10 лучших самолётов-разведчиков

Автор: Maks Сен 9, 2020

Как род войск авиация начиналась с воздушной разведки. Методику бомбардировок впервые опробовали еще в 1911 году, тактику боя с вражескими аэропланами начали отрабатывать с сентября 1914-го, но фиксация из-под облаков позиций неприятеля с помощью фото- и киноаппаратуры рассматривалась консервативными генералами как единственная задача, которую с помощью самолетов можно было решать более-менее успешно. Впрочем, ситуация поменялась довольно быстро. К авиаразведчикам стали предъявляться особые технические требования, главными из которых были дальность, позволявшая залетать глубоко в тыл противника, и высокий потолок, делавший их недосягаемыми для наземного огня и неприятельских истребителей. Как результат многие из созданных именно для разведки машин позволили человеку подняться на несколько ступенек ближе к космосу.

Юнкерс (Ju) 86Р-1 (Германия)

В качестве основного разведчика в люфтваффе решили использовать поступивший на вооружение в 1936 году бомбардировщик «Юнкерс 86», созданный на основе монопланных моделей «Юнкерс 60» и «Юнкерс 160», но уже не с одним, а с двумя двигателями.

В качестве бомбардировщика он зарекомендовал себя отрицательно из-за плохой управляемости и низкой продольной устойчивости. Но как разведчик оказался великолепен, что привело к созданию специальной модели «Юнкерс 86 Р-1». Размах крыльев самолета увеличили до 32 метров и на них установили два мощных мотора, что позволило уверенно достигать высоты 14 000 метров.

Запас топлива обеспечивал длительность полета семь часов, что в 1942 году, в период битвы за Кавказ, позволяло этим самолетам достигать даже берегов Персидского залива и благополучно возвращаться обратно.

С началом Второй мировой войны была сформирована подчинявшаяся непосредственно Герингу разведывательная авиагруппа, командиром которой стал герой Первой мировой войны Теодор Ровель. В период подготовки нападения на СССР его подчиненные вторгались в советское воздушное пространство и снимали военные объекты. Собранная ими информация 22 июня 1941 года позволила немцам уничтожить большую часть авиации приграничных округов прямо на аэродромах.

Однако начиная с 1943 года наземные бои приобрели такой характер, что значение стратегической авиаразведки для немцев упало. Группу Ровеля расформировали, а ее подразделения использовали для ведения авиаразведки тактического уровня.

Пе-2Р (СССР)

Серийно выпускавшийся с декабря 1940 года Пе-2 («пешка») стал главным советским фронтовым бомбардировщиком Второй мировой войны и вообще самым массовым советским бомбардировщиком (всего выпущено 11 504 экземпляров).

Спроектирован он был в «шарашке» группой осужденных конструкторов, возглавляемой Виктором Петляковым. В основе проекта лежала модель высотного истребителя «100», которую в срочном порядке пришлось переделывать в пикирующий бомбардировщик. В феврале 1941 года Петляков стал лауреатом Сталинской премии (через год он погиб в авиакатастрофе).

Поскольку к началу войны с Германией профильного самолета-разведчика в СССР не было, решили использовать именно «пешку», разумеется оснастив вместо бомб оборудованием для аэросъемки.

Первоначально в дополнение к находившемуся в кабине стрелка-радиста фотоаппарату АФА-Б в бомбовом отсеке монтировались два аппарата АФА-1. У радиста имелся ручной фотоаппарат АФА-27Т-1 для перспективной съемки через стекло кабины.

Предназначенная для разведки модификация «пешки» именовалась Пе-2Р, но конкретные самолеты могли сильно отличаться друг от друга в зависимости от производителя и применяемого оборудования. От обычных бомбардировщиков все они отличались только отсутствием тормозных решеток и более тщательной полировкой крыла.

Кроме того, у них имелся больший запас горючего, залитого в дополнительные емкости, укладываемые в бомбоотсеки либо подвешиваемые под крыло. По мере опустошения баки сбрасывались прямо во время полета.

