9.07 mb