Загадка трёхликих икон

Автор: Maks Янв 30, 2022

В Свердловском краеведческом музее находится весьма любопытный экспонат XVIII века — образ некоего святого с тремя лицами и четырьмя глазами. Это одна из немногих сохранившихся в мире смесоипостасных икон, которые несколько столетий назад были признаны еретическими, а затем систематически уничтожались по всей Европе.

Три в одном

Подобные изображения появились на свет не случайно. Так иконописцы прошлых лет писали на иконах Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа — в одной ипостаси, а потому и название подобные святыни получили — смесоипостасные. Историки считают, что такие иконы появились в X веке, когда еще не до конца сформировались каноны изображения святых. Причем на Западе одно время художники даже писали так называемое «филиокве» — трехголового Христа, где лик каждой из глав являлся точной копией остальных. Однако подобные изображения святой Троицы продержались недолго. Филиокве имело немало противников, выступавших против подобного «кощунства», а потому вскоре ему на смену пришли смесоипостасные иконы.

Но в 1546 году папа римский Павел III собрал в итальянском городе Тренте (Триденте) Вселенский собор (позднее получивший название Тридентского), где с тех пор в течение почти двадцати лет (с небольшими перерывами) святые отцы обсуждали концепции ведущих христианских догматов. Великих решений тогда кардиналы приняли немало, и в их числе был запрет на смесоипостасное изображение святой Троицы. Вот только, судя по всему, верующие отнеслись к постановлению иерархов Церкви без должного уважения. А потому в 1628 году понтифик Урбан VIII вынужден был утвердить решение Тридентского собора относительно трехликих образов Троицы. После этого практически все сохранившиеся подобные изображения в Европе были безжалостно уничтожены.

Сегодня на Западе сохранились считаные единицы некогда многочисленных уникальных образов. Один из них находится в городе Охриде (Македония) — это фреска на стене притвора церкви Святого Климента. Подобная фреска, написанная в середине XIV века, сохранилась и в храме монастыря Матейче, что стоит в одноименном черногорском селе. Остальные же чудом уцелевшие смесоипостасные иконы можно в наши дни увидеть лишь в некоторых музеях.

Творение тобольского мастера

Смесоипостасная иконаВ нашей стране трехликая Троица была запрещена немного позже — в 1764 году, когда Священный Синод (орган, возглавляющий Церковь в царской России) издал указ, что иконы, «подобные еллинским богам, подлежат немедленному изъятию из храмов как еретические». Но все же тогда для потомков удалось сохранить несколько уникальных реликвий.

Дело в том, что русские в отличие от европейцев не сжигали запрещенные изображения Троицы, а просто убирали их из храмов и прятали подальше от досужих глаз. Одним из таких изображений и стала смесоипостасная икона, написанная в 1729 году тобольским иконописцем для кафедрального Благовещенского собора города Тюмени. Однако спустя некоторое время великолепный образ был перемещен в тюменский Свято-Троицкий монастырь, где несколько десятилетий занимал почетное место — он висел над царскими вратами главного храма обители.

Но в 1764 году руководству города из столицы пришло следующее предписание: «Согласно указу Священного Синода 11 июня 1764 г., предписывается, чтобы в иконных изображениях странные и нелепые непристойности все, конечно, пресечены были, и потому имеющийся над царскими вратами Троицкой церкви такой образ немедленно должен быть выставлен, или если от этого будет повреждение иконостаса, то переписан на другой образ по рассмотрению настоятеля». Вот только тогда верующий люд отнесся к данному «распоряжению свыше» крайне негативно.

Прихожане и насельники монастыря принялись рьяно защищать чтимую ими святыню и тем самым спасли трехликую Троицу от уничтожения. Опасаясь народного бунта, власти города не стали переписывать икону, как это было им приказано, а потихоньку перенесли ее в загородный Ново-Тихвинский женский монастырь. Когда же в 1926 году обитель, где нашло себе пристанище изображение «подобное еллинским богам», была закрыта, смесоипостасную Троицу передали Свердловскому краеведческому музею, где она находится и по сей день.

Уникальное Благовещение

Несмотря на запреты, создание трехликих икон не было забыто мастерами-иконописцами. Правда, теперь на созданных ими образах появились другие сюжеты, разрешенные Церковью. Примером тому служит уникальная реликвия «Благовещение. Господь Саваоф», что долгое время хранилась в музее-заповеднике «Александровская слобода» (Владимирская область). Эта великолепная реликвия была создана в 1791 году неизвестным талантливым мастером для Лукьяновской пустыни.

После закрытия обители в советское время удивительный образ был перенесен в соседнее село Бекшеево, где его в 1953 году и обнаружили сотрудники Александровского музея. Эта икона буквально потрясла их воображение. Она была создана из 16 тоненьких пластин, тесно прижатых друг к другу и закрепленных в раме таким образом, что они являли зрителю три разных изображения. Правда, это зависело от того, под каким углом человек смотрел на икону.

Ведь если взглянуть на нее справа, то можно было увидеть изображение Богородицы в серо-синем убрусе (покрывале), а слева — прекрасного юношу, архангела Гавриила с красным цветком в руке. Стоящий же прямо перед образом видел лик Саваофа (одно из имен Бога) — почтенного седовласого старца, из уст которого исходил Святой Дух в виде белоснежного голубя. Правда, в то время ее состояние было плачевным, а «таящиеся» в ней лики практически полностью утраченными. Восстановил же реликвию местный художник B.C. Жученков, благодаря которому образ обрел вторую жизнь.

Ограбление в Александрове

Вскоре отреставрированная реликвия заняла особое место в экспозиции «Александровской слободы», где и находилась до роковой даты — 3 сентября 1997 года. В тот день здесь, в выставочных залах, разыгралась сцена в традициях боевиков времен лихих 90-х. Незадолго до закрытия музея сюда ворвались несколько вооруженных грабителей. Угрожая пистолетами смотрителям и немногочисленным посетителям экспозиции, они в считаные мгновения профессионально отключили сигнализацию и, сорвав со стены икону, стремительно покинули место преступления.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что трехликое «Благовещение» было «заказано» неким неведомым и весьма состоятельным коллекционером. На это указывает тот факт, что вся дерзкая операция заняла буквально считаные минуты, а значит, в «Александровской слободе» «работали» самые настоящие профессионалы, услуги которых явно стоят недешево. Кроме того, лучшим сотрудникам правоохранительных органов так не удалось напасть на след украденной реликвии. Правда, спустя шесть лет после роковых событий, в 2003 году, на телеканале «Евроньюс» промелькнул сюжет рекламировавший некую выставку, где был показан образ весьма похожий на похищенный из «Александровской слободы».

Сотрудникам музея удалось связаться с автором репортажа — американской журналисткой Валери Забродски, но, увы, девушка ничем не смогла помочь в расследовании. Хотя она выдвинула предположение, что «Благовещенье» находится в одной из частных коллекций города Амстердама

С момента ограбления прошло более 24 лет, а икона так и не найдена. А значит, сотрудникам Александровского музея остается лишь уповать на старинное предание, гласящее, что рано или поздно украденные святыни обязательно возвращаются туда, откуда были похищены.

Елена ЛЯКИНА

  Рубрика: Загадки библии 77 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,213 сек. Потребление памяти:9 mb