Р-38 (F-5B) «Лайпшнг» (США)

В 1937 году командование американских ВВС выдвинуло концепцию создания тяжелого высотного истребителя, В результате на свет появился самолет, получивший прозвище «Молния» («Лайтнинг»). Немцы окрестили его «дьяволом с раздвоенным хвостом», а японцы использовали выражение «два самолета, один пилот».

Такие прозвища объяснялись необычным внешним видом Р-38. Моторы и вооружение разместили в двух фюзеляжах, между которыми расположили гондолу для пилота. Как истребитель он оказался не слишком удачен, поскольку мог перестать слушаться пилота при небольшом крене и особенно при пикировании. Тем не менее «Молния» оказалась единственным самолетом, выпускавшимся в США в течение всей войны. Р-38 легко управлялся на скоростях до 650 км/ час, имел сильное вооружение, поднимался на высоту до 13 000 метров. Использование подвесных сбрасываемых баков с горючим увеличивало радиус действия, что было актуально для тихоокеанского театра боевых действий. Именно группа из 18 «молний» 18 апреля 1943 года перехватила и сбила самолет с главкомом японского флота адмиралом Ямамото, преодолев для этого расстояние в 700 километров.

Существование «Молнии» избавило американцев от необходимости создавать собственный авиаразведчик. В ноябре 1943 года несколько оснащенных соответствующим оборудованием самолетов были переданы силам «Сражающейся Франции».

На одном из Р-38 летал и знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери, не вернувшийся из разведывательного помета 31 июля 1944 года.

«Москито (Mosquito) Де Хэвиленд» (Великобритания)

В ноябре 1941 года, после завершения «битвы за Англию», Королевские ВВС приняли на вооружение многоцелевой самолет, который можно было использовать как разведчик, ночной истребитель, бомбардировщик и торпедоносец.

Самолет имел толстую трехслойную обшивку — внешнюю (из обклеенной полотном фанеры) и внутреннюю (из бальсы с еловыми вставками). Такой корпус обеспечивал максимальную прочность при малом весе (6,6 тонны), позволяя самолету подниматься на 11 000 метров. Поскольку лишь двигатели и некоторые элементы оборудования изготавливались из металла, «Моските» оказался практически невидим для немецких радаров.

Первая разведывательная модификация, отличающаяся от бомбардировщиков двигателями «Мерлин» и короткими мотогондолами, была оснащена тремя вертикальными и одной панорамной камерой.

Получивший наибольшее распространение разведывательный вариант Mosquito PR Mk IX появился в 1943 году и мог нести два подвесных топливных бака емкостью 230, 450 или 910 литров каждый. Рекордсменами же по запасам топлива, а следовательно, и по дальности, стали Mosquito PR Mk 34 и 34А, с которых убрали все вооружение и защиту. Это позволило разместить в бомбоотсеке 5420 литров топлива и еще по 910 литров в двух подвесных баках. Таких самолетов было построено больше всего из разведчиков «Москита» — 181 штука.

Кроме того, «Москито» часто использовались для указания целей при бомбардировках немецких городов союзной авиацией.

Ил-20 (СССР)

Востребованный и сегодня самолет-разведчик служил в Советской армии и пограничных войсках, будучи «загримирован» под пассажирский лайнер Ил-18, на базе которого его и создали.

Соответствующая надпись красовалась на фюзеляже, и даже расцветка (за редкими исключениями) у него была «аэрофлотовская». В странах НАТО этот самолет окрестили по названию водоплавающей птицы «Лысуха».

Конструктивно от «родителя» Ил-20 отличается более мощными двигателями АИ-20М и увеличенной до 5400 километров полетной дальностью. Оборудование включает фотоаппараты перспективной съемки А-87П, станцию общей радиотехнической разведки «Ромб-4», радиолокационную станцию бокового обзора (РЛС БО) «Игла-1», станцию детальной радиотехнической разведки «Квадрат-2» и аппаратуру радиоперехвата УКВ-диапаэона «Вишня».

Экипаж состоит из 11 человек. В хвостовой части оборудована комната отдыха со сдвоенными пассажирскими креслами, буфетом, гардеробом и туалетом.

В основном Ил-20 использовались для разведывательных полетов вдоль советских границ и подчинялись напрямую штабам военных и пограничных округов.

