Зачем ас Гитлера летал в Москву?

Автор: Maks Окт 23, 2021

В истории СССР было два случая, когда иностранный самолет, беспрепятственно без разрешения пролетев полстраны, садился в Москве. Первый раз это проделал в 1941 году германский самолет «Юнкерс 52», который приземлился на Ходынском поле. Вторым был скандальный полет Матиаса Руста, который и вовсе сел на Красной площади.

И к этим перелетам замечательно подходит фраза философа Гегеля о том, что все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй — как фарс.

Загадочный полет

15 мая 1941 года немецкий самолет «Юнкерс-52» пересек государственную границу СССР со стороны Германии и направился на восток над территорией Советского Союза. Проделав немалый путь по советской территории через Белосток, Минск и Смоленск, сидевший за его штурвалом фашистский ас прилетел в Москву и беспрепятственно сел на столичном аэродроме возле стадиона «Динамо».

Никаких мер к прекращению его полета со стороны органов противовоздушной обороны РККА принято не было. В своих мемуарах один из руководителей советской разведки Павел Судоплатов позднее написал, что беспрепятственный перелет немецкого самолета в 1941 году вызвал переполох в Кремле и привел к волне репрессий в среде военного командования.

Конечно, ПВО тогда работала в иных условиях, локаторов у этой службы не было, приходилось полагаться на зрение и слух. А точнее, на звукоулавливающие установки и бинокли. «Юнкерс» наблюдатели засекли в небе над СССР, когда он углубился на советскую территорию на 29 км.

Позднее в приказе наркома обороны СССР Семена Тимошенко №0035 от 10 июня 1941 года «О факте беспрепятственного пропуска через границу самолета Ю-52 15 мая 1941 года» подробно расписывалось, кто, где и в чем допустил преступную халатность.

В частности, в нем говорилось, что посты воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) 4-й отдельной бригады ПВО Западного особого военного округа после обнаружения в небе «юнкерса», не зная силуэтов германских самолетов, приняли его за рейсовый самолет ДС-3 и никого о появлении внерейсового Ю-52 не оповестили.

Командование ВВС повело себя странно. Оно не только не подняло в воздух истребители для перехвата самолета-нарушителя, но и содействовало его дальнейшему полету. В приказе наркома Тимошенко об этом было сказано так: «Начальник штаба ВВС КА генерал-майор авиации Володин и заместитель начальника 1 -го отдела штаба ВВС генерал-майор авиации Грендаль, зная о том, что самолет Ю-52 самовольно перелетел границу, не только не приняли мер к задержанию его, но и содействовали его полету в Москву разрешением посадки на Московском аэродроме и дачей указания службе ПВО обеспечить перелет».

Версии и догадки

Самолет «Юнкерс 52»В этой истории полно загадок. А вернее, она просто соткана из них. И одной из таких загадок стали мягкие санкции к провинившимся, указанные в приказе №0035. Народный комиссар обороны СССР Семен Тимошенко объявил выговоры руководителям ПВО — командующему Западной зоной ПВО генерал-майору артиллерии Сазонову и начальнику штаба 4-й бригады ПВО майору Автономову. А руководителям ВВС — начальнику штаба ВВС генерал-майору авиации Володину и заместителю начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майору авиации Грендалю и вовсе объявил всего лишь замечание. И это при том, что тогда в СССР расстреливали и за меньшие упущения!

Напрашиваются две версии. Или мягкими санкциями хотели скрыть позор руководства РККА, «севшего в лужу». Или перелет был не таким уж тайным.

Историки склоняются к версии о том, что это был просто очередной перегон самолета согласно имеющемуся у СССР контракту с Германией на поставку самолетов Ju-52. И данный инцидент был банальным недоразумением из-за несогласованности даты перегона очередного самолета, отчего не были поставлены в известность соответствующие службы и наркомат обороны. Правда, пишут, что спустя некоторое время «юнкерс» вылетел обратно в Германию.

Беллетристы предпочитают иную версию. Согласно ей, Адольф Гитлер отправил самолет, чтобы передать напрямую Иосифу Сталину некое личное послание. Эту версию первым выдвинул Игорь Бунич, причем даже привел в своей книге текст письма, происхождение которого неизвестно.

Согласно тексту этого письма, Гитлер заверял Сталина, что его целью является Англия, и просил не обращать внимания на сосредоточение немецких войск у германо-советской границы. Он якобы обещал: «Примерно 15-20 июня я планирую начать массированную переброску войск на запад с Вашей границы. При этом убедительнейшим образом прошу Вас не поддаваться ни на какие провокации, которые могут иметь место со стороны моих забывших долг генералов…».

Пишут, что это письмо было дезинформацией, на которую Сталин поддался. А Гитлер в день отправки «юнкерса» с письмом в Москву, 15 мая 1941 года, приказал закончить приготовления к нападению на СССР и при этом подчеркнул: «Решающее значение должно быть придано тому, чтобы наши намерения напасть не были распознаны».

Приказано: расстрелять!

Хотя в приказе наркома Тимошенко за допущение незаконного перелета немецкого самолета в Москву фигурировали только лишь выговоры и замечания, но считается, что на самом деле последовали гораздо более жесткие санкции. Были арестованы советские асы, Герои Советского Союза, отличившиеся в небе над Испанией.

31 мая 1941 года был арестован командующий ВВС Московского военного округа генерал-лейтенант Петр Пумпур. А 7 июня арестовали начальника Главного управления ПВО РККА генерал-полковника Григория Штерна.

Правда, в предъявленных им обвинениях злополучный «юнкерс» не присутствовал. Но на них навесили столько грехов, что он и не требовался. Герои-летчики обвинялись в связях с левыми эсерами, с троцкистами, в участии в «антисоветском военно-фашистском заговоре в РККА», в предательском руководстве боевыми действиями в Испании и в наличии родственников за границей. Оба они были в скором времени расстреляны.

Трагизм ситуации состоит не только в том, что Сталин поддался на дезинформацию Гитлера и «проспал» нападение Германии на Советский Союз. А еще и в том, что задолго до этого нападения он уничтожал самых умных и талантливых руководителей РККА. В том числе самых искусных командиров ВВС.

Среди попавших под репрессии, например, оказался Яков Смушкевич, генерал-лейтенант авиации, бывший руководитель ВВС РККА. Он стал первым в СССР дважды Героем Советского Союза (за Испанию и Халхин-Гол). Но это не уберегло его от ареста 8 июня 1941 года. Причем Смушкевич и Штерн были расстреляны без суда.

Героев пустили в расход по предписанию Берии 28 октября 1941 года в поселке Барбыш Куйбышевской области в числе 25 заключенных, вывезенных из осажденной Москвы.

Олег ЛОГИНОВ

  Рубрика: Специстория 466 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,115 сек. Потребление памяти:11.58 mb