Жёлтая субмарина для интуриста

Автор: Maks Фев 7, 2023

Подводную лодку «Нептун», сошедшую со стапелей завода «Севмаш» осенью 1990 года, ждала несчастливая судьба. Первая в СССР малогабаритная гражданская субмарина, предназначенная для увеселения отдыхающих, так и не покатала советских граждан. Проведя три года в Карибском море, она вернулась в Северодвинск для ремонта и встала на вечный прикол, постепенно превращаясь в ржавый памятник самой себе.

Советский Союз, как и его правопреемница Россия, всегда входил в топ великих судостроительных держав, имея в том числе один из лучших подводных флотов. В состав ВМФ входили самые разные субмарины: малые, средние, большие стратегические, на атомном и дизельном ходу, со всевозможными типами вооружения всех уровней смертоносности. Однако список гражданских подводных судов ограничивался в основном лодками исследовательскими.

Конверсия от«Ихтиандра»

Мода на производство коммерческих подводных кораблей родилась с подачи группы Жака Ива Кусто. В первой половине 1980-х годов в теплых морях появился целый выводок финских, американских, канадских мини-субмарин. Прогулочная подводная лодка работала даже на шотландском озере Лох-Несс, демонстрируя тайные места обитания чудовища.

В ноябре 1989 года на «Северном машиностроительном предприятии» в Северодвинске начались работы в рамках проекта 19730 «Ихтиандр». Для завода, выпускавшего атомные ракетоносцы, строительство сверхмалых субмарин, которые предполагалось использовать как коммерческие суда для подводных экскурсий, было абсолютным новшеством. Для начала судостроители планировали выпустить три аппарата.

Римские боги севера

Осенью 1991 года первая субмарина, разработанная в КБ «Рубин», была спущена на воду. Судно называлось «Нептун», имело 28 метров в длину, 4 метра в ширину и 165 тонн водоизмещения. Корпус, выполненный из легированной стали толщиной 15 миллиметров, был рассчитан на погружение на глубину до 60 метров, рабочая же глубина определялась в 30-40 метров. Аппарат вмещал 44 пассажира. Салон оборудовался двумя десятками больших иллюминаторов диаметром по 60 сантиметров каждый и двумя рядами кресел.

Лодка, двигаясь с помощью электромоторов, развивала скорость до двух узлов в подводном положении и могла совершать по шесть-семь часовых погружений за день. Экипаж состоял из трех человек: капитана, механика и гида-экскурсовода, рассказывавшего туристам о подводных достопримечательностях и ходе погружения.

Выглядела коммерческая лодка весьма эффектно, поскольку кто-то из разработчиков, вероятно большой поклонник «Битлз», предложил выкрасить корпус в ярко-желтый цвет.

Ходовые испытания детище северодвинцев успешно прошло в 1991 году в районе Соловецких островов. Оставалось прикрепить лодку к побережью какого-то оживленного курортного городка у теплого моря и грести деньги. Постройка судна обошлась недешево, и, чтобы быстро окупить затраты, аппарат должен был эксплуатироваться как можно интенсивнее и желательно круглогодично. Моря, омывавшие берега Советского Союза, большей частью были холодными. Даже теплое Черное море подходило не очень: слишком мутная вода, слишком небогатая флора и фауна.

Вполне возможно, что те, кто затеял строительство экскурсионной субмарины, не имели ничего против отдыхающих сограждан лично, но слишком многие из так называемых красных директоров уже поняли, что перестройка кардинально изменит текущий момент. Рыба ищет, где глубже, человек — где лучше, а значит, следовало искать максимально подходящее море и максимально платежеспособную публику.

К 1992 году не стало СССР. Уже находясь в юридическом поле Российской Федерации, Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», завод «Севмаш» и итальянская фирма Cortina, владевшая туристическим кластером на острове Антигуа в Карибском море, создали российско-итальянское совместное предприятие «Нептун».