Первый полет Ил-20 совершил в 1968 году, и, хотя в 1976 году производство базовой модели прекратили, на смену пришли модернизированные варианты — Ил-20Д, Ил-18РТЛ и Ил-20РТ.

Последнее поколение этой модели представляют выпущенные в 2016 году три самолета-разведчика ИЛ-22ПП (ОКР «Порубщик»),

U-2 «Локхид» (США)

В 1954 году на параде в Москве продемонстрировали самолет М-4, способный достигнуть США и сбросить атомную бомбу. Через год американская разведка идентифицировала около двадцати таких самолетов, причем фюзеляжи некоторых из них были украшены трехзначными номерами. Встал вопрос, действительно ли количество советских ядерных бомбардировщиков перевалило за сотню, или такая нумерация является блефом.

Конструктору Келли Джонсону поручили сконструировать разведчик, способный подняться на высоту 21 000 метров, делавшую его недосягаемым для советских истребителей. Для достижения этой цели Джонсон спроектировал максимально широкое крыло (размах более 24 метров) и максимально уменьшил вес машины.

На самолете установили фотокамеру заряженную 1800 метрами пленки и способную заснять полосу шириной 150 и длиной 3000 километров. Для наглядности Эйзенхауэру продемонстрировали снимок его ранчо, на котором он мог подсчитать число коров на пастбище.

Первый разведывательный полет был совершен в День независимости США — 4 июля 1956 года. Над территорией СССР U-2 летал 24 раза и собрал много ценнейших сведений, в том числе и о том, что количество М-4 у СССР не достигло и сотни.

И только 1 мая 1960 года советские люди получили подарок к празднику. Зенитно-ракетным комплексом С-75 в районе Свердловска был сбит самолет, пилотируемый Френсисом Пауэрсом. Пилот катапультировался, и позже его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (Рудольфа Абеля). После этого U-2 начали постепенно выводить из эксплуатации.

«Канберра Инглиш Электрик» (Великобритания)

В конце Второй мировой войны британское военное министерство объявило конкурс на новый высотный и высокоскоростной бомбардировщик, который должен был заменить не имеющий защитного вооружения «Москито». Подразумевалось, что такой самолет может использоваться и в качестве разведчика.

На момент объявления конкурса инженер Петтер уже создал проект подобной машины и предложил его компании «Инглиш Электрик», специализировавшейся на поставках электрооборудования для авиации, но не имевшей собственного опыта строительства самолетов.

В 1946 году фирма получила заказ на четыре опытных «Инглиш Электрик А.1». В честь столицы Австралии модель переименовали в 1950 году, когда правительство этой страны решило не только приобрести самолет, но и запустить собственное производство.

Разведывательная модификация бомбардировщика получила индекс PR-3. В августе 1953 года на одну из таких машин установили новую уникальную фотокамеру «Робин» и отправили в воздушное пространство СССР снимать секретный ракетный полигон Капустин Яр в Астраханской области.

«Канберра» стартовала с одного из западногерманских аэродромов, достигла берегов Волги и, летя на высоте 20 километров, приблизилась к Капустину Яру. Поднятые по тревоге истребители смогли нанести английскому самолету лишь незначительные повреждения.

Пролетев с севера на юг над Каспийским морем, «Канберра» приземлилась в Тебризе (Иран), благополучно доставив снимки секретных объектов.

МиГ-25 РБВ (СССР)

Миг-25 РБВВ 1961 году конструкторское бюро Микояна — Гуревича завершило разработку истребителя-перехватчика третьего поколения, способного развивать скорость, втрое превышающую скорость звука. Разведывательная модификация самолета получила название МиГ-25 РБ и была оснащена станцией радиотехнической разведки СПС-4 А/Б, замененной в 1978 году на СПС-9 (фигурировавшую также под названием предшественника — «Вираж-1»). Наличие аэросъемочной аппаратуры не исключало возможности использовать самолет как бомбардировщик. Его боезапас составляя 4 тонны, а тактика действий как разведывательного, так и бомбардировочного характера отрабатывалась в 1970 году в ходе боевых действий между Египтом и Израилем над Синайским полуостровом. Разведывательная модификация самолета производилась серийно в 1973-1979 годах и позже модернизировалась, что отражалось в дополнительных буквах индекса. Чаще всего МиГ-25 РБВ использовались для проведения авиационной разведки вдоль границы с Китаем, что было особенно актуально в 1978-1979 годах, в период вьетнамско-китайского конфликта. От базовой модели истребителя-перехватчика конструкция разведчика отличалась удлиненным носовым конусом, что объяснялось необходимостью получить дополнительное пространство для разведывательной аппаратуры.

