Ушу — символ Востока

Автор: Maks Янв 30, 2022

Миллионы людей по всему миру увлекаются разнообразными боевыми искусствами. Пожалуй, самые популярные из них — восточные единоборства. А благодаря кино они стали еще и зрелищными. И одним из самых узнаваемых является кунгфу, или ушу.

Самое древнее

Отметим для начала, что название «кунгфу» — это русская калька с южнокитайского (кантонского) произношения. Однако большинство жителей Поднебесной чаще употребляют термин «ушу», где «у» значит «боевой, военный», а «шу» — «искусство». В западном сознании название «кунгфу» закрепилось благодаря гонконгским фильмам-боевикам и известнейшим популяризаторам боевых искусств — Брюсу Ли и Джеки Чану. А поскольку в Гонконге говорят на кантонском диалекте, то именно термин «кунгфу» вошел в сферу массового искусства, а вслед за этим и в повседневную жизнь. И ушу, и кунгфу — по сути слова-синонимы. Но все-таки точнее говорить «ушу».

Единоборства, безусловно, являются одним из символов Востока. Япония, Китай, Корея, Таиланд и даже Филиппины — в каждом из этих государств есть свой особенный вид борьбы, а иногда и не один. Однако большинство известных сегодня восточных единоборств на самом деле возникли не так уж и давно — на рубеже XIX и XX веков. Определенные техники ведения ближнего боя без оружия существовали у разных народов и раньше, но они не были сведены в систему, не имели общепризнанных названий и тем более не являлись видом спорта. Так, одно из самых зрелищных и популярных в России единоборств — карате — стало преподаваться на его родине в Японии только в 1920-х годах.

Ушу, представляющее собой разные стили китайских боевых искусств, возникло намного раньше, хотя точной даты его появления, конечно, нет. Китайцы любят подчеркивать древность своей нации, и даже возникновение своей борьбы они относят к тем временам, когда, собственно, и китайской цивилизации еще не существовало. В первобытном обществе человек, столкнувшийся с очень суровой реальностью, естественным отбором и жестокой борьбой за выживание наиболее приспособленных, состязался с животными за среду обитания и охотился для пропитания. Для этого применялись различные техники атаки и защиты, такие как удары руками, ногами, прыжки и перекатывания. Позже, в процессе охоты, люди постепенно научились делать и использовать каменные орудия и деревянные инструменты. В эпоху клановых общин нередки были войны между племенами, поэтому на поле боя постоянно подводился итог полученного боевого опыта. Относительно успешные удары руками, ногами и оружием запоминали, обучали им и практиковали, что способствовало зарождению единоборств. Это был зачаточный период китайских боевых искусств.

Формирование единоборств как системы происходило в Китае между 2100 и 221 годами до н. э. С развитием человеческой цивилизации и совершенствованием оружия боевые искусства также вышли на новый этап, поскольку вечная спутница людей — война — никогда надолго не прекращалась. Начинали складываться разные техники боя. Основная их цель — подчинить противника, а также лишить его способности сопротивляться.

Формирование системы

Во времена династий Шан (1554-1046 гг. до н. э.) и Чжоу (1045-221 гг. до н. э.) в Поднебесной активно развивается производство изделий из бронзы, что способствовало появлению в том числе новых видов оружия, таких, например, как китайская алебарда гэ или ножи багуэ-юэ. Вместе с этим возникла и необходимость преподавания наиболее эффективных способов их использования. Важный метод обучения боевым искусствам в Древнем Китае — охота в поле, тоже появившийся во времена династии Шан. Он предполагал, в частности, умение побороться с диким зверем голыми руками.

Вступив в Эпоху сражающихся царств (476-221 гг. до н. э.), князья разных государств еще раздробленного Китая боролись за гегемонию. Все они придавали большое значение применению навыков боевых искусств на поле боя. В тот же период небывалого развития достигли процесс изготовления мечей и техника фехтования ими. К этому моменту система ушу была в основном сформирована, а затем продолжила развиваться и совершенствоваться. Впоследствии многочисленные армейские тренировки проводились не только для подготовки солдат, но и просто для поднятия их морального духа.