Конкуренты не спали

Мини-субмарина НептунПоздней осенью того же года лихтеровоз «Стахановец Ермоленко» доставил «Нептун» к тропическому острову. В последних числах ноября мини-субмарина совершила свой первый рейс, прошедший в высшей мере успешно. Далее экипаж и вероятных пассажиров ждали красоты карибских рифов с разноцветными рыбками, а владельцев предприятия — прибыли с многочисленными ноликами. Однако на деле ситуация сложилась не так радужно.

Какое-то время русские подводники успешно катали зарубежных туристов по рифовым каньонам у побережья острова. Затем повалили неприятности.

По прошествии 30 лет сложно восстановить последовательность событий, но тогда береговые службы острова начали обнаруживать у русской лодки одно несоответствие за другим. Допустим, стравливающие за борт масло югославские аккумуляторы. Механизмы, используемые на русской субмарине, были объявлены небезопасными.

После десятилетий агрессивной информационной обработки принято считать уровень техники, производимой в СССР, едва ли не пещерным. На самом деле это было не так. Русская мини-лодка, появившаяся на Антигуа, по своим качествам явно превосходила лодки конкурирующих фирм, допустим американской компании Atlantis, и «совершенно бескорыстно» вдруг перестала нравиться местным бюрократам.

Моряк на суше…

В 1996 году курочка, которой полагалось нести золотые яйца, после трех лет, проведенных в теплом море, вернулась в Северодвинск на ремонт. «Ремонт», как и следовало ожидать, затянулся на многие годы.

Уникальный подводный аппарат просто встал в порту «Чайка». Шло время, а уникальный в своем роде «Нептун» ржавел, стоя среди списанных кораблей, затем попал в фокус внимания мошенников и даже стал фигурантом уголовного дела. Некая северодвинская фирма купила у «Севмаша» туристическую лодку как металлолом за 2 миллиона рублей и перепродала ее подставной фирме уже за 320 миллионов. Нехитрая комбинация давала возможность получить из бюджета возврат НДС на несколько десятков миллионов, а потом обанкротить первую фирму.

Органы вовремя заинтересовались странной операцией, мошенничество было пресечено, но «Нептун» так и остался на Чаячьем острове.

В 2010 году мини-субмарину купил частный инвестор, собираясь переправить ее в Москву и обустроить внутри экзотической желтой посудины модное кафе. Однако и здесь что-то опять не склеилось. Судьба упорно не желала давать поблажку несчастливому «богу морей».

Между тем судостроители сложа руки не сидели. Пока происходили карибские перипетии с первой подлодкой, в «Рубине» разработали проект новой компактной туристической субмарины. Аппарат был назван «Садко», он сошел со стапелей «Севмаша» в 1997 году и стал достойным наследником ржавеющего «Нептуна». Впрочем, массовый отечественный турист постоянным клиентом подводной диковинки опять-таки не стал. «Садко» изначально разрабатывался для тропических широт. Экскурсионная субмарина сначала эксплуатировалась на острове Сент-Люсия в Карибском море, с 2001 года начала работать на Кипре, где базируется до сих пор.

Сегодня, когда изменения касаются всех экономических и политических сфер, российские производители собираются продолжать начатое. Рособоронэкспорт, занявшийся инновационными проектами гражданского назначения с начала 2000-х годов, уже приступал к разработке подводного прогулочного автомобиля «Марина». В середине 2020-х планируется возобновить работы в этом направлении.

А вот «Нептун» все же нашел свое место. Недавно аппарат был подарен Вельскому военно-морскому клубу, и остаток своей жизни он проведет в Архангельской области в качестве музея.

Эдуард ШАУРОВ

УСПЕХ С КУПЮРАМИ

Данные об эксплуатации единственной туристической субмарины, построенной в СССР, неоднозначны. По одной версии, она с 1993-го по 1996 год активно использовалась на острове Антигуа, совершая по шесть погружений в день, по другой — так и не была допущена к работе местными береговыми службами.

  Рубрика: Версия судьбы 640 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,454 сек. Потребление памяти:11.6 mb