Отличился МиГ-25 и в ВВС Индии. В конце мая 1997 года индийский разведчик МиГ-25 появился над центром столицы Пакистана — Исламабадом.

Поднявшиеся на его перехват истребители F-16 ничего не смогли сделать с нарушителем.

Последние варианты имели индексы МиГ 25 РБВДЗ и МиГ-25 Р6ШДЗ.

SR-71 «Локхид» (США)

Внешний дизайн «Черного дрозда» часто определяют как «футуристический». Самолет необычен по форме и построен по схеме «бесхвостка». При изготовлении использовали ранние стелс-технологии. Предельная высота подъема приближалась к 26 000 метров, что делало его практически неуязвимым для ПВО.

Создание опытных моделей сопровождалось беспрецедентными мерами секретности. При выезде самолета из ангара или его посадке весь наземный персонал, не имевший допуска к обслуживанию и эксплуатации SR-71, должен был немедленно лечь на землю лицом вниз, закрыть глаза и положить кисти рук на затылок.

Открыть глаза и подняться можно было, только когда «Черный дрозд» исчезал из вида или закатывался обратно и за ним закрывались двери ангара. Парадоксально, но при этом необходимый для производства, титан американцы через подставные фирмы ухитрялись закупать в Советском Союзе.

«Черные дрозды» приняли участие в боевых действиях Вьетнамской войны. Вьетнамские и наставлявшие их советские ракетчики произвели по SR-71 около 800 пусков, но ни один самолет уничтожен так и не был. Погибли лишь две машины, и обе из-за механической неисправности.

Считается, что данные, полученные с помощью «Черного дрозда», позволили израильтянам отразить египетское наступление 14 октября 1973 года и выиграть так называемую Войну Судного дня.

Лишь в 1981 году, после выпуска в СССР перехватчика МиГ-31, «Черный дрозд» стал доступен для советской авиации и к 1999 году был снят с вооружения.

Су-24 МР (СССР)

Главный на сегодня разведывательный самолет российских ВВС начал создаваться в конце 1970-х годов на базе фронтового бомбардировщика Су-24, обозначаемого по западной классификации как «Фехтовальщик».

Главной «фишкой» обеих моделей являются крылья изменяемой стреловидности. У разведывательного варианта, в зависимости от режима полета, они устанавливаются в одно из четырех положений: 16° — на взлете и посадке, 36° — в крейсерском дозвуковом полете, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

На вооружение Су-24 МР был принят в 1984 году. Самолет с двумя турбореактивными двигателями оснащен топливной системой емкостью 11 700 литров и двумя дополнительными баками по 3000 литров каждый. Такой запас горючего обеспечивает перегоночную дальность до 2850 километров. Но и это расстояние можно увеличить при дозаправке в воздухе. «Потолок» самолета — 17100 метров.

Для защиты от противника на внешней подвеске под левой плоскостью можно подвесить две ракеты типа Р-60. Разведывательное оборудование представлено бортовым комплексом разведки БКР-1 и включает РЛС бокового обзора «Штык», панорамный фотоаппарат АП-402М, перспективный аэрофотоаппарат А-100, аппаратуру ИК-разведки.

На внешней подвеске размещаются контейнер радиационной разведки «Эфир-IM» и контейнер с лазерной аппаратурой «Шпиль-2М». Получаемая информация может перерабатываться прямо на борту и передаваться по закрытым каналам связи.

Загадки истории » 10 самых... » 10 лучших самолётов-разведчиков

, ,   Рубрика: 10 самых... 5 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,632 сек. Потребление памяти:8.67 mb