«Железный конь» — мотоцикл

Автор: Maks Фев 23, 2022

Сегодня под словосочетанием «железный конь» чаще подразумевается автомобиль. Хотя будет правильнее таковым назвать мотоцикл, ибо и посадка, и стиль езды на нем больше приближены к верховой езде. А появление мотоциклов стало возможно лишь после изобретения двигателей.

Слово «мотоцикл» в русском языке получилось путем сложения двух слов. Первое — латинское слово motor («приводящий в движение»), а второе — греческое κυκλος («круг, колесо»).

Самобеглый костотряс

По теории Дарвина, человек разумный появился, эволюционировав из человекообразных приматов. Таким же «приматом» для мотоцикла явился велосипед. Возникнув в первой половине XIX века, в 1853 году он был усовершенствован французским каретных дел мастером Мишо. Изделие еще называли костотрясом. Велосипед был деревянным, без рессор и амортизаторов, а его колеса были «подкованы» железными полосками.

Первые модели приводились в движение посредством отталкивания ездока ногами от земли. Позднее Мишо придумал педали, которые крутили переднее колесо. Разумеется, вскоре инженеры задумались, как заставить эту конструкцию передвигаться без мышечных усилий человека.

Первым подобную задачу вызвался решить соотечественник Мишо — французский инженер Луи-Гийом Перро. В 1868 году он оснастил переднее колесо велосипеда Мишо массивным маховиком, который позволял ездоку немного отдохнуть, ибо колесо из-за маховика продолжало испытывать действие крутящего момента. Спустя год он запатентовал одиночную трубную раму, что облегчило вес велосипеда.

Но инженер еще и решил оснастить конструкцию двигателем. Сначала Перро решил поместить электрический мотор на заднем колесе и питать его от аккумулятора. Однако уровень электротехники не позволил реализовать эту задумку на практике. Поэтому француз навесил на раму небольшой паровой двигатель, который приводил в движение заднее колесо. На тот момент в Европе уже колесили самобеглые дилижансы на паровом двигателе. Но разместить такой массивный мотор на раме велосипеда был проблематично. Поэтому Перро диверсифицировал паровой двигатель, переведя его с угля на горючие жидкости типа винного спирта, керосина или растительного масла. Инженер связывал надежды с массовым выпуском своего мотоцикла ценой в 3000 франков и даже заказал ему рекламу. Увы, грянувшая франко-прусская война поставила крест на планах изобретателя.

Сегодня паровой мотоцикл Перро находится в музее замка Скьо провинции Иль-де Франс. Кстати, американцы пытаются оспорить первенство Перро, ссылаясь на изобретение Сильвестра Говарда Роупера. В 1868 году он установил на велосипед двухцилиндровый паровой двигатель, работающий на угольной крошке. Однако детище янки больше походило на двухколесный паровоз, водитель которого время от времени слезал с него и кидал уголь в топку.

Первый «Мерседес»

Почти весь XIX век паровые двигатели считались перспективнее, чем двигатели внутреннего сгорания (ДВС). В 1853 году итальянцы Николо Барсанти и Феличе Маттеуччи разработали первую версию такого мотора. Он был намного безопаснее и имел меньшие габариты нежели паровые собратья. Однако его КПД оставлял желать лучшего. В 1860 году бельгиец Жан Этьен Ленуар создал свой ДВС, работающий с воспламенением газовой смеси от электрической искры. Но детище Ленуара тоже имело КПД лишь 4%. Улучшить движок решил немецкий инженер Николаус Август Отто, сделавший ставку на четырехтактный двигатель. Его заслуга состояла в том, что он первым догадался создать правильную пропорцию горючей смеси и окислителя. В 1876 году Отто запатентовал первый в истории четырехтактный двигатель с классической схемой: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск.

