Банная история

Автор: Maks Июл 16, 2022

На протяжении веков баня в жизни россиян играла значительную роль. Не только как помещение, где мылись и парились, но и как место релаксации, духовного очищения, дружеского общения. Баня широко использовалась в лечебных целях как эффективное средство от многих недугов. Корни банной истории уходят в далекое прошлое.

Шаманы и духи

У различных народов мира можно найти свои уникальные традиции в строительстве бань и пользовании ими.

Индейские племена Америки возводили бани из камней, которые обмазывали глиной. В качестве источника жара также использовались камни. Их накаляли на разведенном костре, а затем заносили внутрь помещения на сетках, сплетенных из прутьев. Камни поливали настоем галлюциногенных растений.

Шаманы умело использовали банные процедуры для мистического ритуала общения с предками (он назывался «инипи»). Целью ритуала «инипи» было введение присутствующих участников в состояние наркотического транса, сопровождаемого иллюзорными видениями. Шаман бил в бубен и выкрикивал заклинания, которые будили воображение одурманенных соплеменников. В результате индейцам являлись образы умерших родных, с которыми они общались, а иногда даже получали советы, как действовать в той или иной ситуации.

В результате таких мистических ритуалов роль шамана приобретала особый сакральный смысл. Индейцы воспринимали его как мостик для общения с духами предков.

Комфортабельные бани строили в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Египте. По свидетельствам путешественников-россиян, в Китае XVII века «имелись мыльни, а в них чудодействовали лекари, умевшие снимать многие хвори».

Известно, что древнекитайские лекари, работавшие при банях, практиковали целебные припарки, массаж, иглоукалывание, поили своих пациентов отварами трав. Все это они совершали после процедуры омовения в специальных помещениях.

Термы и готы

В Древнем Риме бани назывались термами. В терме имелось несколько помещений: предбанник, или аподитериум, где посетители раздевались. Затем они совершали омовение в бассейне тепидариума (помещении с температурой 37-40°С) и переходили в лакониум, где температура достигала 60° С. Далее их ждала парная (каллидариум) с температурой 85″С. Таким образом происходила постепенная подготовка организма к высоким температурам.

После парной любитель банной церемонии расслаблялся и отдыхал в фригидариуме, непременным атрибутом которого был бассейн с прохладной водой.

В лавариуме делали массаж и втирали в кожу различные масла.

В общественных термах действовала система центрального отопления с подогревом пола и стен. В термах также располагались библиотеки, гимнастические залы, комнаты для общения и бесед. Римляне считали бани своеобразными центрами общественной жизни и регулярно назначали там встречи. Как чисто дружеские, так и для решения важных деловых вопросов. Регулярное посещение терм считалось не только хорошим тоном, но и мощным оздоравливающим фактором.

Термы Рима не пережили нашествия готов в VI веке. Завоеватели разрушили водопроводы, чем нанесли непоправимый урон. Продолжали работать термы в некоторых районах средневековой Италии, не затронутых набегами готов.

Сохранились они также в Константинополе и других крупных городах Византии.

Заслуженную славу получили термы в британском курортном городе Бате, где они питались от природных источников.

Развитая банная культура существовала и в Древней Греции. По свидетельствам историков, древнегреческий врач Гиппократ регулярно прописывал больным банные процедуры.

Чесалки и блохоловки

С ростом городов Европы в IX-X веках в них появились публичные бани, где можно было не только совершать омовения, но и пользоваться услугами парикмахера.

Люди посещали бани столь же часто, как и церкви. От античных врачей средневековые лекари унаследовали представление о пользе парилки для здоровья. Однако после массовой вырубки лесов в Европе и острой нехватки дров для топки бань они стали постепенно исчезать на европейских просторах.

Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика. Священники проповедовали, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным и подлежит осуждению.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие годы погрязла не только в собственных нечистотах, но и в болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347-го по 1350 год унесли жизни миллионов европейцев!

На долгие годы банная культура в западноевропейских странах была полностью утрачена, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской, она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж.

Король Испании Филипп II, также не мывшийся в течение жизни, скончался в страшных муках, терзаемый чесоткой и подагрой.

Чесотка мучила и папу Климента VII, а его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Не случайно дизентерию стали называть «болезнью грязных рук».

