«Я к вам пишу…»

Автор: Maks Ноя 4, 2021

Даже в наши дни всеобщего распространения Интернета и сотовой связи «Почта России» ежегодно обрабатывает несколько миллиардов писем. При этом система почтового обслуживания сложилась более полутора веков назад и до сих пор сохраняется в почти неизменном виде.

НАСЛЕДИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

В Древней Руси, как и во всех других странах того времени, почты в ее современном понимании не существовало: князья при необходимости посылали гонцов, а прочий люд отправлял весточки своим родственникам с попутными торговцами.

После монголо-татарского нашествия в русских княжествах началась организация почтового сообщения по образцу Золотой Орды. На главных дорогах, на расстоянии от 40 до 100 верст друг от друга, создавались почтовые станции с лошадьми и подводами, а доставкой почты стали заниматься специально назначенные для этого люди. От ордынцев же были заимствованы и соответствующие термины: станция получила название «ям» (от татарского слова «дзям», то есть «дорога»), а перевозчик почты — «ямщик» (от татарского «ямчи», что означает «проводник»), А все это вместе в народе именовали «ямской гоньбой».

В каждом княжестве «гоньба» была своя. Как единая система она сформировалась только с образованием централизованного Московского государства.

Этой службе придавалось большое значение. Великий князь Иван III, к примеру, лично подписывал подорожные грамоты, в которых указывались конечный пункт поездки и количество лошадей, а в определенных случаях — и снабжение ездоков продуктами.

В начале XVI века Василий III учредил Ямской приказ. Помимо содержания ямов и обеспечения их ямщиками, этот орган контролировал также и доставку почты, под которой понимались прежде всего казенные документы.

Что же касается частных лиц, то для отправки своих посланий им приходилось ждать подходящего случая и договариваться с ямщиками. А поскольку такие способы доставки писем были крайне неудобны, в 1665 году правительство приняло предложение голландца Яна ван Сведена о создании почты по европейскому образцу.

Согласно заключенному договору, за казенные деньги голландец должен был на своих лошадях и своими людьми дважды в месяц доставлять в Москву европейские газеты, а попутно (за плату) возить письма иностранных купцов.

Судя по всему, ван Сведен не оправдал ожиданий, потому что через три года его сменил немец Леонтий Марселис, который обязался возить газеты бесплатно (силами ямщиков, подчинявшихся Ямскому приказу) и к тому же еженедельно. Так появилась первая в России регулярная международная почтовая линия, связавшая Москву с Ригой. Через полгода заработало еще одно направление — до Вильно. Там корреспонденция передавалась польским почтмейстерам, которые доставляли ее европейским адресатам.

Предприимчивый немец получал доход за счет доставки писем купцов, которым велели пользоваться только его услугами. При этом стоимость пересылки заметно увеличилась.

Марселис требовал, чтобы ямщики набирались из благонадежных людей и носили единообразную одежду: зеленые кафтаны с орлом из красного сукна на правой стороне груди и почтовым рожком — на левой.

НА КОММЕРЧЕСКОЙ ОСНОВЕ

«Немецкая» почта обслуживала в основном международные связи, тогда как частные отправители были заинтересованы в ведении переписки и внутри страны. А между тем, после того как в 1675 году почтовую службу возглавил Андрей Виниус, положение дел даже несколько ухудшилось. Если до того почтовые перевозки осуществлялись в определенные дни даже без казенной надобности, то Виниус в таких случаях почту вообще не отправлял, не обращая внимания на запросы частных лиц.

В 1701 году почта была передана в ведение переводчика Посольского приказа Петра Шафирова. Хотя она по-прежнему работала на коммерческой основе, Петр I не обошел ее своим вниманием. Он упорядочил оформление подорожных грамот и оплату прогонных денег ямщикам, но в то же время в годы Северной войны постоянно привлекал их к перевозкам полковой казны, пушечных припасов и ратных людей.

С основанием Петербурга было налажено (дважды в неделю) почтовое сообщение с Москвой. В обеих столицах, а также в Риге, появились почтамты, а в 1719 году был издан указ об организации почтовой связи Петербурга со всеми «знатными» городами страны. В 1721 году появилась должность генерал-почтмейстера, которому подчинялись и «немецкая» почта, и ямская служба, по-прежнему работавшие независимо друг от друга.

Несколько ранее была учреждена военно-полевая почта, а также созданы почтовые конторы в ряде сибирских городов, сообщение с которыми осуществлялось раз в месяц.