Инженеры из компании Отто — Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах — предложили шефу ряд улучшений, но он лишь отмахнулся. Однако те собрали свой движок — двухтактный, с простой системой газораспределения. Каково же было их удивление, когда они узнали, что в 1878 году такой же мотор уже запатентовал другой немец — Карл Бенц. Тем не менее Даймлера и Майбаха это обстоятельство не остановило, и они организовали свое производство моторов. В отличие от Бенца, ставку инженеры сделали на бензин.

В 1885 году Даймлер и Майбах закончили создание своего бензинового карбюраторного двигателя мощностью в 1,5 лошадиной силы и решили его испытать. Выбор пал на велосипед, который стал первым в мире мотоциклом с двигателем внутреннего сгорания. На испытаниях Майбах развил на нем скорость в 12 км/ч, а позднее коллеги получили патент на мотоцикл с ДВС.

Мотоцикл Генриха и Вильгельма ХильдебрандОднако немецкие инженеры не ставили целью выпуск мотоциклов, это был лишь промежуточный этап в создании автомобиля. Поэтому их двухколесное детище так и осталось в единственном экземпляре. Впрочем, первое серийное производство мотоциклов не заставило себя долго ждать. В 1894 году братья Генрих и Вильгельм Хильдебранд начали выпускать мотоцикл с ДВС, который развивал сумасшедшую скорость — 45 км/ч! Несмотря на то что мотоцикл имел двухцилиндровый четырехтактный двигатель, многие элементы его конструкции были скопированы с прототипа с паровым двигателем, изготовленного братьями Хильдебранд в 1889 году. За три года компания выпустила порядка двух тысяч экземпляров.

Из BMW в «Урал»

Начало XX века ознаменовалось бурным техническим прогрессом — в том числе и в области мотоциклетостроения. Каучуковые шины, пружинные подвески, электрическое освещение и искровое зажигание, коробка передач со сцеплением, цепной привод, распылительный карбюратор, воздушное охлаждение — все это превращало велосипед с моторчиком в солидную и технически сложную машину. Из забавного устройства, способного ехать со скоростью бегуна, мотоцикл за каких-то 20 лет превратился в мощное и скоростное средство передвижения.

Среди нововведений столетней давности — широкое применение алюминия, обустройство в едином блоке мотора и коробки передач, телескопические амортизаторы, карданный привод, резонансные сигарообразные глушители и даже электростартер. В 1907 году в США компания Harley-Davidson стала устанавливать на свои мотоциклы двигатели V-Twin мощностью 7 лошадиных сил, которые удваивали мощность и позволяли разгоняться до 100 км/ч. Типичный мотоцикл 1920-х годов, хоть и имел раму велосипедного типа с низко установленным тяжелым двигателем, уже был быстроходен. Правда, двигатель передавал момент на колесо все еще ременной передачей. Выросшая в те годы популярность мотогонок тоже внесла свою лепту в развитие мотоциклетостроения. К концу 1930-х годов компоновка мотоцикла стала напоминать современную — рама повышенной жесткости, мотор и трансмиссия в единой алюминиевой оболочке, каплеобразный бензобак.

Тогда же, в 1930-е годы, стартовали первые серийные производства мотоциклов в СССР — в Ленинграде, Ижевске, Подольске, Таганроге и Серпухове. Связано это было прежде всего с оборонной тематикой, ибо вермахт уже тогда уделял внимание мотоциклетным частям как альтернативе тачанкам. При отсутствии опыта первые советские мотоциклы были калькой с европейских и американских моделей.

В конце войны СССР в качестве репараций получил немецкие заводы по выпуску мототехники и стал выпускать немецкие модели под советскими марками. Это сыграло злую шутку с советским мотопромом. В то время как стартовавшие с нуля мотопроизводства в ФРГ, Италии и Японии предлагали новые и передовые решения, советские инженеры были вынуждены модернизировать те модели, которые было возможно выпускать на трофейном оборудовании.

Прохор ЕЖОВ

  Рубрика: Люди и вещи 86 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,251 сек. Потребление памяти:9 mb