Российские послы в странах средневековой Европы жаловались на неприятные запахи, исходившие как от простолюдинов, так и от представителей местной знати. В своих реляциях они также сообщали, что в Европе огромное распространение получили блохи и вши.

Не случайно непременными атрибутами европейских хижин и дворцов были чесалки, блохоловки и специальные блюдца для того, чтобы давить на них блох.

Дуб и береза

Летописи указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян начиная с V-VI веков. Тогда в их лексиконе появились словечки для обозначения бань: «мовница», «мыльня», «влазня».

После крещения Руси, когда Церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

Иностранцев поражали банные процедуры россиян с их парилками, Непременными вениками и окунаниями в студеную прорубь.

На Руси всегда ценились мастера-парильщики, которые создали целую культуру применения банных веников. Для вязки веников использовались разные породы деревьев: береза, дуб, хвоя, липа. К основному букету добавлялись целебные травы — мята, мелисса, полынь или шалфей.

Считалось, что, парясь березовыми вениками, люди улучшают работу легких, заживляют повреждения кожи, способствуют расслаблению, кроме того, веники впитывают пот и выводят шлаки из организма.

Дубовые веники помогают снизить давление и улучшить кровообращение. Они показаны людям с жирной кожей — листья дуба очищают ее и делают упругой.

Эфирные масла, содержащееся в хвойных вениках, оздоравливают легкие.

Липовые веники также благотворно влияют на органы дыхания. Массаж ими снижает головную боль, приносит приятное расслабление.

Баня на Руси была весьма демократичным заведением, что повергало иностранцев в ступор. Александр Дюма (1802-1870) в романе «Учитель фехтования» так описал баню, увиденную им в городе на Неве: «Открыв дверь банной комнаты, я остолбенел: мне показалось, что какой-то новоявленный Мефистофель без моего ведома доставил меня на шабаш ведьм. Шум, гам, крики. Стыда у русских не малейшего: мужчины моют женщин, женщины моют мужчин. Минут через десять я пожаловался на жару и убежал, возмущенный этой безнравственностью, которая здесь, в Петербурге, считается настолько естественной, что о ней даже не говорят».

По-черному и по-белому

Банная историяДомашний очаг и баня издревле глубоко почитались славянами. Долгие годы на Руси в большинстве были бани, которые топили «по-черному». В них отсутствовал дымоход, а в качестве естественной вентиляции использовались периодически открывающиеся двери. После завершения протапливания дверь закрывали, а полок, лавки и пол обмывали водой от сажи. Перед использованием баню выдерживали около получаса, чтобы она просохла и набрала жар.

Затем остатки углей выгребали, а первый пар выпускали, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого россияне начинали париться.

Позже стали возводить бани, топившиеся по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, снабженная дымоходом.

Большим поклонником банных процедур был император Петр Великий. Он поощрял строительство бань и поначалу не облагал их пошлинами. Однако в 1704 году самодержец решил пополнить казну банными налогами. Причем они взимались не только с общественных бань, но и с частных. Бояре вносили в казну 3 рубля, стрельцы, казаки и крестьяне — по 15 копеек в год.

Петр не изменял привычке посещать баню даже в походах. Хвори лечил в парной. Придворный лекарь поил царя целебными отварами трав, а парильщик хлестал императора березовыми вениками.

Когда строился Петергоф, Петр первым делом приказал возвести баню с паром для персонального пользования. Она ничем не отличалась от городских заведений, за исключением одного нюанса. Вместо камней на печи лежали огромные пушечные ядра, которые быстрее прогревали помещение, дольше держали тепло и были долговечнее.

Следующие российские властители также поощряли строительство бань.

К началу 1870-х годов в Петербурге с населением более 650 000 человек работали полсотни общественных (их тогда называли торговыми) бань, а к началу XX века их количество приближалось к семидесяти.

Власти отслеживали санитарную обстановку в заведениях и лимитировали количество желающих совершить банную процедуру. Как правило, в общественной бане одновременно мылись до ста человек.

Банная культура сохранилась в России до наших дней. При этом люди могут выбирать между русской парной и ставшей весьма популярной финской сауной. Но одно остается непреложным: как и много лет назад, многие россияне регулярно посещают бани.

Владимир ПЕТРОВ

  Рубрика: Праздники, нравы и традиции 645 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,283 сек. Потребление памяти:9.66 mb