К концу правления Петра I общая протяженность почтовых путей превысила 10 тысяч верст. Но и этого было недостаточно, так как многие крупные города все равно оставались в стороне от почтовых путей.

ДРОВА ДЛЯ ГУБЕРНАТОРА

ЯмщикНа бескрайних просторах Российской империи создание регулярной почтовой службы растянулось на долгие десятилетия. Почтовые конторы в главных городах губерний и уездов появились только в 1740 году, а «немецкая» почта и ямская служба продолжали существовать раздельно вплоть до 1782 года. Проблемы в почтовом деле возникали из-за больших , расстояний и плачевного состояния многих дорог. Но имелись и другие сложности.

Так, возглавивший в 1727 году почтовое ведомство вице-канцлер Андрей Остерман уже в скором времени столкнулся с целым рядом злоупотреблений. Выяснилось, например, что воеводы и губернаторы заставляли ямщиков бесплатно возить для них различные грузы и даже дрова, а тех, кто отказывался, заковывали в кандалы или били батогами. Естественно, при таком положении дел желающих поступить на ямскую службу находилось мало. Поэтому Сенат постановил нещадно штрафовать виновников подобного беспредела.

Нередко обнаруживалась еще одна проблема: ездоки платили ямщикам положенные прогонные деньги, но при этом нагружали сани или повозку сверх всякой меры. Императрица Анна Иоанновна была вынуждена издать указ, ограничивавший нагрузку на лошадь 10 пудами. Тем же указом увеличивалось количество лошадей на почтовых станциях, а также запрещалось под страхом телесных наказаний и даже смертной казни ругать непристойными словами почтовых служителей или вести себя с ними по-хамски.

Царствование Елизаветы Петровны, любившей хорошо поесть, отметилось созданием так называемой «фруктовой почты» от Москвы до Астрахани для доставки фруктов к высочайшему столу, а также некоторыми странными распоряжениями. Так, однажды императрица приказала привезти из Москвы в Петербург лучших дьяконов и не выдавать никому подорожных, пока это не будет исполнено.

Внесла свою лепту в организацию почтовой службы и Екатерина II. При ней была усовершенствована обработка корреспонденции и введена единая такса ее оплаты, зависевшая от веса письма и расстояния доставки. Кроме писем, стали принимать еще и посылки. Появились почтамты в Киеве, Вильно, Тамбове и Казани.

ПОЧТА ЗА ПЯТЬ КОПЕЕК

В 1802 году был создан Почтовый департамент, а в 1884 году — Главное управление почт и телеграфов.

В середине XIX века такса за пересылку писем перестала зависеть от расстояния, появились штемпельные конверты, которые уже не нужно было запечатывать сургучом, а с 1 января 1858 года начался выпуск почтовых марок.

В 1833 году в Петербурге появилась городская почта: в 45 мелочных лавках были открыты пункты для приема корреспонденции. Теперь каждый желающий мог прийти туда, предъявить хозяину лавки свое письмо и, уплатив пять копеек серебром, опустить его в установленный здесь же почтовый ящик. Трижды в день штатные письмоносцы обходили лавки, забирали письма и доставляли их на почтамт. Оттуда почтальоны разносили письма по адресам. Нововведение оказалось настолько востребованным, что уже в скором времени количество таких приемных пунктов перевалило за сотню.

В 1845 году примеру Петербурга последовала Москва, а к концу XIX века городская почта появилась во всех городах России.

Гораздо хуже обстояли дела с почтовой связью в сельской местности. Жителям сел и деревень для отправки или получения письма приходилось ездить в ближайший город — за десятки, а то и сотни верст. Правда, существовала так называемая «сельская почта», но она обслуживала лишь местных священников, крупных владельцев недвижимости и волостные управления.

Ситуация стала меняться в лучшую сторону только после 1864 года, когда на местах были созданы органы земского самоуправления, занимавшиеся, в частности, и доставкой почты. В результате сельские жители смогли получать письма, газеты и журналы, денежные переводы и посылки.

Земская почта просуществовала до начала XX века, пока ее не вытеснили государственные почтовые учреждения.

Дальнейшие изменения в почтовом деле касались только средств доставки, то есть перехода от гужевого транспорта к автомобильному и железнодорожному, тогда как созданная в те времена система дожила до наших дней.

Федор АЛЕКСАНДРОВ

, ,   Рубрика: Праздники, нравы и традиции 60 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:35. Время генерации:0,187 сек. Потребление памяти:10.58 mb