Со времен династий Цинь (221-206 гг. до н. э.) и Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) стали проводиться соревнования между выдающимися воинами, хорошо владеющими ушу. Эти мероприятия пользовались большой популярностью. Кроме собственно борьбы с партнером проводились так называемые танец с мечом и танец силы. Это показательные выступления, близкие к тому, что можно увидеть в наше время в исполнении, например, шаолиньских монахов.

Во времена династии Хань также появились так называемые стили образа и формы (сянсинцюань) — подражающие движениям и повадкам животных виды ушу. Это подразумевало не только внешнее повторение, но и полную внутреннюю самоидентификацию со зверем.

Ушу это прежде всего философияПостепенно эта сфера человеческой деятельности все больше стандартизировалась и даже бюрократизировалась. Императорский двор обнародовал требования к униформе боевых школ, издал стандарты для экзаменов по боевым искусствам, а также способствовал их унификации.

Во времена династии Мин (1368-1644 гг.) образовалось много разных стилей и школ, и ушу развивалось всесторонне. Раньше боевые искусства в основном передавались непосредственно через устное и физическое обучение учителем и в меньшей степени фиксировались на бумаге. Теперь же одни мастера стали записывать свои знания, а другие могли их комментировать. Так в текстах и изображениях было сохранено богатое наследие боевых искусств, что способствовало передаче навыков следующим поколениям.

Вместе с философией

В начале правления династии Цин (1644-1912 гг.), чтобы сохранить свое господство, маньчжурская знать, ставшая правящей в стране, ограничивала распространение боевых искусств. Это, с одной стороны, сказалось на их качестве. Школы не могли плодотворно общаться друг с другом и обмениваться опытом. Произошло географическое разделение на Южную и Северную школы ушу. Помимо этого, их разделяли еще и религиозные предпочтения — одни исповедовали буддизм, другие даосизм.

Однако ушу уже давно перестало быть только привилегией воинов и получило массовое распространение в народе. Кроме того, в Китае многие националисты были недовольны маньчжурским правлением и выступали за свержение династии Цин. Поэтому люди собирались подпольно и продолжали практиковать ушу в надежде, что навыки когда-нибудь пригодятся. Пригодились они, кстати, и во время восстания ихэтуаней (1898-1901 гг.) в их борьбе с иностранными интервентами.

Из-за того, что многие бунтовщики владели неизвестной борьбой, европейцы назвали все происходящее «восстанием боксеров». Правда, против пушек и пулеметов боевые искусства тогда оказались малоэффективными.

В 1920-х годах, уже после Синхайской революции и свержения династии Цин, в Китае начинают проходить регулярные соревнования по ушу. В то время оно приобрело современную форму и стало видом спорта. В 1936 году ушу впервые было продемонстрировано на Олимпийских играх в Берлине, что позволило широкому кругу иностранцев узнать о боевых искусствах Поднебесной.

После основания Китайской Народной Республики в 1949 году коммунистические власти придали большое значение развитию в стране ушу. Были открыты соответствующие специальности в спортивных колледжах и университетах. Широкое распространение также получило тайцзицюань, или просто тайцзи — «мирное» ушу, больше похожее на гимнастику. Именно им в парках и на площадях как в одиночку, так и в огромных группах часто занимаются китайские пенсионеры.

В новейшей истории Китая боевые искусства стали элементом кино, из-за чего об ушу сложилось несколько мифологизированное представление. В фильмах вроде «Дом летающих кинжалов» или «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» бойцы буквально летают по деревьям, а персонажи Джеки Чана вытворяют невероятные трюки в городской среде. Это впечатляет зрителя, но далеко от реальности. Ушу — это прежде всего духовное и физическое самосовершенствование, а не просто умение набить морду. Не зря оно тесно связано с традиционной китайской философией, а занимаются им в том числе в монастырях. В Поднебесной уверены, что тело и дух едины, поэтому развиваться нужно всесторонне, чему и помогает ушу.

Дмитрий СКРИПЧЕНКО

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 88 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,199 сек. Потребление памяти:8.99 mb